Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Subscribe. Дети" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2009 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
24
|
25
|
27
|
||
29
|
30
|
31
|
Статистика
+2 за неделю
После трех уже поздно Своими словами
Первый крик новорожденного, первое нежное "агу", первое долгожданное "ма-ма-ма"... Общаться с родителями ребенок начинает сразу же после своего появления на свет, и именно в первые два года жизни у него закладываются основы полноценной речи. О тех этапах, которые малыши проходят на этом важном пути, размышляет французский психоаналитик Лоран Данон. Малышу исполнилось всего несколько недель, а он уже может часами "разговаривать" с мамой: всякий раз, когда она к нему обращается, он прислушивается, бьет ножками от удовольствия, улыбается и что-то лепечет... Иными словами, даже такой кроха уже живо интересуется мамиными словами и с радостью отвечает на них. С самого рождения маленький человечек начинает активно искать средства общения с окружающими. Еще до того, как издать первый крик, он знает, что такое язык, ведь в утробе его уже ласкал высокий голос матери и убаюкивал низкий баритон отца. А уж после появления на свет звуки речи становятся особенно необходимыми для его успешного развития. Кстати, во время визита к педиатру непременно следует удостовериться, что малыш хорошо слышит: ведь для обучения языку ему потребуется чуткий слух. Авторский переводСо второго месяца жизни малыш приступает к "упражнениям по вокалу". Он тянет гласные звуки, "гулит", прислушивается к звуку собственного голоса, меняет его высоту и с явным удовольствием проверяет возможности своих голосовых связок, точно оперный певец перед выступлением. Чтобы усладить его слух, в качестве аккомпанемента ему можно предложить негромкую приятную музыку. Но больше всего юный певец любит, когда вы разговариваете с ним на своем материнском языке. Психологи уже обратили внимание на тот особый язык, которым подсознательно пользуются мамы, когда обращаются к ребенку: голос их становится выше, певучее и нежнее, они отчетливее произносят каждый слог и акцентируют каждую интонацию. Нужно отметить, что одного нежного монолога малышу будет недостаточно. "Больше всего ребенку нравится, — подчеркивает Лоран Данон-Буало, — когда мать словно становится его собственным отражением: подражает его мимике, воспроизводит его интонации, повторяет за ним его лепет. Обычно считается, что именно дети подражают взрослым, чтобы научиться говорить. А на самом деле подражать малышу начинает мама, становясь, таким образом, его первым учителем родной речи". Ребенок произносит разнообразные звуки, а родителям очень важно понять и озвучить их смысл. Малыш произносит "агу" и ждет, что вы повторите это "агу" и добавите к нему описание его собственных ощущений: "Ты доволен; ты хорошо покушал; ты хочешь сказать, что любишь меня; ты хочешь погулять..." Как и в любом разговоре, главное здесь — подхватить мысль собеседника и развить ее вместе с ним. Иначе к чему беседа? Детский плач тоже является неким содержательным посланием, которое нужно суметь расшифровать. Он голоден, сердится или просто устал? Мамы очень быстро овладевают этим новым языком, чтобы суметь правильно откликнуться на желания ребенка. В этом случае тоже лучше проговаривать вслух эмоции, скрывающиеся за детскими слезами и призывами на помощь: "Ты плачешь, потому что проголодался. Подожди немного, бутылочка еще горячая, через минуту все будет готово!" Объясняя и обозначая словами ощущения и мимику малыша, мать помогает ему сориентироваться в бурном потоке чувств, которые им владеют. Мозг младенца изначально "запрограммирован" на общение и обладает всем необходимым, чтобы различать и воспроизводить звуки абсолютно всех языков мира. Дети — настоящие полиглоты! Правда, до полугодовалого возраста воспроизведение фонем для них — это лишь игра, основанная на желании подражать окружающим. Только начиная с шести месяцев ребенок действительно начинает стараться повторить