Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Игра, музыка, дети.


НАШИ ПРОЕКТЫДАНИЛКА | Малыши.RU

Рассылка "Раннее развитие детей. Развивающие и обучающие игры и игрушки"

Данилка - детские игрушки.

История использования музыки в лечении людей.

Как могуч твой чарующий звук!
Моцарт. Волшебная флейта

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.
Исследователи обнаружили, что около двух третей ресничек (микроскопические волоски во внутреннем ухе, которые находятся на плоской поверхности наподобие клавиш пианино, реагирующие на звуки различной частоты) реагируют на звуки высокого музыкального диапазона (от 3 000 до 20 000 герц). Это значит, что когда-то давно люди общались в основном с помощью песен и высокочастотного тонирования.

Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Это известно из различных источников: из работ Платона, из жизнеописания царя Давида, упоминается в мифах об Аполлоне и т. д.
В работах первого общепризнанного теоретика музыки древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. У одного из последователей философа Ямвлиха в его трактате «О пифагорейской жизни» мы читаем: «Пифагор установил в качестве первого - воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала ... Он предписал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души: скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, изнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели при помощи подходящих мелодий.
И когда его ученики отходили вечером ко сну, при помощи музыки он освобождал их от дневной смуты, очищал взволнованное умственное состояние и приготавливал в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения».
Вслед за Пифагором Аристотель считал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей связана с тем, что она заключает в себе различные оттенки настроений, и они четко соответствуют, «подражают» характерам и свойствам человека. Платон считал, что «ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим». Задача музыкального воспитания по Платону - гармонизация индивида с общественной жизнью.

В ХХ веке развитие представлений о терапии средой подтолкнуло к использованию изобразительного искусства, танца, физических упражнений и музыки в лечении психических расстройств. Все эти виды воздействий позволяют усилить благотворное влияние среды на человека. В настоящее время музыкальная терапия стала составной частью лечебных и образовательных программ в больницах, школах и других учреждениях. Музыка становится все более популярным средством психотерапевтического воздействия, способствующим интеграции и укреплению психического здоровья.

В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.
Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, физические и сочетанные нарушения, спинномозговые травмы, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психические отклонения, афазию, аутизм.
Как интегративный метод музыкотерапия включает в свой арсенал медицинские, педагогические и психотерапевтические методы.
Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на все возрастающие негативные воздействия среды, включая плохую экологию и напряженность в человеческом обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на психическое, но и на тесно связанное с ним физическое здоровье детей.
Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов за 1999 г., около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания: за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения.
Нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что в пятилетнем возрасте 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении. А к десяти годам количество нервных детей достигает 56%. Причинами столь высокой заболеваемости в школьном возрасте становятся школьная тревожность, психогенная школьная дезадаптация и др.

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.
Музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования. «Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.
Использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты. А сочетание методов музыкальной терапии с разнообразными игровыми и психотерапевтическими техниками усилит положительное воздействие.
 

НОВЫЕ ТОВАРЫ И НОВОСТИ МАГАЗИНА "ДАНИЛКА"

ИГРУШКИ

АУДИОДИСКИ (по 90 рублей!)

Baby Born кукла 43 см, юбилейная - 15 лет, с закрывающимися глазами (Zapf Creation, Baby Born Limited Edition, 804070)Baby Born кукла 43 см, юбилейная - 15 лет, с закрывающимися глазами (Zapf Creation, Baby Born Limited Edition, 804070)


Машина на р/у Porsche 911 Carrera (Silverlit, 82047)Машина на р/у Porsche 911 Carrera (Silverlit, 82047)



Подзорная труба, серия "Пираты" (Mega Bloks, Pirates, Longboat Lookout, 3606)Подзорная труба, серия "Пираты" (Mega Bloks, Pirates, Longboat Lookout, 3606)



Музыкальные часы "Тик - Так" (Tolo, Musical Clock, 89225)Музыкальные часы "Тик - Так" (Tolo, Musical Clock, 89225)



Парусник. Картина-гравюра (царапка)Парусник. Картина-гравюра (царапка)

 
Мамины колыбельные (песни + караоке) Вера Дворянинова (аудиодиск)Мамины колыбельные (песни + караоке) Вера Дворянинова (аудиодиск)
Успокаивающая музыка для мам и малышей (аудиодиск)

