Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выращивать детей с умом и сердцем? Метод контрактов Монти Роберта


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как выращивать детей с умом и сердцем?
Выпуск № 70
Сайт проекта "Родительская Школа"

Письмо автору

Архив рассылки

Метод контрактов Монти Роберта

После 4-хнедельного перерыва я возобновляю работу Родительской Школы и выпуск рассылок. Первый выпуск, как первый шаг, сделать труднее, чем 100 последующих - в любом процессе особых усилий требует начало и завершение. И усилия, чтобы начать, обычно уходят большей частью на размышления, сомнения, ожидания лучших условий, настроения, времени и пр. И в ожидании "лучших времен" упускается единственное, что нам дано - момент здесь и сейчас, совершенный момент для безупречного действия.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей недавней ошибки, в надежде, что кто-то сможет использовать это к своему благу (а вдруг кто-то сможет научиться на чужих ошибках :-) ). А также вы узнаете еще об одном методе взаимодействия с детьми, которым решила поделиться со мной одна девушка, которая пока только интересуется :-) материнством. А я решила поделиться им с вами. Собственно, с ее письма все и началось :

 Здравствуйте, уважаемая Татьяна!
Один из последних выпусков вызвал давно накопившееся желание поделиться одним методом взаимодействия с детьми. Я в данный момент проживаю в США, и здесь мне доступны англоязычные источники. Недавно прочла интересную книгу-автобиографию Монти Роберта "Человек, который слушает лошадей"
(она не была опубликована на русском).
Хочу в нескольких словах описать жизнь этого замечательного человека, а также разработанную им систему (см. ниже). Пишите, если есть какие-либо вопросы.

Удачи в вашем замечательном деле!!!!

