Не знаю, вправе ли я учить других людей как воспитыватьдетей, если своих то не очень получается? Но, собственно, учить я никого не собираюсь, а просто хочу поделиться опытом о том, как мы решаем вопрос с порядком в доме и уборкой. Как приучить ребенка (детей) к порядку.
Порядок сам по себе не бывает, и я думаю, это составная часть воспитания, ведь тут нужна и самостоятельность, и аккуратность, и забота о родных. В конце концов, если сам для себя убираться не хочешь, тосделай приятно родителям.
Порядок в доме – одна из наиглавнейших задач в нашей семье.
Во-первых, на душе реально приятно, если дома чисто.
Во-вторых, всегда может кто-нибудь зайти: родители, друзья, да мало ли кто!Но надо сказать, что я не всегда так думала, особеннов детстве. Я вспоминаю себя в детстве, как мама заставляла меня убираться и я тоже не очень-то любила это дело. Мне было все равно, где лежит
какая-нибудьвещь, пусть даже на дороге, можно же перешагнуть! Но если сравнивать меня и моих детей, то им, конечно, труднее, ведь вещей у них больше чем было у меня, наверно, раз в сто.
Беспорядок (в моем понимании) условно состоит из двух частей:
Первое: пыль и грязь по углам;
Второе:разбросанные вещи.
В первом случае – моеми пылесосим 1-2 раза в неделю (об этом ниже), во втором - ежедневный, не побоюсь этого слова, труд. Причем есть простое правило не делать из уборки «труд». Лично мне класть все вещи обратно на свои места совсем не трудно, но вот детишкам…!Особенно
тяжко пришлось, когда в этом году младший пошел в школу.
Старший сын учитсявовторую смену, мы на работе и целый день дети предоставлены сами себе. Ну, о каком порядке может идти речь? Вот тут и встала проблема не только порядка, но и самостоятельности. А это:
- детидолжнызаправить за собой постель;
-повесить форму после школы;
-поесть самив обед;
- делать уроки (хоть немного для младшего)
-и– поддерживать порядок в доме.
Весь сентябрь я приходила домой и ужасалась:форма валяется, в коридоре на полу все разбросано, в зале какие-то бумажки, фантики, игрушки, капли на ковре, в комнате детей вообще все перевернуто, на кухне грязная посуда. У меня настроение сразу портилось, ну неприятно приходить в грязную
квартиру, ведьуходишь на работу из довольно убранной и приходить охота в чистую и уютную квартиру.Особенно расстраивался наш папа, природный аккуратист. Начинал сердиться, кричать и даже хвататься за ремень,что, в общем-то,у нас не принято.
Вечерв таких случаях проходил очень хмуро. При этом днем я раз пять звонила домой с работы и пыталась руководить удаленно: «Сынок, ты покушал?», «Сын, ты повесил форму?». Он отвечает: «Да, да, мам, мне некогда, да сделал». А вечеромоказывалось ничего не сделано.
Мы пытались выяснить, на что ушел весь день? Естественно, на компьютер и телевизор.
Телевизор папа отсоединил от кабеля, на третий день маленький догадался в каком месте «сломался»телевизор. Без компьютера жизнь оказалась совсем тяжелой. Были слезы.Мне стало жалко их, попробуй, посиди 5 часов в тишине и одиночестве. Договорились, что дети будут играть
по одному часу в день. Муж установил родительский контроль на компьютере. Так что одной проблемой стало меньше.
Но с чистотой проблема осталась по-прежнему.Я уже практически отчаялась что-то изменить и приучить детей к порялку, какмуж предложил выход. Он вспомнил, как в детстве, когда его ребенком приучали к порядку, ему мама оставляла запискус
заданием.Дети сразу жеэту идею, приготовили бумагуи магниты.Я записала все задания по пунктикам и, не очень-то веря в успех этой затеи,прилепила записку на дверь.
В тот же вечер, напротив каждого пункта, стояла зеленая галочка и роспись. И дома было ЧИСТО.
