КАЖДЫЙ возраст решает свои задачи развития.
Младенцу, например, из всего, что его окружает,
надо выделить человека, и в первую очередь
человека близкого, значимого: сладкую и любимую
маму. У него огромная эмоциональная
потребность общаться с мамой. Все его органы
чувств — зрительные, слуховые, обонятельные,
тактильные — настроены на то, чтобы маму
различить, узнать, уловить. Поэтому все, что
исходит от мамы, прекрасно усваивается,
запоминается. В это время масса случайных
обстоятельств, связанных с мамой, откладывает
отпечаток на развитие органов чувств.
Например, в семье родились двойняшки,
однояйцовые, как две капли воды похожие друг на
друга и, конечно, с одинаковыми задатками. Их
разместили в одной комнате, но положили в разные
кроватки. Одна кроватка стояла у окна, другая
напротив двери. А когда малышам исполнился год,
тот, который спал у окна, стал демонстрировать
гораздо большую чувствительность к звукам. Он их
раньше слышал, лучше различал. Почему? А ответ
прост. Близнец, который лежал в кроватке
напротив двери, чаще и раньше видел маму.
Значит, у него хорошо развивался зрительный
анализатор и не было нужды развивать слуховой.
Но второму, который лежал у окна, мама была
нужна не меньше, чем брату. Он не мог первым
увидеть, как она идет к ним по коридору, но он
мог прислушиваться и слышать, как она идет. Что
он и делал весь первый год своей жизни, то есть
все то время, которое считается самым
чувствительным (сенситивным — говорят ученые)
для развития органов чувств и эмоциональной
сферы. И в результате получил тонкий слух.
Еще история. Семья жила в огромной
коммуналке, перестроенной из роскошной
дореволюционной квартиры, и занимала самую
дальнюю от кухни комнату. Младенец, лежавший в
этой комнате, ни видеть маму, крутящуюся на
кухне, ни слышать ее не мог. Но зато он мог
улавливать ее запах, потому что квартира, как
аэродинамическая труба, втягивала запахи кухни и
переносила их в дальние комнаты. И вот этот
постоянный поиск запаха сладкой любимой мамы,
вычленение его из букета всех других запахов
привели к тому, что у ребенка прекрасно
развилось обоняние и теперь, во взрослой жизни,
он даже мыслить может языком запахов.
Возникает вопрос: можно ли в этот первый,
младенческий период целенаправленно и осознанно
стимулировать развитие способностей человека?
Можно. Например, если мама будет петь малышу,
когда его обнимает, играет с ним, держит его на
руках, скорее всего, у него в дальнейшем будет
хороший слух. Мамы, которые не умеют петь, могут
в моменты приятного общения со своим малышом
включать записи хорошей музыки. Умение тонко
различать цвета, формы предметов разовьет малышу
та мама, которая будет с ним рассматривать
картинки, красивые предметы, играть с ним в
разнообразные по цвету и формам игрушки. В
общем, изысканная визуальная среда и вправду
воспитывает вкус, но только если знакомство с
этой средой будет происходить через маму.
Однако такие глубинные вторжения в развитие
способностей — дело чрезвычайно ответственное.
Если сформировать у ребенка
гиперчувствительность только к звукам, только
запахам или только к зрительной форме получения
информации, именно эта форма у него и будет
преобладать всю жизнь и другие формы восприятия
информации подключить станет сложно.
заведующий кафедрой возрастной
психологии факультета психологии МГУ имени М. В.
Ломоносова, доктор психологических наук Андрей
ПОДОЛЬСКИЙ,
по материалам
АиФ
ОЧЕНЬ многое зависит от нас, родителей. Мы
должны присматриваться к тому, как малыш смотрит
на окружающий его мир: на игрушки, книжки,
людей. Если заметим что-либо беспокоящее, не
стоит затягивать поход к окулисту, которому
расскажем о наших наблюдениях.
Что может послужить сигналом, что ребенок плохо
видит:
— если при хождении по дому он часто натыкается
на мебель и дверные косяки;
— держит игрушки прямо «под носом»;
— наклоняет голову вбок, глядя на предметы;
— при чтении и письме низко наклоняет голову;
— часто щурится;
— его глаза особенно чувствительны к свету и
зачастую красные;
— он быстро устает при чтении и просмотре
телевизионных программ;
— часто жалуется на головные боли и слабость;
— сидит слишком близко к экрану телевизора;
— очень близко подносит голову к монитору
компьютера;
— не узнает знакомых вблизи или с некоторого
расстояния;
— часто трет глаза (даже когда выспался);
— слезы на глазах, не связанные с плачем;
— часто глаза у него опухшие, покрасневшие или с
гнойными выделениями;
— попеременно открывает и закрывает один глаз;
— косит;
— его зрачки (всегда или время от времени)
неодинаковой величины;
— не различает цвета.
Мы сами не в состоянии определить причин проблем
ребенка со зрением, но должны знать, какие
недостатки зрения угрожают нашему ребенку.
Близорукость. Ребенок хорошо видит все,
что расположено поблизости от его глаз, а то,
что вдали, видит не «в фокусе», размазанным.
Часто этот недостаток в первые годы жизни быстро
прогрессирует и поэтому требует частой смены
очков (возможно, каждые полгода!).
Дальнозоркость. Ребенок нечетко видит
предметы, находящиеся у него под носом, зато
хорошо видит те, которые удалены (читая, отводит
книжку на расстояние вытянутых рук). У маленьких
детей дальнозоркость — явление естественное.
Если она невелика, он с ней прекрасно
справляется. Очки нужны либо при большей
дальнозоркости, либо если из-за дальнозоркости
ребенок начинает косить.
Астигматизм. Вызывается неравномерной
выпуклостью роговицы. Из-за этого ребенок видит
картину как бы отраженной в кривом зеркале,
волнистую и размытую.
Косоглазие. Чаще возникает у малышей с
дальнозоркостью. Ребенок с таким недостатком
видит мир невыразительным и двоящимся. Чтобы
лучше видеть, прикрывает один глаз. Косоглазие,
вызванное дальнозоркостью, лечат, корректируя
стеклами и заслоняя здоровый глаз, что
заставляет слабый глаз работать с большей
интенсивностью.
Внимание! Ребенок до трех месяцев может косить
из-за незрелости нерва и мышц глаза. Не стоит
из-за этого беспокоиться. Если «убегание глаз»
не проходит, то это сигнал, что малыша нужно как
можно скорее показать специалисту.