Юлия Велк

----------------------------

Монти вырос на лошадиной ферме в Калифорнии. Его отец тренировал лошадей а мама обучала езде, так что Монти уже сидел на лошади постоянно с 4 лет. Когда он подрос, то стал ездить в прерии Невады, где они ловили диких мустангов и привозили их в Калифорнию для Родео. Как раз там Монти и стал наблюдать за поведением диких лошадей в табуне и заметил, что они общаются посредством своего языка, который включал положение тела и жесты. Так когда жеребенок провинялся поведением главная кобыла (они оказывается в табунах главные) поворачивалась передом к нему и начинала сверлить его взглядом, тем самым отгоняя его от табуна дальше и дальше на довольно большое расстояние. Изоляция для дикой лошади подобна смерти – если в табуне они держатся вместе и помогают друг другу, то в одиночку они будут легкой добычей хищника. Кобыла некоторое время держала его в стороне не сводя с него глаз пока жеребенок не начинал «просить прощения» - он опускал голову к земле и начинал жевательные движения челюстью как бы говоря: Ну ладно, я осознал свою вину, я больше не буду. Когда кобыла решала, что наказания достаточно она отводила глаза в сторону и жеребенок постепенно возвращался в табун. Такое могло повторятся несколько раз, пока жеребенок не усваивал урок. Монти стал пробовать данный метод общения со своими лошадьми на ферме и выяснил, что у него получается достичь взаимопонимания с лошадьми языком тела и жестами. В то время традиционным методом обуздания зеленых, необъезженных лошадей было насилие над ними: их связывали, били плеткой, мучали чтобы выбить весь дух и подчинить животное себе. Обычно этот метод занимал до 6 недель и изнурял как человека, так и лошадь. Со временем Монти отточил свой метод работы с лошадьми, ему удавалось «договориться» с лошадью за полчаса. Сначала он помещал ее в круглый ринг с высокими стенами, также как кобыла начинал на лошадь смотреть, что заставляло лошадь отбегать к самой стене и бежать по кругу. Через некоторое время лошадь начинала проявлять признаки интереса к сотрудничеству, опускала голову и начинала «жевать», таким образом давая понять Монти: «не знаю, что у тебя на уме, но я готова кооперировать».
Монти отводил от нее глаза, что останавливало лошадь от бега мгновенно и постепенно она подходила к нему и упиралась носом в плечо. Далее таким же образом Монти седлал и сажал наездника. Данный метод показывает, что лошади очень разумные существа, и если говорить с ними их языком они вынуждены отвечать и кооперировать. Он дает лошади выбор – либо ты со мной кооперируешь, либо тебе приходится «работать» (т.е. бегать по кругу, и быть в изоляции другими словами). Лошадь думает, начинает доверять человеку и добровольно становится его партнером. Не из страха и нужды, а по доброй воле. Его отец был очень жестоким, и часто избивал Монти при непослушании. Он так до своей смерти и не принял методов Монти, он хотел, чтобы его сын жил его правилами и законами и признать его метод лучшим означало для него перечеркнуть все, чем он занимался всю жизнь, а это только укрепило в Монти желание положить конец насилию, передаваемому в его семье от поколения к поколению. Позже им заинтересовалась королева Англии, он стал ездить с показами и лекциями по всему миру, написал данную книгу, а также перенес свои методы на работу с детьми. Помимо 3 родных детей они с женой воспитали 46 неродных детей, которых родители передавали им на воспитание (здесь такое практикуется). Он выработал свой собственный метод «контрактов», который работает с детьми всех возрастов. Он заключается в том, что родитель заключает контракт с ребенком. Для этого берутся два белых плаката или пластиковых доски. На одной пишется «положительный исход», на другой «отрицательный исход» (желательно, чтобы использовались два разных цвета, или чтобы доски или плакаты как-то отличались). На обе доски записываются имена обоих родителя и ребенка. Помещаются они в видимое всеми место в доме (но не у ребенка в комнате). Берется проблемная ситуация. Например, ребенок не хочет убирать у себя в комнате. Итак, договариваются, что в течение 3 следующих дней ребенок будет убирать у себя. Дальше прописываются последствия, если ребенок каждый день выполнял уговор, то в конце испытания он, например, пойдет с родителями в кино (или что-нибудь, что он любит, в зависимости от интересов и возраста). Если же если хотя бы один из 3 дней уговор не был поддержан, ребенок, например, идет мыть пол на кухне (или плитку в ванной, или полет одну грядку, вообщем выполняет какую-либо работу согласно возрасту, но не свойственную его ежедневным обязанностям). Потом оба родитель и ребенок ставят свои подписи на досках, жмут друг другу руки.
Главная цель данного метода в том, что родитель не выступает в роли администратора дисциплины или наказания. Он устанавливает контракт, где обе стороны взаимно соглашаются на положительных или отрицательных последствиях поведения ребенка. Вторичная цель, даже более важная, научить ребенка пониманию контрактов и ответственности за свои действия.
Ребенок учится понимать и жить по принципу: Мое слово – моя порука.
Весь процесс объяснения и договора должен проходить спокойно и мирно.
Знакомство с данным методом никогда не должно выглядеть как отчаянная попытка родителя решить проблему. Рекомендуется объяснить ребенку, что ранее ситуация была не совсем справедливая, а теперь пришло время вывести отношения на положительный курс. Родители должны отметить, что данная система поможет как ребенку так и родителям.

Перед тем как применять эту систему следует дать ребенку понять, что его жизнь будет лучше и проще чем она была до этого. Когда система применена правильно (отмечает Монти за его 40-летнюю практику) она является самым удачным методом для восстановления отношений ребенка-родителя.
Ясно, что ответственностью родителя является приспособить данную систему под нужды его ребенка. Двухлетний ребенок очень сильно отличается от 17-летнего подростка. Скромный ребенок или очень общительный, также важен ваш образ жизни.
Когда все принципы системы объяснены и поняты, пора присесть и начать работу с ватманами (досками). Рекомендуется заполнить положительную доску первой. Родители должны опираясь на описанное выше выработать список положительных последствий. Система рекомендуется даже для 2-ух летних детей, несмотря на то, что они еще не умеют читать или писать.
Родитель может прочитать написанное, направить руку ребенка с маркером в руке и проставить инициалы ребенка под контрактом. (Удивительно, какие вещи подвластны понятию маленького ребенка!) Родитель также подписывает контракт. После этого родитель и ребенок смотрят друг другу в глаза, пожимают друг другу руку и говорят: «Теперь у нас есть контракт».
Возьмем, например, 4-ех летнюю девочку Катю, которая плюется в людей.
Положительный контракт будет звучать так:

Воздержание от плевков в кого бы то ни было в течение целых двух дней и тогда мы поедем в гости к бабушке.

