Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пространство Детей

  Все выпуски  

Пространство Детей Будь рядом, но на полшага впереди


«Будь рядом, но на полшага впереди» (с)

В выпуске рассылки опять наметился некоторый перерыв, связанный  с подготовкой к рождению у нас второго ребенка. Как говорится «одна голова хорошо, а две лучше». Чтобы им в жизни скучно не было. Да и нам тоже.

А сегодняшний выпуск рассылки посвящен проблеме сюсюкающего общения взрослых.

 

Я не могу понять, почему, если ребенок не выговаривает некоторые буквы (что естественно до определенного возраста), взрослые начинают коверкать  эти буквы тоже? К коверканию и непроизношению букв добавляются странные слова, которыми взрослые между собой не общаются.  И под конец взрослые выбирают темы разговора исходя из какой-то умственной неполноценности ребенка.

 Такое ощущение, что на  некоторых взрослых при виде детей нападает слабоумие и они впадают в собственное тяжелое детство.

«Ух, ти мой сляденький, посмотри какая бибика поехала».

Развитый ребенок понимает, что у взрослого не все в порядке с головкой, либо  взрослый над ним издевается. Другой ребенок, понимает, что это и есть мир взрослых с «гулями», «ляльками», бибиками», корявыми словами.

При этом, ребенку  все равно, что запоминать «бибика» или «машина». Он в раннем возрасте запоминает слово целиком.

Наш сын (как и множество других детей) без особых проблем учил в два года такие слова как «параллелограмм»  [1] , «оциллококцинум» (лекарство, которое ему дают) и пр.

Сейчас ему три с половиной, и он спрашивает меня, что такое счастье, Родина, Мужчина, самопожертвование и пр.  Эти темы он встречает в песнях, рассказах и фильмах, ему самому это интересно. На некоторые они дает собственные ответы, которые заставляют задуматься меня самого[2] . Что нам мешает доверять детям и обсуждать с ними важные (спорные)  для нас самих темы?

Из этого я могу сделать печальный вывод, что  некоторые взрослые  подстраиваются под ребенка. Под его неумение.  Сначала это может как-то и облегчает ребенку общение (в чем я не уверен, поскольку "снижает планку"),  но что потом ребенку делать с этой искаженной картиной мира делать? Переучиваться?

Помню, однажды мы  с подростками проводили тренинг, в котором всей группе надо было выполнить сложное групповое задание. Ситуация усугублялась тем, что часть группы были «немые», то есть не могли говорить, и с остальной группой общались жестами. Но, естественно,  слышали происходящее вокруг как и все остальные. Так вот, в ходе игры часть «обычных» ребят стали «немым» также объяснять жестами вместо того, чтобы просто сказать словами. Они даже не заметили, что утеряли часть своей коммуникации.

Наверно, что-то подобное происходит со взрослыми, вдруг при виде ребенка теряющих свою «взрослость» и подстраивающихся  к такому общению,  которое ребенок наоборот стремится преодолеть, входя во взрослый мир.

 


В конце выпуска вопрос, на который у меня нет ответа: как избавить ребенка от  сюсюкающего общения не внутри семьи (тут каждый родитель решает сам),  а снаружи: в садике, поликлинике, детской площадке, автобусе, магазине? Пару раз спросил у "добрых взрослых", зачем-то  желающих умильно пообщаться  с нашим ребенком, можно ли и мне с ними общаться в таком же стиле. Но не нашел понимания J  

Может, кто из читателей рассылки поделится опытом?



[1] Правда, произносил «пагхам», но естественно, знал эту фигуру.

[2] Например, однажды я спросил: «Саша, а что такое по-твоему Родина?»  

-- «Родина, папа, это та грядка с огурцами, которую я посадил в деревне у бабушки».


В избранное