Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дети. Инструкция по применению. Детские конфликты. Как реагировать?


Дети. Инструкция по применению.

Детские конфликтыНа детской площадке не всегда царит идиллия. Дети, особенно возрастом помладше, расстраиваются, если кто-то берет их игрушки, а свои не всегда рады отдавать. Есть и настоящие агрессоры: им интересно только то, чем играют другие дети, они бьют оппонентов лопаткой по голове и посыпают им головы песком. Детские конфликты на детской площадке – дело обычное. В данном случае конфликты – это неплохо. Это повод поучить своего ребенка взаимодействовать с другими людьми, в том числе с детьми как более старшего, так и младшего возрастов. То, что происходит на площадке и есть социализация в чистом виде. И то, что вынесет из конфликта ребенок, очень сильно зависит от реакции мамы (папы, бабушки, няни) на происходящее. Станет ли он в будущем избегать конфликтов, или решит что лучшая защита – нападение, будет ли отстаивать свои границы или решить, что лучше не бороться – все равно проиграешь? Заставлять ли ребенка делиться игрушками с другими детьми? Как реагировать, если вашего ребенка обижают? Что делать, если ваш ребенок выступает в роли агрессора?

Вопрос с игрушками решается довольно просто: решите, чему вы хотите научить ребенка в конечном итоге, и исходите из этого. Многие родители, особенно бабушки, делают распространенную ошибку – называют ребенка жадиной, если он не хочет ни с кем делиться своими вещами. Действительно ли он проявляет жадность? Конечно, нет! Нужно учитывать две вещи:

1. Ребенок еще не способен к абстрактному мышлению, он не знает, что игрушку берут не навсегда, и он не способен к эмпатии (т.е. не может понять чувства других людей). Это взрослые оперируют такими абстрактными понятиями, как «жадный» и «щедрый», для ребенка это просто слова. Максимум, что он может понять – это то, что мама считает его плохим. Он даже не поймет, за что его ругают.

2. В обычной жизни взрослые люди далеко не всегда делятся с другими своими вещами. Особенно если эти другие подходят и берут вашу вещь, не спросив вас. Представим, вы стоите на детской площадке с ребенком, а сумку поставили на лавочку. Вдруг какая-то женщина подходит, берет вашу сумку и начинает в ней рыться. Потом вытаскивает ваш телефон и садится на лавочку, набирая какой-то номер и начиная разговор. Любого это возмутит. То же чувствует и ребенок, когда кто-то подходит и берет его вещи. Это прямое нарушение его границ. Если вы учите ребенка отдавать свои вещи любому, кто попросит, то это вряд ли приведет к хорошему результату: либо он будет защищать свои границы до последнего, и вообще не захочет ни с кем делиться, либо наоборот (если вам удастся его «продавить»), он не будет уважать ни своих, ни ваших границ. Вряд ли вы будете этому рады.

В случае, если вы хотите научить ребенка делиться, можно действовать так:

Во-первых, не разрешайте другим детям ничего брать, не спросив вашего ребенка. Даже если он не умеет разговаривать, он даст понять, готов он делиться или нет. Если другой ребенок еще не в состоянии спросить, можете озвучить за него: «Маша, мальчик хочет взять твою формочку поиграть немного. Он ее скоро вернет. Можно ему дать?». Во-вторых, объясняйте ребенку, что игрушку берут ненадолго и скоро вернут. На этом очень важно акцентировать внимание. В-третьих, предлагайте меняться, взаимодействуйте с другими детьми, с их родителями.  

 Конечно, совсем не обязательно чужие дети будут вас слушаться, и возможно, даже проявят агрессию. Что делать в таком случае? Один из способов – обратиться к тому, с кем «хулиган» пришел на площадку, попросив усмирить малыша. Но чаще всего эта тактика не приносит нужного результата, т.к. обычно агрессивно ведут себя те дети, у которых не очерчены границы дозволенного, то есть их родители применяют попустительский стиль воспитания. Другой способ - кардинальный: перестать ходить на эту площадку и выбрать другое место для прогулок. Правда, никто вам не сможет гарантировать, что в другом месте не найдется такой же сверхактивный ребенок, который будет притеснять вашего. Есть еще один вариант: вам вступить во взаимодействие с чужим ребенком, и спокойно, но уверенно и строго объяснить ему, что вы никому не позволяете обижать своего сына/дочку. Поэтому, если он хочет играть с вашим ребенком, то пусть играет, а обижать (бить, отбирать игрушки) – вы не позволите. Чаще всего этого бывает достаточно. Если же слова не помогают, то можно встать между чужим ребенком и своим, создав преграду, или отвести чужого ребенка от вашего на пару шагов (в крайнем случае). Этим вы достигнете несколько целей: защитите своего малыша, дадите ему понять, что мама всегда защитит его и таким образом, придадите ему уверенности, и преподадите урок о границах между людьми не только своему ребенку, но и чужому.

Как же быть, если ваш собственный ребенок выступает в роли такого агрессора? Ответ одновременно и сложный и простой: агрессия чаще всего возникает у детей в ответ на стресс. Вам нужно создать ребенку такие условия, чтобы он чувствовал себя уверенно рядом с вами, знал, что вы его поддерживаете? исключить сресс. Важно очерчивать ему границы дозволенного, будучи при этом очень последовательными: можно значит можно, нельзя – значит нельзя. Важно не перегнуть палку, вводя ограничения – их не должно быть слишком много. То есть нужно искать причины агрессивного поведения. В момент же, когда ребенок ссорится с кем-то, нужно физически находиться рядом с ним, и останавливать его не только словами, но и не давать ему ударить, толкнуть отобрать. Если он уже сделал что-то «не то», нужно спокойно и уверенно подвести его к обиженному малышу, попросить его извиниться. Можно повторить это несколько раз: «Скажи: Вася, извини, пожалуйста». Важно не ругаться и не кричать, так вы только увеличите сопротивление ребенка. Если ребенок не хочет (или не может) извиняться, извинитесь сами перед другим малышом – так вы подадите пример правильного поведения.

Уладить конфликт не так сложно, если быть уверенным и спокойным.  



В избранное