Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Раннее развитие. Чем занять ребенка?


Игры для всей семьи: для детей от 1 года до 100 лет

------------------------------------------------

Мы Вконтакте, на Одноклассниках и Фейсбуке.

Подписывайтесь на наши страницы и получайте самые свежие материалы со всех наших проектов!

------------------------------------------------

Монах в синих штанах

Старинная игра, в которую лучше играть в большом помещении - в маленьком бегать неудобно.

Читать далее >>


Сложные пальчиковые игры

Пальчиковые игры помогают начать говорить. А дальше у нас случился революционный прорыв! Есть такая игра «Замок» («На двери висит замок – кто его открыть бы мог?»); с «замком» проделываются разные действия (их количество варьируется в зависимости от подготовки детей), а в конце руки расцепляются и разводятся в сторону ладонями вверх, при этом радостным голосом произносим: «Открыли!». Когда Вася на этом месте заговорил «Кы!», он тут же начал использовать это новое слово в своем словаре, когда ему надо было попросить открыть дверь, крышку, включить свет… А это означало, что он понимает, о чем идет речь, а не просто подражает нашим действиям и звукам.

Пальчиковые игры помогают начать говорить. А дальше у нас случился революционный прорыв! Есть такая игра «Замок» («На двери висит замок – кто его открыть бы мог?»); с «замком» проделываются разные действия (их количество варьируется в зависимости от подготовки детей), а в конце руки расцепляются и разводятся в сторону ладонями вверх, при этом радостным голосом произносим: «Открыли!». Когда Вася на этом месте заговорил «Кы!», он тут же начал использовать это новое слово в своем словаре, когда ему надо было попросить открыть дверь, крышку, включить свет… А это означало, что он понимает, о чем идет речь, а не просто подражает нашим действиям и звукам.

Сложные пальчиковые игры

Некоторые движения маленьким ручкам скопировать трудно. Но я убедилась, что ПОКАЗЫВАТЬ все равно надо и простые, и сложные игры: в простые малыши сразу начинают играть (как только привыкнут – маленькие дети вообще консерваторы…), а сложные сначала просто запоминают, потом пытаются на них «намекнуть», и уж только тогда, когда вы этого меньше всего ожидаете, складывает пальчики «как положено». Стремление каждого здорового ребенка к подражанию заставило его этому научиться!

Недавно я наблюдала такое с игрой «Зайка» из репертуара Жени Кац. Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку. «Зайка прыгает», взрослый приговаривает: «Скачет, скачет зайка, ты его поймай-ка!» – и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…) Вася эту игру вообще не воспринимал, она не очень «яркая», пока не научился узнавать в игрушках и на картинках зайчика (зайчика он называл «ячка», как, впрочем, и мячик). Тогда он стал приглашать меня к игре таким образом: крутил ручками со ВСЕМИ растопыренными пальчиками и припевал: «Ячка, ячка, ячка!» Мы поиграли в «Зайку» несколько раз, через какое-то время Васин «Зайка» стал вполне узнаваемым – с двумя ушками. А если вы когда-нибудь учились машинописи или игре на музыкальных инструментах и делали при этом профессиональные упражнения для пальцев, то должны помнить, как сложно бывает сначала, например, держа все пальцы в кулаке, выпрямить безымянный – то есть освоить новое для вас статическое положение, в котором разные пальцы делают разное. Я считаю, что научиться делать “зайку” или “козу” для малыша с не сложившейся еще ручкой – такое же достижение.

Игрушка, которая всегда с собой

Вася по части пальчиковых игр и хороводов ко второму полугодию стал «первым учеником» в группе – делал все, причем охотно, не отвлекаясь даже на беспокойных новичков, которым на месте не сиделось (думаю, потому, что у них еще не успел сформироваться такой ритуал). Более того, когда предстоит долгое ожидание – поликлиника, электричка – нам уже не страшно, что всю бумагу изрисуем, все картинки посмотрим и все машинки покатаем и бросим. Мы уже очень долго и очень по-разному можем играть пальчиками, а если рядом оказываются скучающие дети, мы умеем и их развлечь пальчиковыми играми и хороводами. Сам себя он тоже вполне уже может занять.

Все-таки с чего начать?

Если в вашем распоряжении только книжка с описанием игр, вам обязательно надо посмотреть хотя бы на одну маму или бабушку, которая знает хотя бы одну игру, но «исполняет» ее так, что детям нравится. Имеет значение многое, в книжках иногда даже не описываемое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев… Если нет даже такой возможности, остается экспериментировать. Используйте все-таки наиболее подробные описания – например, в книгах Джеки Силберг или Марты и Уильяма Сёрз очень хорошо описаны именно эти сопутствующие моменты (хотя тексты лучше брать отечественные).

Если вы можете ходить на развивающую группу, вам повезло, особенно если повезло с преподавателем. В любом случае «изустная» передача методик эффективнее книжной, если вы еще не специалист. Если нравится вам, но не нравится ребенку - учитывайте наш опыт. Кстати, наши занятия были основаны на методике Екатерины Бурмистровой, по которой занимаются многие группы в Москве. В идеале вначале дети пролезают по «полосе препятствий», а потом уже рассаживаются с мамами в кругу на ковре и играют с пальчиками. «Полоса препятствий» помогает переключиться, сконцентрироваться, перестать бояться.

Катина ученица Лада, попав в наш клуб, где полосы препятствий в заводе не было, быстро справилась и с тем, что дети привыкли к другому преподавателю, и с тем, что многие малыши поначалу боятся брать за руку чужую тётю или незнакомого мальчика и вставать в хоровод: перед пальчиковыми играми она передавала по кругу колокольчик, в который каждый мог позвенеть, а в хоровод уводила «паровозиком» (дети и взрослые берутся за разноцветные кусочки лент, последовательно связанных концами) или «солнышком» (все берутся не за руки, а за цветные ленты, привязанные к обручу). С похожими на игрушки предметы детям поначалу общаться комфортнее, чем с незнакомыми людьми, а когда группа занимается уже пару месяцев, некоторые из «ритуальных предметов» уже достаются только на праздники (непременные персонажи – только колокольчик для переключения и свечка для сказки).



Читать на сайте >>

(C) 2005-2014 год, Деточка.ру
@ Связаться с автором

В избранное