На второй день написала новую записку, вечером роспись стояла возле каждого пункта, ноивыяснилось, что практически все сделал старший сын. Маленький попросил себе отдельный лист с заданиями.Я ему написала всего одно задание «чистый пол в зале».На следующий день записку я не писала, но дома опять было чисто. Вечером они даже выясняли, как красивее укладывать подушки на диване. Попробуйте этот метод, возможно, он сработает и в вашей семье.
А теперь насчет пыли и грязи. Опять же, по своим воспоминаниям из детства, когда я просто возненавидела воскресенье (потому что надо было весь день убираться, мыть полы, стирать), выходной стараюсь не загружать уборкой. Предпочитаю убираться два раза в неделю, в понедельник и в четверг по вечерам.
И лучшедружновсемвместе взяться и все сделать.
Однажды, во время уборки, у нас родилась игра. Сыновья – рядовые, я – главнокомандующий. Я выдаю конкретные и понятные детям распоряжение. За каждое выполненное распоряжение повышаю в звании.
Например, говорю младшему «командирским» голосом: «Вытереть пыльс телевизора». Он отвечает «Есть!»,бежит, вытирает.Прибегает обратно, докладывает: «Ваше приказание выполнено!», я проверяю, хвалюи повышаю в звании. Был
рядовой, стал сержант.
Дальше вытер пыль с полок, стал младший лейтенант, собрал игрушки- просто лейтенант, пропылесосил – майор, так и до маршалов доходим, если учесть, что их двое, получается, около 20конкретных дел они сделали.Я в это время вожусь на кухне, а они
наводят порядок по всей квартире. Мне остается только помыть полы. На всю уборку уходит не более 3-х часов.
Вообще, я пришла к выводу, что дети воспринимают только конкретные и понятные указания,просто сказать «уберитесь» бесполезно,лучше указать конкретные действия.
Для себя я определила некоторые особенности поведения детей, чтобы они слушались и выполняли свои обязанности,и мне не приходилось тратить на это своинервы. Я определила, что они откликаются с первого раза, когда я зову кушать, смотретьчто-нибудь
интересноеи в бассейн, на все остальное практическиникогда сразу не реагируют.В таких случаях я делаю предупреждение, например: «Через десять минут идешь делать уроки». Через десять минут, если сам не пошел, я подхожу, беру за руку и веду, обычно никаких протестов не бывает и уроки делаются довольно быстро.Так же и с остальными поручениями. К такому подходу я пришла не сразу. Раньше бывало, что я говорю какое-нибудьзамечание
или поручение, а на меня никто не реагирует, в лучшем случае поднимают голову, говорят «Сейчас» и преспокойно занимаются своими делами, даже если это дело «валяние на кровати».
Начинала повышать голос, раздражаться, орать,в конце концов, и только тогда начинались совершаться какие-то действия. Причем с каждым разом орать приходилосьгромче и дольше, я каждый раз чувствовала себя как бы униженной, ведь детиреагировали
только после выплеска моих отрицательных эмоций, а до этого я былакак пустое место.
Тяжело ощущать себя бесполезной «говорилкой», пустым местом и до слез обидно от их безразличия и потом, когда они вырастут, как я смогу на них воздействовать?Ведь к тому времени игнорироватьмаму они окончательно привыкнут. Поэтому, я перестала кричать и стала
искать другие способы. Когда даешь задание, мгновенно реагироватьникто не будет, ведь это уже работа, а не развлечение. Надо дать время настроиться и, соответственно, закончить текущее дело. Если в это время они смотрят мультики, я даю время до конца мультика, если играют в компьютер, даю 5-10 минут.
Вообще, воспитание детей такая вещь, что когда начинаешь об этом задумываться, понимаешь, что воспитывать нужно прежде всего себя. Ведь на самом деле дети копируют родителей, особенно в раннем возрасте это хорошо заметно. Мы можем не замечать какие-то свои недостатки, а детки показывают все как под копирку.
В воспитании якак-то всегда ориентировалась на свои внутренние установки, это хорошо, это плохо, так нужно, а так нельзя. Но я знаю точно, что надо детей любить ибаловатьпо-хорошему, а бить нельзя ни в каком случае.