Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Subscribe. Дети" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Все о методиках раннего развития ребенка
Уже с первых дней жизни малышу покупают игрушки. Как выбрать подходящую и как играть с крохой, чтобы это не только доставляло ему радость, но и приносило пользу? Детская пирамидка — отличная развивающая игрушка, которая становится спутницей малыша в самом раннем детстве. Сборка пирамидки, сортировка ее колец по размеру или цвету способствует развитию интеллекта, совершенствует мелкую моторику и координацию движений ребенка. Познакомимся поближе...Пирамидка в своем классическом варианте состоит из стержня и нанизанных на него колец. Диаметр отверстия в кольцах чуть больше диаметра стержня, что позволяет свободно нанизывать колечки. Нижний конец стержня у основания пирамидки снабжен заглушкой, не позволяющей кольцам рассыпаться при сборке. Последнее звено пирамидки не имеет сквозного отверстия и надевается сверху на стержень, как колпачок. Вершина также не позволяет пирамидке распадаться на части и придает конструкции завершенный вид. Стержень пирамидки может иметь коническую форму, а отверстия в кольцах — разный диаметр в соответствии с формой стержня. Такую пирамидку малышу собирать проще, так как сама конструкция игрушки предполагает соблюдение строгой последовательности нанизывания колец: сначала нужно надеть кольцо с большим отверстием, затем с отверстием поменьше и, наконец, с самым маленьким. Это значительно облегчает задачу при сборке. Но, вместе с тем, такая конструкция имеет и недостаток: на первых порах ребенок не умеет дифференцировать размер и нанизывает кольца в произвольном порядке. Если малыш начнет собирать пирамидку, используя сначала кольцо с отверстием меньшего диаметра, остальные кольца ему уже не надеть. Ребенок постарше научится быстро собирать такую пирамидку методом проб и ошибок. А пока пусть мама сама предлагает ребенку кольца в нужной последовательности. Пирамидки изготавливаются из разнообразных материалов: дерева, пластмассы или ткани. Деревянная пирамидка считается самой экологичной, так как изготовлена она из натурального материала. Части пластиковых пирамидок выполнены из мягкой или более твердой пластмассы, могут быть полыми внутри или цельными. Мягкие пирамидки изготавливают из тканей разных текстур, имеющих гладкую, мягкую или шероховатую поверхность. На кольца могут быть нашиты мелкие предметы: пуговки, бусинки, колокольчики, небольшие мягкие игрушки. Такая разнородность поверхностей при ощупывании и прикосновении к ним развивает осязание, чувствительность кожных рецепторов, тренирует ручки и пальчики младенца. Все части игрушки хорошо держат форму благодаря плотно набитому наполнителю. Матерчатые кольца могут иметь специальный наполнитель: мелкие пластиковые гранулы или крупу — для развития мелкой моторики. Встречаются также пирамидки из резины и надувные пирамидки. Существуют развивающие комплексы или панели, в которые наряду с сортерами, пазлами, шнуровками включена и пирамидка. В собранном виде игрушка может иметь форму конуса, шара, вид башенки, мельницы, человечка или животного. Размеры тоже варьируются: маленькие пирамидки легко умещаются на ладони, большие можно собрать только на полу. Вместо колец нанизывающиеся части могут быть выполнены в виде звездочек, треугольников, квадратиков, игрушек с отверстием в центре. Занимательное обучениеВ силу своего возраста малышу до полугода собирать и разбирать пирамидку пока не под силу. Сортировать колечки по цвету или размеру кроха научится ближе к полутора годам. А пока можно использовать отдельные части пирамидки для развивающих игр с ребенком. На первое время достаточно 3-4 таких игрушек, изготовленных из разных материалов. В возрасте около 1 месяца малыш учится фиксировать взгляд на предмете. Зрительная система крохи очень быстро развивается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представлений о внешнем мире. Для развития зрения понадобятся игрушки с четкими очертаниями. Яркие разноцветные кольца пирамидки привлекут внимание ребенка. Покажите ему сначала в течение 5-6 секунд самое большое колечко (на крупных предметах малышу проще зафиксировать взгляд), затем колечко поменьше. Прекращайте занятие сразу, как только заметите, что кроха устал или перестал обращать внимание на демонстрируемый предмет. Здесь также важно побуждать малыша словом, улыбкой, ласковым голосом, одобряющей интонацией. Ближе к 2 месяцам, когда ребенок уже умеет фиксировать взгляд, развиваем следующее умение — следить взглядом за движущимся предметом. Покажите крохе яркое колечко, привлеките его внимание к игрушке: "Посмотри, что у меня есть. Какое интересное колесико!" Перемещайте колечко на расстоянии 40-50 см от глаз вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали. Амплитуда ваших движений должна быть около 7 см. Через несколько дней к предыдущим упражнениям добавьте новое: приближайте колечко к лицу малыша (но не ближе чем на 20 см), а потом, наоборот, отведите от лица примерно на 1 м. Повторите упражнение несколько раз с разными по цвету и размеру колечками. Словами побуждайте ребенка следить взглядом за предметом: "Посмотри, куда катится колечко!" Сортировать колечки по цвету или размеру кроха научится ближе к полутора годам.
