Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пространство Детей

  Все выпуски  

Пространство Детей Идеалы у детей


Два фрагмента форума «Формирование идеалов у детей»

Они получились вырваны из контекста, но желающие легко смогут посмотреть все обсуждение по ссылке http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=5003&highlight=

 Цитата из форума:

Прав ли я, своей опекой лишая своего сына права на ошибки и
неудачи? Ведь сам-то я к себе сегодняшнему шел именно через
них, шаг за шагом выращивая себя из маминых напутствий и
образов д`Артаньянов, Штирлицев и Жегловых. Меня растили мои
герои. А кто герой моего сына?

 Когда я еще работал в детской организации (Разновозрастной отряд "Дорога"), нам тоже предъявляли претензии, что мы создаем "тепличные" условия для детей, лишая их опыта и этим создавая сложности в будущей "взрослой" жизни. На это мы обычно отвечали, что тогда лучше всего родителям отправлять своих детей в колонию, там они получат просто кучу очень жизненного опыта, по сравнению с которым все остальное покажется цветочками.

Но при этом они как-то забывают про опыт неудач и сломанной психики. Из множества бездомных только малая часть стали Жегловыми, а большинство "Кирпичами" и "Промокашками" (помните этих героев?).

Как сказал Юра Устинов "С первых неудач поселится отчаяние, которое не пройдет никогда; оно становится усталостью, потом злостью".

Поэтому создание ситуаций успеха, веры в свои силы, "тыла" родителей - основа уверенности в себе. И разумеется, опыт, опыт общения, взаимодействия с другими, решения конфликтов. Поэтому мы стараемся почаще вывозить ребенка в гости к разным людям или приглашать гостей (взрослых и детей) к нам.

2) Мы часто спрашиваем у сына "Саша, определись, что ты хочешь" (и спрашиваем это чуть ли не с первого года жизни).

Мы показываем ему фильмы с героями (в том числе и снятый нами по книге В.П. Крапивина), он слушает Высоцкого, обсуждаем добро и зло на сказках, мультиках, увиденных ситуациях.

3) Мы формируем его так, как мы сами видим мир, и это единственно возможный путь (говорить ребенку то, во что сам не веришь - значит врать ему и себе). И если мы не будем его формировать, то его будут формировать другие (мы де не на необитаемом острове).

И это накладывает огромную ответственность на родителей: самому стать Человеком, да чтобы принципы оставались верными еще не меньше полувека (жизнь ребенка ). Я уже писал, что раб может воспитать только раба, потребитель - потребителя, творец - творца. Поэтому основная работа Родителя - это работа над собой. Не Штирлица или Жеглова будет в первую очередь копировать сын, а собственного отца (девочка – мать[1] ).

4) Мне, кстати, в целом нравиться та идеология, которую продвигает Юрий Мороз в своей "Школе своего дела" по поводу предпринимательства и воспитания (Подробности легко найти в сети через Яндекс)[2].


Цитата из форума:

Для отца наступает момент, когда сын перерастает родителя – это волнующе и это хорошо. А образ героя остается с мальчиком навсегда. На мой взгляд, мальчикам просто необходим герой, идеал. Другое дело, что отец закладывает в ребенке определенные убеждения, которые помогут ему выбрать «правильного» героя.


При обсуждении темы "Формирование идеалов у наших детей" встают минимум два вопроса:

  •  ЧТО формировать
  •  КАК формировать

На вопрос ЧТО я хочу порекомендовать книгу Акимова и Клименко "Мальчик, который умел летать или путь к свободе". Мне кажется, что их взгляд на душу человека, как состоящей из целостности энергопотенциала, психомоторики и критичности - наиболее точен. Подробнее - см. № 15 в библиотеке http://shsd.ru/content/biblio/ (или ищи книгу через Яндекс)

 На вопрос КАК?

 Неожиданно у нас нашелся следующий способ: я ребенку перед сном пою песни, но не колыбельные, а бардовские (авторская песня), поскольку мне это ближе. Так вот: поскольку их текст "неадаптирован", и много переносных значений слов, Сашка все время задает вопросы, что означает та или иная фраза (или ситуация в песне). Так его интересовали вопросы: что такое спинакер, что такое душа, что такое смерть, мужество, честь, способность к самопожертвованию, человеческий путь, авантюризм, рифма и ритм, война и пр. и пр. Я объяснял. Постепенно одни рассказы начинали переплетаться с другими (например, я уже мог ссылаться на другие песни) и образовывался в можно сказать "культурный пласт".

На Сашкиных бытовых ситуациях эти вопросы обсудить было бы невозможно. Вопросов бы у него таких не возникло.

И последнее: к приведенной вначале цитате. Библер в "Диалоге культур" говорил, что когда человек попадает в ситуацию нравственного выбора, в нем начинают спорить множество людей: реальных и нереальных. Это родители, друзья, бог, дьявол, книжные герои, увиденные ситуации, прошлый собственный опыт и т.д. И постепенно вырисовывается нравственный ответ на ситуацию.
Поэтому важно, чтобы у человека "было кому спорить"   Не один идеал, а множество ярких "прорисованных" ситуаций, и способность над ними размышлять.


[1] Как психолог могу сказать, что часто приходится сталкиваться с родительскими программами (заложенными подсознательно) и мешающими жить взрослеющему человеку (типа «женщина должна быть независимой», «мальчик не должен плакать» и пр.).

[2] Есть, конечно,  странные моменты, но их меньшинство.


В избранное