Нос. Н.В.Гоголь (аудиодиск)Рассказы и сказки. Л.Н.Толстой (аудиодиск)
История одного города. М.Е.Салтыков-Щедрин (компл. 2 аудиодиска)
Нос. Н.В.Гоголь (аудиодиск)
Слово о полку Игореве (аудиодиск)
Городок в табакерке. Сказки В.Ф.Одоевского (аудиодиск)
Каштанка и другие рассказы. А.П.Чехов (аудиодиск)

Музыка моря. Джаз для детей (аудиодиск)Музыка моря. Джаз для детей (аудиодиск)
Музыка гор. Джаз для детей (аудиодиск)
Крылатые качели. Антология детского шлягера (CD)

Математика для малышей. Где живут цифры? А.Усачев (от 4 лет) (аудиодиск)Математика для малышей. Где живут цифры? А.Усачев (от 4 лет) (аудиодиск)


Рикки-Тикки-Тави. Р.Киплинг (аудиодиск)Рикки-Тикки-Тави. Р.Киплинг (аудиодиск)
Сказки и легенды индейцев Мексики (аудиодиск)
Орфей и Эвридика. Легенды и мифы Древней Греции (аудиодиск)

MP3 (по 109 рублей!)

DVD (по 90 рублей!)

Сказки Кота-Мурлыки. MP3Сказки Кота-Мурлыки. MP3
Сказки Г.-Х.Андерсена. MP3
Русские народные сказки. MP3
Лучшие сказки для детей. MP3
Музыкально - литературные композиции. Чудесные рассказы феи "До-ми-соль". MP3
Лучшие песни для детей. Андрей Варламов. MP3

Аудиоэнциклопедия. MP3Аудиоэнциклопедия. MP3
Музыкальный календарь природы. MP3
Звуки живой природы. MP3



Шедевры классической музыки. MP3Шедевры классической музыки. MP3
Классика на бис. MP3
Классическая музыка для детей. MP3


 

 

Пиноккио. Дисней. (dvd) (Язык: русский, английский)Пиноккио. Дисней. (dvd) (Язык: русский, английский)
Дамбо. Дисней. (dvd) (Язык: русский, английский)
Три кабальеро. Дисней. (dvd) (Язык: русский, английский)
Алиса в стране чудес. Дисней. (dvd) (Язык: русский, английский)
Золушка. Дисней. (dvd) (Язык: русский, английский)
Белоснежка и семь гномов. Дисней. (dvd) (Язык: русский, английский)
Питер Пэн. Дисней. (dvd) (Язык: русский, английский)
Бэмби. Дисней. (dvd) (Язык: русский, английский)

Дедушкины сказки (dvd)Дедушкины сказки (dvd)
Мария, Мирабела (dvd)




 
КНИГИ
Сила разума для детейСила разума для детей
 
Дошкольное творчество

ИГРА И МУЗЫКА

Игра и музыка в психологии

Игровая деятельность - чрезвычайно важная сторона жизни ребенка. Совершенно очевидно, что дети занимались играми с доисторических времен. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки разных эпох и культур.
Интерес к игре в настоящее время способствует активному развитию методов игровой психотерапии. Игра является средством, помогающим установить контакт с ребенком и понять особенности его мышления.

Существуют некоторые общие особенности детской психики, делающие применение игровых методов, в том числе и с использованием музыки и музыкального самовыражения, наиболее подходящими для работы с детьми:

1. Дети во многих случаях затрудняются словесно описать свои переживания. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов игровой деятельности, конструктивных и пластических материалов, а также музыкальных инструментов и разнообразных звучащих предметов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

2. Дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий, чем взрослые. Их переживания проявляются в игровой, изобразительной и музыкальной деятельности непосредственнее, не проходя «цензуру» сознания.

3. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление взрослого, поэтому он использует игру, рисование, музицирование и манипуляцию с различными материалами как способ осмысления действительности.

Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние. Воздействие музыкальных образов сделает игру ярче и занимательнее, поможет проявиться детской индивидуальности. Игра в свою очередь будет способствовать полноценному восприятию музыкальных произведений, образный строй которых не имеет еще опоры в прошлом опыте детей.