Первое время малыш будет просто наблюдать за игрушками, ближе к 3 месяцам начнет тянуться к ним, пытаясь схватить. Чуть позже он попробует то подносить их поближе, то отодвигать подальше, тренируя мышцы глаз, чтобы одинаково хорошо видеть предметы, находящиеся на разном удалении. Прикасаясь к игрушкам, ребенок учится держать предметы, исследует возможности своих рук и развивает их чувствительность — вот почему так важно, чтобы первые игрушки малыша были разными по размеру и фактуре. Прикрепите к бортикам кроватки или коляски веревочку с нанизанными на нее колечками от пирамидки разных цветов, размеров и текстур. Кроха хаотичными движениями будет случайно наталкиваться на колечки, затем попытается их схватить, удержать, потянуть к себе, ощупать. Овладение ощупывающими движениями руки играет большую роль в развитии познавательных процессов, тактильной чувствительности, сложной координации действий. К 4 месяцам ребенок овладевает этим умением — уверенно хватает игрушку, ощупывает ее пальчиками. Помочь ему совершенствовать эти навыки можно, предлагая колечки небольшого размера, удобные для захвата. Можете привязать к кольцу веревочку и, вложив кольцо в ручку малыша, легко потянуть за нее. Ребенок, напрягая мышцы рук и пальчиков, будет удерживать колечко, попытается притянуть его к себе. Благодаря схожести колечек с баранками и бубликами можно инсценировать потешки-прибаутки: Рано утром спозаранок Конечно, малыш еще не понимает содержания стишков, зато слушает он их с удовольствием. Кроху завораживает ваш голос, ему очень нравятся ваша неторопливая, ритмически организованная речь. К тому же, со временем малыш начнет повторять за вами какие-то звуки, и эти активные тренировки подготавливают его речевой аппарат к произнесению первых слов. В возрасте около 5 месяцев совершенствуются движения ребенка — общая моторика. Побуждайте кроху дотягиваться до игрушек, пробовать ползти по направлению к ним. Можно собирать пирамидку таким образом: предварительно разложив кольца на разном удалении от малыша, попросите его достать одно колечко и наденьте его на стержень. Затем кроха дотягивается до другого кольца и т.д., пока пирамидка не будет собрана. Одновременно с развитием мускулатуры, навыков ползания мы помогаем ребенку овладеть более точными и регулируемыми действиями, а также умением совершать действия (доставать кольцо) по просьбе взрослого. При этом он учится ориентироваться в пространстве, определять расстояние до игрушки. Следующая игра развивает способность ребенка брать колечки, ощупывать их то левой рукой, то правой, перекладывать из одной руки в другую. В небольшую мисочку или коробку складываем маленькие колечки от разных пирамидок: пластмассовые, матерчатые и деревянные. Пусть малыш вынимает колечки, ощупывает их, тянет в рот, разбрасывает вокруг. Колечки разной структуры и степени твердости дадут малышу новые тактильные ощущения. Можно надеть маленькие колечки на ленту и завязать ее. Перебирая такие четки, малыш тренирует пальчики, совершенствует мелкую моторику — это важно для умственного развития и последующего овладения речью. В возрасте примерно 6 месяцев ребенок овладевает предметными действиями: осваивает возможные способы действий с разными предметами, учится манипулировать ими и отслеживать результат своих действий. Можно начать знакомить малыша с классической игрой — собиранием пирамидки. Конечно, моторика и координация движений крохи еще недостаточно развиты, чтобы быстро овладеть действиями нанизывания колечек на стержень. Но уже сейчас вы можете показать ему, как собирать пирамидку, и помочь овладеть этим умением. Для начала сами продемонстрируйте ребенку, как это делается, сопровождая свои действия словесной инструкцией: "Посмотри, я беру зеленое колечко и надеваю его на эту палочку, потом беру