Родитель озвучивает данный контракт Кате, все подписывают его и пожимают друг другу руки. Дальше переходим к негативной доске, где может быть
написано:

Если ты плюнешь хоть раз на кого-нибудь в течение двух следующих дней, то будешь отмывать 3 плитки в ванной.

Родитель также зачитывает, подписывают и рукопожатие. Монти рекомендует выбирать для негативных последствий какое-нибудь действие, работу предпочитая это запрету делания чего-то что ребенку нравится, хотя родитель конечно может выбрать в виде негативного последствия, что ребенок не сможет смотреть мультики или играть с подругами. Если родитель чувствует, что данная мера будет наиболее эффективна с его ребенком, то ничего в этом страшного нет, хотя нужно придерживаться того факта, что затянутый срок контракта может вызвать усталость и
непонимание у ребенка. Монти не рекомендует применение еды или денег
на любой из двух досок…
Мы все знаем, что Катя не будет эффективной в чистке плитки в ванной, но не это и важно. Нужно дать понять ребенку, что он работает в результате негативных действий. Монти открыл, что данная процедура (чистки) очень эффективна для малюсеньких деток, она достаточна проста в выполнении и не создает большого беспорядка. Катя должна знать, что если негативные действия будут повторены, то количество плиток возрастет.
У родителя нет НИКАКИХ оправданий в не поездке к бабушке в случае, если Катя не будет плеваться. И также нет никаких причин Кате не чистить плитки, если она будет плеваться. Некоторые дети будут пытаться контролировать родителей раздражаясь из-за чистки плиток или какой другой работы. Монти рекомендует также как в его работе с лошадьми, когда они ведут себя негативно, родителю просто отойти в сторонку и улыбнуться (т.к. когда вы улыбаетесь, вы меньше будете думать о мерах наказания за нехорошее поведение). Родители должны верить в то, что они делают нужное дело, и раздражение ребенка – это часть воспитательной процедуры и так и должно восприниматься. Когда взрыв раздражения проходит, ребенок направляется чистить плитку.
Родители должны оценивать насколько серьезно подходить к чистке плиток.
Начать следует с замечания даже небольшого прогресса, потом наградить ребенка при окончании задания. Монти советует рассматривать данный момент как победу, обнять ребенка, сказать «Я тебя люблю», давая тем самым понять ребенку, что вы члены одной команды.