Музыка как средство коррекции

Музыкальная психотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.
О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты.
В ряде зарубежных методик достаточно успешно применяются методы воздействия на пациентов средствами музыкального искусства и музыкального самовыражения.
Например, известный метод музыкальной терапии Нордоффа-Роббинса широко использует методы «невербальной коммуникации». Он состоит в том, что патологические нарушения психоэмоционального характера, агрессивные тенденции, фобии спонтанно и легко выражаются в музыке. Это музыкальный творческий подход, в котором делается акцент на уникальную роль «живой» музыки как средства коммуникации. Пациенты всех уровней вовлекаются в процесс создания музыки совместно с терапевтом через использование музыкальных инструментов.
Выбираются те инструменты, которые, будучи достаточно выразительными, чтобы должным образом вознаграждать усилия клиента, не требуют специальной подготовки для игры на них. Музыкальный инструмент подбирается соответственно замыслу, но чаще берется барабан - инструмент наиболее доступный, не требующий особых навыков и в то же время обладающий большой ритмической силой, передающий тончайшие эмоциональные нюансы. Дополняют барабан цимбалы, литавры. Их звонкость вносит разнообразие в игру и делает ее более выразительной.

Музыка снимает все барьеры, она - великий связной. Различные виды музицирования становятся излюбленным видом совместной деятельности ребенка и психотерапевта. Например, игра на музыкальных инструментах может применяться в качестве психотерапевтического средства в работе с детьми. Совместное музицирование может быть своеобразным ритуалом, используемым на каждом занятии, средством укрепления отношений между ребенком и психотерапевтом.

Музыка на сеансах игровой психотерапии и музыкальная терапия сама по себе использует различные терапевтические механизмы:
она позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
помогает установить контакт между психотерапевтом и клиентом;
помогает развить коммуникативные и творческие возможности клиента;
повышает самооценку на основе самоактуализации;
способствует отреагированию чувств;
помогает пережить катарсис;
развивает эмпатические способности;
помогает укрепить отношения с психотерапевтом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;
формирует ценные практически е навыки - игру на музыкальных инструментах, умение петь и т. д.;
помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т. д.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыки в работе с проблемными детьми:
Улучшается концентрация внимания и его продолжительность, дети с неустойчивым вниманием вполне могут концентрироваться на игре в течение отведенного времени и по мере того, как диапазон их возможностей расширяется, испытывать все большее удовлетворение и гордость. Непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки.
Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей.
Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми.
Улучшается речевая функция. Уже имеется опыт использования мелодической интонации для обучения речи детей с афазией.
Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к тому, чтобы без труда обучиться игре на простых инструментах, пению и другим простым способам музицирования. Они получают от этого удовольствие. В случаях отставания в развитии музыкотерапия дает наиболее показательные результаты.

Хорошие результаты дают коррекционные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП, задержка психического развития, слабовидящие). Используя карельский народный инструмент кантеле, педагог из Карелии С. Я. Стангрит проводил с детьми занятия в пассивной форме, включающей в себя знакомые мелодии, импровизации на образ, идею, рисунок или графику, на состояние, а также в активной форме, подразумевающей поглаживание струн, спонтанные импровизации, вербально-музыкальные импровизации, ансамблевые и сольные произведения. Он заметил, что кантеле-терапия дает положительные результаты в занятиях с детьми ДЦП - значительно освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается тонкая моторика. У слепого с рождения Э. повысилась чувствительность подушечек пальцев рук. «У всех детей после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус».
Улучшается сенсомоторная функция: дети с плохой координацией движений прикладывают больше усилий, для того чтобы научиться работать пальцами. (В этих случаях психотерапевт предлагает им «говорить своим пальчикам, что нужно делать».) Постепенно координация таких детей совершенствуется.
С успехом используется игра на музыкальных инструментах в работе с детьми с плохим зрением. Они постепенно осваивают технику игры и получают огромное удовольствие, научившись исполнять простые пьесы.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован ... снимает страхи, напряженность ... Опубликованные в прошлом году исследования показали, какое сильное воздействие оказывает музыка на понимание пространственно-временных соотношений. В журнале «Неврологические исследования» приведены данные о том, какое влияние оказали еженедельные занятия музыкой на формирование пространственно-временных связей у трех-четырехлетних детей. Спустя полгода выяснилось, что будущие Горовицы при тестировании на пространственное ориентирование показали результаты, на 34% превышающие средневозрастные.
Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования, развиваются его интересы.
Большие успехи достигнуты в лечении детей больных аутизмом.
Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние клиента, способствуя тем самым лечению психосоматических заболеваний.
 

