Раннее
развитие детей. Развивающие и обучающие игры.
Рассылка
№ 04 от 01 июля 2004 г.
Читаем
рано. Продолжение.
ТРЕТИЙ ЭТАП начинается,
когда первые 5 букв
усвоены (от 1 года до 1,5
года, а может быть, и
дольше, в зависимости от
речевых умений), добавьте
остальные (йотированные)
гласные Я, Ю, Е, Ё, И.
Раскрасьте их в следующие
цвета: Я - в красный, Ю - в
смесь синего и красного, Е
и Ё - в зеленый, И - в синий.
Аналогично 2-му этапу
развесьте карточки по
квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С
ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Если ваш ребенок "молчун-философ"
и не говорит до 2-2,5 года, но
безошибочно показывает
буквы по вашей просьбе (или
по крайней мере с
удовольствием ими
занимается), не
останавливайтесь на 2-м
этапе, а переходите к
следующему. Скоро
количество плавно
перейдет в качество и,
начав говорить, он легко
назовет уже знакомые
буквы. К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ
переходите, когда усвоены
все гласные. Следующими
будут сонорные согласные
Р, Л, М, Н, близкие к гласным
и поэтому легкие для
произношения. Р
раскрасьте в красный цвет,
Л - в смесь красного,
желтого и синего (смело
смешайте краски на
палитре!), М - в красный, Н -
в голубой. ПЯТЫЙ ЭТАП
скорее всего наступит
гораздо быстрее, чем
предыдущие, - скажется
навык усвоения звуков и
букв. Это будут звонкие
согласные, окрашенные: Б -
в белый, В, Г - в синий, Д - в
черно-белый (серый), Ж - в
желтый, З - в зеленый цвета.
ШЕСТОЙ ЭТАП - глухие
согласные и Й, Ь, Ъ.
Раскрасьте К в красный
цвет, П, Х, Ш, Щ - в черно-белый,
С - в синий, Ц - в желтый, Ч -
в черный, Й - в синий, Ъ - в
белый, Ь - в синий. Обычно
процесс изучения букв
длится от 2 до 3 лет.
Одновременно с этим
должна идти постоянная
работа по развитию речи,
мышления, памяти,
образного мышления, т.е. по
общему развитию ребенка.
СЕДЬМОЙ ЭТАП можно
совместить с 6-м или даже с
5-м. Выполняйте следующие
упражнения (желательно
систематически - это даст
необходимый навык): найти
заданную букву в слове или
небольшом произвольном
наборе букв (не больше 5-6);
раскрасить фломастером
или карандашом знакомую
букву, нарисованную
полным контуром (если
ребенку еще это не под
силу - пусть просто
произвольно штрихует
цветным карандашом); найти
клавишу с заданной буквой
на клавиатуре компьютера
или пишущей машинки; найти
заданную букву в большом
отрезке текста (до 14-15 слов).
Буквы обязательно должны
быть крупными; учить
связывать буквы в слова.
При этом ни в коем случае
НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО
БУКВЫ (М-А-МА). ВОСЬМОЙ ЭТАП
- собственно "словесный".
Сделать 2-3 карточки с
односложными словами,
называющими предметы
домашнего обихода (СТУЛ,
СТОЛ и т.п.). Прикрепить их
к соответствующим
предметам. Покажите
ребенку предмет, затем
надпись, назовите предмет.
Постоянно спрашивайте:
"Что здесь написано?"
Поначалу ребенок будет
ориентироваться на
предмет, а не на надпись,
но постепенно установится
и обратная связь - от слова
к предмету. Просите
ребенка назвать все буквы,
из которых состоит слово.
Теперь он понимает, что из
букв строятся слова, а
слова называют предметы,
которые его окружают.
Четвертое слово можно
добавить уже через 2-3 дня,
постепенно (по одному)
прибавляя новые и новые
слова, усложняя их
структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ,
ОКНО). Можно даже поиграть
с карточками - прикрепить
на папу ПАПА, на маму МАМА
и т.д., потом незаметно
поменять надписи - пусть
ребенок сам заметит "ошибку"
и исправит ее. Очень важно
не переборщить с
количеством слов. Не
торопитесь быстро
увеличивать их количество.
Пусть ребенок утром "обходит
владенья свои" и ищет,
что же появилось нового?!