Удивительно, насколько творческим и эффективным может быть родитель, создавая пути следования для ребенка. Образцы на всю оставшуюся жизнь могут привиться ребенку. Брат Монти был вредным едоком. Монти самого очень хвалили родители за то, что он съедал все на свете. Его мама часто
повторяла: «Монти такой хороший мальчик, он всегда доедает всю свою еду». Он очень быстро понял, что чем больше он ел, тем больше его хвалили, и его брата часто спрашивали почему он не может быть как Монти и съедать всю свою еду. Даже сейчас, когда Монти за 60, он не может оставить что-либо на тарелке. Психология положительного подкрепления наиболее эффективна, и родители могут успешно закреплять путь, которым они бы хотели ребенку следовать.
Вернемся на те прошедшие два дня. Плюнула ли Катя на кого-нибудь или нет?
Сначала предположим, что Катя была хорошей девочкой, и в то время пока она была у вас на виду вы не заметили ничего негативного. Может быть вы даже заметили, как она пару раз было порывалась плюнуть, но потом передумывала. Хорошо. Родитель не должен не поощрять положительное решение, ни останавливать негативное. Очень важно для родителя помнить, что наиболее важно – это решение самого ребенка.
Важно также выбрать особое время для завершения контракта. Если Катя не сделала ничего негативного, при окончании времени контракта рекомендуется родителю пожать ей руку, посмотреть ей в глаза и поздравить ее с победой, обнять и улыбнуться. Ребенок должен чувствовать, что он любим и принимаем родителем, также чувствуя, что присутствие родителя создает безопасное место для ребенка. И не забудьте договориться когда поедете к бабушке.
Когда будете у бабушки, Монти очень советует в присутствии и ребенка и бабушки сказать: «Катя была хорошей девочкой». Нужно дать ей понять, что она награждена за хорошее поведение. Родитель не должен отмечать негативное поведение, т.к. это только пристыдит ребенка. От этого больше вреда чем пользы.
Давайте теперь рассмотрим негативный результат. Как только ребенок плюнул, контракт заканчивается, и если возможно, негативные последствия должны начаться сразу. Если ребенок выбрал время когда вы вне дома, то нужно будет подождать, хотя контракт должен вступить в силу как можно быстрее. В тот момент когда Катя плюнула, родитель должен отреагировать как будто он в печали, НИКОГДА в злости. Важно дать ребенку понять, что вы расстроены результатом. Но, т.к. это было решением ребенка, вы, родитель, находясь в стороне и не привязанным к процессу принятия решения также задеты контрактом с негативной стороны.
Очень важно для ребенка осознавать себя любимым и принимаемым, но также осознать, что вы расстроены тем, что он не выполнил контракта и должен понести негативные последствия. Напомните ей, что вы сожалеете, что ей придется их выполнять и побудьте с ней пока она чистит плитку. Вы должны оставить ребенка с надеждой, что в будущем она будет выполнять свои контракты.
Также важно для родителя не отчаиваться при первых неудачах. Они в действительности, также важны как и успех. Если родитель свидетельствует большой % успеха, возможно, что цели не так высоки как могут быть для данного ребенка. Затем поэтому важно повысить планку, помня при этом, что при увеличении негативных последствий нужно оставлять место для роста положительных.
Принципы данной системы те же самые для всех возрастов, полов и образов жизни. Количество проблем затронутых данной системой также важны. Монти советует начать с одной проблемы, двух или трех, и могут быть увеличены если только ребенок успешен в преодоление предыдущих.
Один из часто встречающихся вопросов – «А что если мой ребенок на предложение о системе контрактов просто откажется выполнять требования негативных последствий?» Ответ – сначала просто улыбнуться, дальше осторожно дать понять, что пока негативные последствия не выполнены, то не будет никаких позитивных. Негативная доска должна быть полностью очищена до того, как можно будет приступить к позитивной. Нужно дать понять ребенку, что его отказ от следования условиям контракта оставляет его без каких бы то не было привилегий. Пока контракт не выполнен, жизнь ребенка ограничена.
Монти также советует в дополнение к контрактам взаимно договориться с ребенком, что какие-то действия неприемлемы совсем. Например, подросток и родитель могут договориться, что битье другого или крик, или вранье полностью исключаются. Родители могут включить к данным действиям любые последствия они посчитают нужными. Родители также обещают детям, что насилие или крик с их стороны также полностью исключаются, что позволит им самим быть примером для ребенка.
В повторение в качестве последствий лучше использовать какие-либо действия чем запрет действий, и избегать денег и еды. Также обычные обязанности ребенка не должны использоваться в системе контрактов.

----------------------------

 Каждый, кто дочитал до конца описание этого метода, имеет возможность отследить свою первую реакцию на прочитанное и обнаружить ту же ошибку, которую сделала я :-). Причем ошибка настолько типична, т.к. обусловлена типичным мировоззрением - сформированного общей системой образования и воспитания - что я предполагаю, многие ошибку эту совершат, причем не зависимо от того, по душе или нет пришелся вышеописанный метод.

Итак, моей первой реакцией было неприятие для себя этого метода, и дальнейшее логическое обоснование этого неприятия и аргументированная критика... и в какой-то момент я вдруг поняла, что я упустила главное... очень важное... Ум приучен направлять внимание на технологию, методику, алгоритм... И ум, развитию которого придается такое большое значение, начинает претендовать на главенство даже в исконно "сердечных" сферах жизни: в семье, в любви, в отношениях с детьми и родителями... Отсутствие ума приносит человеку проблемы, но он этого не понимает :-) , а большой ум не на своем месте делает человека несчастным...

