Пространство Детей Будь рядом, но на полшага впереди
«Будь рядом, но на полшага впереди» (с)
В выпуске рассылки опять наметился некоторый перерыв, связанныйс подготовкой к рождению у нас второго ребенка. Как говорится «одна голова хорошо, а две лучше». Чтобы им в жизни скучно не было. Да и нам тоже.
А сегодняшний выпуск рассылки посвящен проблеме сюсюкающего общения взрослых.
Я не могу понять, почему, если ребенок не выговаривает некоторые буквы (что естественно до определенного возраста), взрослые начинают коверкатьэти буквы тоже? К коверканию и непроизношению букв добавляются странные слова, которыми взрослые между собой не общаются. И под конец взрослые выбирают темы разговора исходя из какой-то умственной неполноценности ребенка.
Такое ощущение, что нанекоторых взрослых при виде детей нападает слабоумие и они впадают в собственное тяжелое детство.
«Ух, ти мой сляденький, посмотри какая бибика поехала».
Развитый ребенок понимает, что у взрослого не все в порядке с головкой, либовзрослый над ним издевается. Другой ребенок, понимает, что это и есть мир взрослых с «гулями», «ляльками», бибиками», корявыми словами.
При этом, ребенку все равно, что запоминать «бибика» или «машина». Он в раннем возрасте запоминает слово целиком.
Наш сын (как и множество других детей) без особых проблем учил в два года такие слова как «параллелограмм» [1] , «оциллококцинум» (лекарство, которое ему дают) и пр.
Сейчас ему три с половиной, и он спрашивает меня, что такое счастье, Родина, Мужчина, самопожертвование и пр.Эти темы он встречает в песнях, рассказах и фильмах, ему самому это интересно. На некоторые они дает собственные ответы, которые заставляют задуматься меня самого[2] . Что нам мешает доверять детям и обсуждать с ними важные (спорные) для нас самих темы?
Из этого я могу сделать печальный вывод, чтонекоторые взрослыеподстраиваются под ребенка. Под его неумение. Сначала это может как-то и облегчает ребенку общение (в чем я не уверен, поскольку "снижает планку"),но что потом ребенку делать с этой искаженной картиной мира делать? Переучиваться?
Помню, однажды мыс подростками проводили тренинг, в котором всей группе надо было выполнить сложное групповое задание. Ситуация усугублялась тем, что часть группы были «немые», то есть не могли говорить, и с остальной группой общались жестами. Но, естественно,слышали происходящее вокруг как и все остальные. Так вот, в ходе игры часть «обычных» ребят стали «немым» также объяснять жестами вместо того, чтобы просто сказать словами. Они даже не заметили, что утеряли часть
своей коммуникации.
Наверно, что-то подобное происходит со взрослыми, вдруг при виде ребенка теряющих свою «взрослость» и подстраивающихсяк такому общению,которое ребенок наоборот стремится преодолеть, входя во взрослый мир.
В конце выпуска вопрос, на который у меня нет ответа: как избавить ребенка отсюсюкающего общения не внутри семьи (тут каждый родитель решает сам),а снаружи: в садике, поликлинике, детской площадке, автобусе, магазине? Пару раз спросил у "добрых взрослых", зачем-то желающих умильно пообщаться с нашим ребенком, можно ли и мне с ними общаться в таком же стиле. Но не нашел понимания J
Может, кто из читателей рассылки поделится опытом?
[1] Правда, произносил «пагхам», но естественно, знал эту фигуру.
[2] Например, однажды я спросил: «Саша, а что такое по-твоему Родина?»
-- «Родина, папа, это та грядка с огурцами, которую я посадил в деревне у бабушки».