Время от времени
устраивайте "ночные
ураганы". Расскажите
ребенку, что ночью
прилетел ветер-забияка,
который сорвал все
таблички со своих мест и
свалил в кучу посередине
комнаты. Предложите
ребенку вернуть все слова
на свои места. Вот тут вы и
увидите, как незаметно для
вас сын или дочь начали
"читать" знакомые
слова. Поначалу
зрительная память будет
помогать, но вы устроите
еще один вариант "урагана",
когда таблички будут не
сорваны, а перепутаны -
развешаны не по своим
местам. И здесь уже
заработает та самая
обратная связь, о которой
говорилось выше. Сделайте
особые книжки-картинки,
где рисунок однороден, т.е.
возможно обозначение
нарисованного одним
словом - ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и
т.п. В этих книжках
сделайте крупные подписи
и, рассматривая их,
читайте слово. Просите
ребенка прочитать книжку
от начала до конца.
Развивайте его фантазию -
пусть он сочинит что-нибудь
про предмет, изображенный
на картинке. Еще лучше,
если вы вместе придумаете
какую-нибудь интересную
сказку. ДЕВЯТЫЙ ЭТАП.
Начинайте читать с
ребенком отдельные слова.
Сначала вы читаете слово,
затем ребенок называет
буквы, из которых оно
состоит, затем сам читает.
Слова должны состоять из
одного слога. Сделайте
таблички, распределив
слова по группам в
зависимости от количества
слогов. Например: НОС, РОТ,
ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК.
Прошу совета.
Что-то не вызывает
большого интереса эта
рублика. Тем не менее,
думаю, мы сможем ее "оживить".
Мы искали ответ на
вопрос , что же подарить
ребенку на год.
С игрушками немного
разобрались.
А я бы порекомендовала
еще одну замечательную
книжку. Кстати, на
подобную тему есть статья
на нашем сайте, называется
она "Наш опыт по
изготовлению альбомов".
Так вот, о книжке, нам
подарили ее как раз на год,
она именно детская - с
толстыми ламинированными
картинками. И каждый ее
разворот посвящен
определенной теме:
продукты, инструменты,
мебель, одежда. На
развороте идут фотографии
по теме, штук 20 с подписями.
Эту книгу мы
рассматривали ежедневно
по нескольку раз в день,
месяцев 5-6. Это был просто
домашний хит.
А какие книжки для
годовалого ребенка
порекомендуйте Вы???
Говорят детки.
Ждем Ваши примеры на эту тему.
Не хочется "выдергивать" чужие высказывания с
сайтов. Давайте расскажем свои!
Форум
Продолжим
анонс вопросов, которые
обсуждаются на нашем
Форуме.
Принимайте
участие!!!
Кубики Зайцева.
- Вы пишите, что ребенок
год занимается. а они там только по кубикам
занимаются или еще счету, языкам по его
методике? А сколько лет вашему ребенку, большая
ли группа, как часто занятия и какой
продолжительности?
- Моему ребенку 5 лет.
Занимаемся 2 раза в неделю, математикой и
чтением (по Зайцеву), развитием руки (ведет
занятия логопед).В группе 10 человек. Лучше
начинать с 4 лет. До 4-х лет заниматься в малых
группах, с родителями. В нашем городе есть
несколько учебных центров. Прекрасное
обеспечение дидактическим материалом.
- Дочке уже 4,5 месяца. Все
время тянет руку в рот. Соску не хочу давать,
так как это может испортить прикус и отучать от
соски тоже придется. Может быть кто-нибудь
посоветует как быть
- У некоторых детей
рефлекс сосания развит лучше. Если тянет в рот
руку - значит, нужно. Я пытаюсь давать своей
соску, но пока безуспешно - собственный кулак ей
нравится больше. (Читала, что для формирования
прикуса соска безопаснее, чем палец). Попробуйте
подольше держать у груди - наши кулаки спасаются
только этим. И все равно на костяшках засосы
- Может быть я ошибусь, но
раньше же не было сосок и прикус у многих был
нормальный и зубы ровные. Мне кажется, что соски
очень кто-то раскрутил и кому-то выгодно что бы
покупали соски. Хотя отучить от соски очень
трудно. Не знаю , что посоветовать.
-21 июня 2004 года. Статья
Железновой Елены "Мы
едем, едем, едем..." в
разделе Полезные
советы.
" Начинаются отпуска. И
отпуск хочется провести
где-нибудь подальше от
дома. Если ребенок большой,
то проблем нет –
собрались и поехали. А вот
переезд с маленьким
ребенком – это событие, к
которому надо
подготовиться." читать
далее >>