Система Монти Роберта, которая была испытана самой жизнью огромной семьи  - 49 (!) детей, была успешной не только благодаря технологии, хотя важно все... Но ее фундамент - это сам автор, его любящая душа и пытливый ум, его наблюдательность и умение смотреть и видеть, слышать жизнь, его отношение к детям...

Если у Вас есть :

прочный фундамент, основа - любовь к себе и ребенку,

несущий каркас - наблюдательность и стремление понять,

если есть осознанность своих действий ,

то берите любую технологию, подходящую случаю, темпераментам, возрастам и прочим конкретным, индивидуальным обстоятельствам. Берите и пробуйте - что-то сработает, что-то нет. Вы в любом случае не ошибетесь - все будет опытом, для Вас и ребенка, частью вашего общего и каждого в отдельности роста.

Без любви, наблюдательности, стремления понять и осознанности - лучше знать как можно меньше методик и еще меньше применять. "Многие знания - многие печали"...:-) (грустная улыбка). И печали не только ваши, но и детей, о чем знают бывшие дети особо умных и ретивых родителей, которые применяли новейшие методики воспитания на своих чадах...

Чтобы вам и вашим детям не были страшны :-) никакие методики и технологии, в моей Родительской Школе и уделяется большое внимание установлению и укреплению фундамента отношений с детьми, каркаса и (не рождается никак красивый образ :-)) осознанности - разве можно строить во сне ? :-) Поэтому просыпаемся, латаем трещины в основе, а затем уже по уму и сердцу выбираем адекватную методику, будь то активное слушание, методы естественных и логических следствий, 8 методов изменения негативного поведения, 3 формы и 6 реакций на конфликт, алгоритмы решения проблем и выхода из конфликта и прочее.

 

Всем желаю пробуждения и любви,

Татьяна Нестеренко, tnesterenko@list.ru  

 

Эксперимент.

Если Вы находите в моих рассылках что-то полезное для себя , сделайте жест благодарности - перечислите любую сумму на Ваше усмотрение по реквизитам, указанным на сайте.

Также Вы можете получить от меня гарантированный ответ на свой вопрос в течении 3-4 дней, а также предложить тему выпуска - подкрепив свое желание тем же простым действием.

Заочный тренинг.

Продолжается. Присоединяйтесь, если Вам это нужно. Описание ниже и на сайте:

 

Мой проект "Родительская Школа" :

  • Вы сможете начать строить гармоничные отношения с детьми,

  • Вы ощутите себя хорошим человеком и хорошим родителем,

  • Вы начнете понимать себя и своего ребенка,

  • Вы научитесь любить без условий и принимать себя и своего ребенка такими как вы есть,

  • Вы научитесь видеть сущностные проблемы в отношениях с детьми и устранять их,

  • Вы перестанете бояться противоречий и конфликтов в отношениях, и сможете находить взаимовыгодные решения,

  • Вы научитесь сохранять баланс интересов в отношениях,

  • Вы перестанете испытывать разрушительные эмоции: гнев, раздражение, обиду, вину, страх, и это станет Вашим даром детям – умение вне зависимости о внешних условий руководствоваться любовью и здравым смыслом, поступать по ведению горячего сердца и трезвого рассудка,

  • Вы продвинетесь на пути осознания Себя и Ваши дети последуют за Вами,


Хотите задать вопрос, пишите по адресу tnesterenko@list.ru .

Описание и ответы на вопросы читайте на сайте http://nesterenko.masterscity.net/

Издана первая электронная книга
автора и организатора

Бойцовского Клуба и
Интенсивного Курса Подготовки к Свободе

Виталия Лозовского

"Как выжить и провести время с пользой в тюрьме"

Приобрести можно здесь
. Доставка немедленная. Цена 0,84 USD

"Каталог наших самых Толковых Рассылок"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.rastemvmeste
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное