Пространство Детей Начнем с физического пространства.
Однажды психологи поставили такой эксперимент. Водном кафе сделали для взрослых огромные кресла, огромные столики и т.п. В общем, все втаком же масштабе, как видит окружающий мир ребенок. Кафе начало разоряться, поскольку взрослые чувствовали в нем себя крайне неуютно. Вы можете проэкперементировать сами, опустив кресло вниз, взяв половники самую большую миску и пр. Или постоять на четвереньках в автобусе, чтобы понять, что видит ребенок (и как невкусно это пахнет). Давайте сделаем «взрослый» дом удобным для ребенка, чтобы он не обращался«за помощью» по пустякам. Это кстати, избавит и вас от лишней работы.
Когда нашему малышу исполнилось 2 года, мы выделили ему отдельную комнату (из двух), посчитав, что во-первых, его вещи все равно занимают примерно с комнату, зато будут собраны в одном месте. А во-вторых, ему нужно свое пространство (за которое он отвечает – например, если надо одеться - сам принесет свою одежду из шкафа и оденется; знает, куда убирать свои игрушкии пр.).
Далее мы:
1)На все двери поставили снизу дополнительные ручки. Теперь ребенокможет свободно перемещаться по квартире.
2)Выключатели света в его комнате ив ванной продублированы на его высоте. (теперь, когда он идет на горшок не надо бежать включать свет).
3)Кнопка звонка -внизу. Особой практичности нет (все равно один пока не ходит), но сколько радости ему доставляет позвонить!
4)Высокий детский стул -ел с нами за столом. Перед зеркалом, перед раковиной и пр. -табуреточки. Кран на кухне ребенок включает сам, поскольку у нас не вентили, а «рычажок» –его надо
только поднять, есть внизу своя мыльница.
5)Купили в Икее часы с большими цифрами и повесили внизу. Объяснили,как смотреть на большую и маленькую стрелки (цифры он уже знает). Теперь он сам смотрит время и знает, что в 2 часа -дневной сон, в 11
-укладываемся спать. Когда заиграется -мы так и говорим: Саша, сходи, посмотри, сколько сейчас время, не пора ли идти спать?» Возвращается: «Пол-одиннадцатого, пора укладываться»
6)Нашему ребенку можно брать все, что не закрыто (остальное убирается наверх, куда он не дотянется). То, что нельзя - сначала попробовали (нож -острый, укололся, спички -горячие:обжигают пальцы). Затем -отдали ему нож-пилку (порезаться им нельзя, а сыр ребенок порезать может). Любил крутить газовые вентили:-)– пришлось купить такую же ручку на рынке и прикрепить на доскек стене –крути сколько хочешь.
7)И последнее – спорное, но у нас так: он научился сам вставлять вилки в розетки, вставлять кассету со своими мультиками ввидак (пару раз не той стороной -пришлось разбирать видаки вытаскивать), вставляет диск с колыбельными в магнитофон. Наверно, это рановато, но он научился сам. Не отучать же…
Мы стремимся не опускаться на его уровень (никаких сюсюканийи слов типа «бибика, ляля, гуля» –он же посмотрит на взрослых как на недоразвитых), а поднять его на свой. И передать ему ответственность засебя. Но об этом уже в другой раз.