МУЗЫКАЛЬНАЯ АРТТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ


Учитывая все механизмы воздействия музыки на человека, можно, наконец, определить те причины, опираясь на которые мы вправе утверждать, что сочетание музыкальной терапии и игровых психотерапевтических техник будет полезно и эффективно.
1. Влияние музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном воздействии на мозговые структуры и на весь организм человека. Поэтому использование музыки во время психотерапии поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой клиента и с различными уровнями его сознания.
2. Музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме. Умело используя этот механизм, можно гармонизировать и стабилизировать эмоциональную сферу клиента через изменение с помощью музыки его дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мозговой активности и т. д.
3. С моторно-двигательной реакцией на музыку связано оживление в памяти прошлого опыта. Музыка является ключом к системам человеческой памяти. Это важно учитывать в процессе психотерапии, когда возвращение и воскрешение прошлого является одной из главных задач.
4. Музыка и речь - родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения в ситуациях, когда ребенок затрудняется говорить, а также для развития речи.
5. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Это и общение с личностью автора, с «лирическим героем» произведения, а также со всем духовным опытом человечества. Это имеет большое значение для психики ребенка, которая полноценно развивается лишь в ситуации передачи опыта от поколения к поколению.
6. Восприятие музыки синестетично. Оно обогащается зрительным восприятием, а также ощущениями пространства и времени. Сочетание музыки и рисования, музыки и движения, музыки и речи может дать хороший психотерапевтический эффект, поможет раскрытию личности маленького пациента.
7. Музыка - это метафора. Метафорический язык близок детям, понятен независимо от возраста, метафоры «безопасны», для детей, вызывают у них интерес и в большей степени, чем обычная речь, отвечают детским потребностям и ожиданиям. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания клиента и поэтому дольше сохраняются в памяти.
8. В процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имеет большое значение для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружением.
9. Музыка воздействует на подсознание человека. Музыкальные архетипы предельно обобщены, их понимание не требует специальных знаний и навыков, они имеют генетическую «укорененность». В сознании человека, что облегчает восприятие музыки детьми. Возможно, на детское подсознание она действует напрямую. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания. Это сделает сеанс детской психотерапии успешным и более эффективным.
10. Музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию. Первичные эмоционально-акустические единицы музыкального языка воздействуют на эмоциональную сферу человека. Это облегчает отреагирование чувств во время сеансов психотерапии.
11. В музыкальном восприятии правое полушарие мозга играет ведущую роль. Так как у детей правое полушарие является доминирующим, то это делает восприятие музыки наиболее доступным ребенку.
12. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.

В рассылке использованы материалы книги О.А. Ворожцовой "Музыка и игра в детской психотерапии".

Сегодня в рассылке:

1. История использования музыки в лечении людей.
2. Игра и музыка в психологии. Музыка как средство коррекции.
3. Музыкальная арттерапия для детей.

Рождественская распродажа

С 7 января по 31 января 2007 года в магазине "Данилка" - РОЖДЕСТВЕНСКАЯ РАСПРОДАЖА! Мы сделали специальные, рождественские цены на многие популярные товары нашего магазина. Покупайте, радуйте своих малышей!
Мы любим Вас и Ваших детей, Ваш магазин "Данилка"

Наши партнерыры

"Малыши.RU" - для неравнодушных родителей
Ссылки для мамы

Это интересно

"Черная жемчужина". Пиратский корабль капитана Джек Воробей. (Mega Bloks, "PIRATES OF THE CARIBBEAN", 1017)
"Черная жемчужина". Пиратский корабль капитана Джек Воробей. (Mega Bloks, "PIRATES OF THE CARIBBEAN", 1017)
2640.00 руб.
2460.00 руб.

Барби: принцесса Женевьева, "12 танцующих принцесс" (Mattel, Barbie, 12 dancing PRINCESSES, J8887)
Барби: принцесса Женевьева, "12 танцующих принцесс" (Mattel, Barbie, 12 dancing PRINCESSES, J8887)
1771.00 руб.
1661.00 руб.

Твистер. Twister (Hasbro)
Твистер. Twister (Hasbro)
754.00 руб.
645.00 руб.

Наши читатели. Подписка

Рассылка 'Раннее развитие детей, развивающие и обучающие игры'

Рассылки и Subscribe.Ru
Раннее развитие детей, развивающие и обучающие игры
В мире игр и игрушек.
Физическое развитие детей

Рассылку подготовила Наталия Червятина. Замечания и вопросы по расылке, Ваши предложения будем рады принять на info@danilka.comm

НАШИ ПРОЕКТЫДАНИЛКА | Малыши.RU


Данилка - детские игрушки. Есть что купить

В избранное