красное колечко и снова надеваю его. Хочешь, попробуем вместе?" Предложите крохе взять колечко. Затем возьмите ручку ребенка в свою и помогите ему надеть колечко на стержень. Возможно, процесс собирания пирамидки увлечет малыша. Если нет — предложите ему другую забаву: сами соберите пирамидку (не надевая колпачок) и, перевернув ее, наблюдайте с малышом, как колечки будут рассыпаться в разные стороны: "Ба-баах! Рассыпалась наша пирамидка!" Наверняка, это вызовет восторг у крохи — он сам будет брать колечки и раскидывать их. Или попробует снимать кольца со стержня собранной без верхушки пирамидки. Можно строить башни из колец пирамидки: на большое колечко ставить меньшее и т.д., не надевая их на стержень. Малыш с удовольствием будет разрушать эти постройки. Не ругайте его за такие действия, не упрекайте: "Я строила-строила, а ты все сломал!" В этом возрасте ребенок изучает свойства предметов, совершая с ними разрушающие действия: бросает, кусает, грызет, разрывает, толкает. Совсем скоро процесс созидания разнообразных конструкций: сборка пирамидки, выстраивание башен из кубиков — будет увлекать кроху все больше. Обучение малыша сборке пирамидки будет эффективнее, если комментировать свои действия, используя стихотворную форму. Начинаем собирать пирамидку со словами: На реке — камыши. В процессе такой игры активно развивается наглядно-действенное, логическое мышление и память: малыш наблюдает за последовательностью действий взрослого и предпринимает попытки повторить их самостоятельно. Не забудьте похвалить кроху, когда ему удастся надеть кольцо, ободрить его при неудаче. Какую пирамидку выбрать?Первая пирамидка для сборки не должна содержать более 3-4 колец, ведь внимание и усидчивость малыша кратковременны, ему пока трудно долго и кропотливо выполнять такую последовательность действий. Если ваша цель — играть с ребенком, используя части пирамидки, то чем больше будет колец — самых разнообразных по цвету, размеру и текстуре, — тем интереснее крохе играть. Выбирая пирамидку, осмотрите внимательно поверхность всех деталей: нет ли заусенцев, острых краев или других повреждений, равномерно ли окрашены части игрушки, прочно ли прикреплены мелкие детали-дополнения (шарики, бусины). Деревянная игрушка должна быть хорошо отшлифованной, чтобы малыш не занозил руку. Все части мягких пирамидок должны быть прочно сшиты, равномерно набиты наполнителем. Учитывайте размеры игрушки. В целях безопасности не покупайте пирамидки малых размеров с мелкими деталями, которые ребенок может проглотить. Кроме того, маленькие пирамидки не очень удобно собирать, потому что координация детских ручек еще далека от совершенства и первые неудачи могут отбить у малыша желание заниматься с этой игрушкой. Слишком большие кольца крохе трудно удерживать в ручках и перемещать. Выбирайте пирамидку с широким толстым стержнем, чтобы малыш не нанес им себе травму: не ткнул в глаз, не засунул далеко в рот. Особого ухода такая игрушка не требует. Достаточно вымыть ее водой с мылом перед первым применением, а затем устраивать "генеральную уборку": протирать пыль, мыть. Мягкие пирамидки можно время от времени стирать в стиральной машине или собирать пыль пылесосом со специальной насадкой. Хранить пирамидки лучше в собранном виде на полочке или в шкафу в детской комнате. Собрать игрушку после занятий можно вместе с малышом в игровой форме. По мере роста и развития крохи усложняйте игру с пирамидкой: учите его различать цвета, сортировать кольца по размеру: от большего к меньшему и обратно, считать их количество и т.д. Превратите изучение окружающего мира в познавательную игру и предоставьте своему ребенку свободу действий. Елена Федорова, педагог-психолог,
преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, УрГПУ, г. Екатеринбург
|
В избранное | ||