какие-то фразы, с которыми к нему обращаются. Он произносит слова, которым научила его мама, — и тем самым оживляет свои воспоминания о ней, в ее отсутствие вызывает в памяти ее образ. Примерно в то же время, когда ребенок начинает говорить, к нему приходит боязнь чужих людей, так называемый "страх 8-го месяца". Возьмем такую ситуацию: к малышу подходит незнакомый человек и начинает, подражая матери, улыбаться и заигрывать с ним, стараясь вызвать приязнь. Ребенок в тревоге отворачивается: он пытается узнать в незнакомце маму, но обнаруживает, что это не она. Такое несоответствие между "формой" и "содержанием" вызывает у него беспокойство и слезы. А если визитер не старается "работать под маму", первое знакомство проходит без особых проблем. Покажи и назовиМежду восемью месяцами и годом в развитии общения происходит новый поворот. Ребенок начинает "гулить", а затем и произносить отдельные слоги: "ма-ма-ма", "ба-ба-ба" и т. п. Он учится сообщать о своих желаниях с помощью мимики и жестов. Каждый малыш по-своему выражает удивление, удовольствие, возбуждение или раздражение. Поворот головы, который прежде означал неприятие, становится вполне конкретным "нет". К этому добавляются четкие жесты, которые как нельзя более ясно выражают намерения ребенка: он тянется к вам, желая, чтобы его взяли, или машет ручкой "пока-пока!", перед тем как отправиться спать. Именно в этот период дети открывают для себя игры с мамой. "Наши обеды затягиваются до бесконечности, потому что дочке все время хочется играть, — рассказывает мама 9-месячной Марины. — Я ей протягиваю ложку, а она раз за разом "отсылает" ее мне. Потом она хочет поиграть в "ку-ку": я прячусь за полотенцем, зову ее по имени, а она меня "ищет". Когда я неожиданно "нахожусь", она приходит в полный восторг!" В этом возрасте дети открывают для себя еще одно развлечение: указать пальцем на интересующий их предмет, чтобы мама назвала его. Эта простая игра в "называлки" играет очень важную роль при обучении речи. Указывая на какой-то предмет, ребенок не просто дает понять, что тот его интересует или что ему бы хотелось его получить. Сам этот жест уже превращает предмет в некий знак. Зачем показывать другому то, что и так видно? Для чего стремиться разделить с кем-то свои впечатления от увиденного? Просто чтобы убедиться: то, что он, малыш, видит, имеет название. Этим простым жестом ребенок просит взрослого назвать "по имени" вещи, которые его окружают. При этом желательно, чтобы комментарий взрослого был по возможности развернутым: малыш, к примеру, указывает на куклу, а мама поясняет: "Да, это кукла, помнишь, мы видели такую же у Ани?" Такой ответ позволяет поговорить о том, чего нет рядом, и тем самым начать развивать у ребенка абстрактное мышление. Бум-бум и кап-капЯзык нужен, чтобы говорить не только о видимых и осязаемых предметах, но и о чувствах, обстоятельствах и образах, которых перед нашими глазами нет и которые мы пытаемся себе представить. Совместное чтение книжки с картинками — это тоже своего рода игра в "называлки", необходимая для обучения речи. Впрочем, если книжки малыша пока не очень интересуют, не нужно торопить события. Понаблюдайте за реакцией ребенка: если он рассматривает картинки с охотой — тем лучше! А если нет, на время отложите это занятие. В 12-15 месяцев взволнованные родители наконец удостаиваются долгожданного "ма-ма" и "па-па". Это поистине великий момент! Далее ребенок открывает для себя слово "нет", сопровождаемое однозначным движением головы, и без промедления пускает его в ход. В этот же период в его лексиконе появляются так называемые "протослова": "десь" (здесь), "оте-то" (вот это), "дя" (сюда) и т. п. Специалисты по речи поясняют, что эти универсальные протослова не обозначают конкретных предметов или действий. Чтобы как-то назвать появившихся в поле зрения ребенка корову, автомобиль или велосипед, он будет использовать одно и то же указательное местоимение "то". На этом этапе малышу достаточно просто показать, что он нечто увидел, узнал и это произвело на него впечатление. Взрослым важно "проговаривать" как можно больше действий ребенка. Малыш что-то роняет, а папа комментирует: "Бум!" Таким образом он фиксирует это событие, придает ему смысл. Ребенок тянет руки за бутылочкой, а мама приговаривает: "Какой молодец!", превращая этими словами его действие в речь. В годовалом возрасте наступает эра звукоподражания. Какому родителю незнакомы популярные выражения типа "ням-ням", "буль-буль" или "кап-кап"? Превращать этот милый младенческий язык в основной способ общения, конечно же, не стоит, но в то же время бесполезно отчитывать малыша, который, к примеру, не желает называть кошку иначе как "мяу". Можно подсказать ему "отредактированный" вариант: "Да, "мяу" — так говорит соседская кошка, а зовут ее Мурка". Если ребенок использует звукоподражательные слова, это уже свидетельствует о явном прогрессе в обучении речи: он становится активным действующим лицом и обозначает предметы самостоятельно, пусть даже не совсем в правильных выражениях. Ключевой этап в овладении речью начинается между 1,5 и 2 годами. Считается, что в стандартном словарном запасе у детей на этот момент имеется примерно 50 слов. Этому возрасту свойственны временная регрессия и появление нового типа ошибок: ребенок изобретает несуществующие слова, некоторые искажает, соединяет два в одно. Он говорит "тика" вместо "бутылка", "холюси" вместо "хочу на ручки" или "сикака" — сложное лингвистическое построение, означающее "грязный совочек" (пример абсолютно достоверный и взят непосредственно из родительской практики). Прошу слова!Чтобы пробудить у малыша интерес к речи, научите его играть со словами, вспомните считалки и песенки, почитайте ему стихи или сказки. Постарайтесь исключить из его словаря (а также из своего собственного!) неконкретные словечки типа "эта штука", "ерундовина" и тому подобные. К двум годам ребенок может составлять предложения из двух слов и вести настоящий диалог. Так, например, если малыш желает пообедать самостоятельно, он скажет: "Кусать сам!" Или объяснит: "Бай-бай — нет!", если не хочет идти спать. Фразы из двух слов — это уже финишная прямая на пути к овладению полноценной речью. И хотя ребенку предстоит еще немало великих свершений (например, начать называть себя не по имени, а просто "я", составлять развернутые рассказы, делать сравнения), главное он усвоил. И приблизительно к трем годам вы наверняка уже сможете поговорить с ним по душам! Молчание золото?Счастливые родители. Стоит ли беспокоиться, если в 2 года ребенок еще не начал говорить? Лоран Данон-Буало. Если по достижении этого возраста ребенок не говорит ни единого слова, имеет смысл заняться вплотную заняться этим вопросом. Внятная речь обычно зарождается между 2,5 и 3 годами. Иногда (правда, достаточно редко) случается, что ребенок ничего не говорит до 3 лет, а потом неожиданно начинает выдавать уже готовые фразы. Но чтобы не беспокоиться понапрасну, лучше посоветоваться с педиатром, психологом или логопедом. С.Р. Верно ли, что до 4 лет обучать ребенка правильному произношению бесполезно? Л. Д.-Б. Бесполезно пытаться делать с ним какие-то лингвистические упражнения. Зато специалист может проверить, хорошо ли ребенок использует жесты и мимику, готов ли он к общению. Если малыш начинает жужжать, когда видит машину, улавливает музыкальные ритмы, и откликается на изменения в окружающем мире, нельзя сказать, что при этом он по-своему не говорит. С.Р. Что могут сделать родители для развития речевых способностей малыша? Л. Д.-Б. Главное — не давить на своего ребенка, как бы ни шли у него дела. Ведь дети могут значительно отличаться друг от друга по скорости своего продвижения вперед. Важно убедиться, что ребенок развивается, что у него совершенствуется мимика, накапливаются (пусть и не речевые) средства общения. Родителям вовсе не нужно становиться логопедами. Будет достаточно, простых вещей: попросить ребенка повторить какие-то слоги, исправить его ошибку или предложить вместе спеть какую-нибудь хорошую песенку!
|
В избранное | ||