Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Половая идентификация у детей.


Мама, я хочу быть девочкой! – заявил мне сын в три с половиной года.
Почему? – поинтересовалась я…
Девочкой быть лучше, – ответил он. Но так и не смог объяснить, почему.

С такой или подобной ситуацией сталкиваются многие родители. Сын хочет носить платьице, красить губы, а дочка играет в машинки, изображает пирата или дерется. Часто такое поведение пугает родителей, кажется ненормальным. Сейчас общество более терпимо относится к гомосексуализму, чем скажем 10-20 лет назад, но все-таки в России это явление пока не считается нормальным, и большинство родителей хотели бы чтобы их ребенок был ориентирован на гетеросексуальные отношения (с противоположным полом).

Поэтому, когда девочка или мальчик проявляют поведение, не свойственное представителям своего пола, родители бывают удивлены и насторожены.

Осознание своей принадлежности к тому или другому полу происходит у ребенка в дошкольном возрасте. К полутора годам он интуитивно определяет свой пол, к трем-четырем – осознанно отличает мужчин от женщин, но еще допускает, что со временем пол может измениться. К 6-7 годам ребенок уже окончательно осознает, что половая принадлежность – это навсегда, и начинает активно проявлять и примерять мужской и женский стили поведения, игры, занятия и т.д.

Существуют разные теории половой социализации у детей. Одна из них берет начало в психоанализе. Фрейд выделял три стадии развития индивида: оральная (примерно до 1,5 лет, познание мира и получение удовольствия идет через рот), анальная (приучение к горшку, контроль над своим телом , 2-3 года), и фаллическая (ок. 4 лет). На фаллической стадии у мальчиков проявляется Эдипов комплекс, а у девочек – комплекс Электры. Это влечение к родителю противоположного пола и ревность – к своего. Разрешение Эдипова комплекса происходит через преодоление мальчиком влечения к матери, когда он начинает идентифицировать себя с отцом и перенимает от него доминантную модель поведения. Девочки же, напротив, подавляют в себе активность, идентифицируют себя с матерью.

В процессе половой самоидентификации ребенок получает подкрепление своей половой роли: у мальчиков поощряется мужское поведение, у девочек – женское. В первую очередь это происходит в семье. Поэтому учитесь сами соответствовать своему полу. В социуме есть представления о «правильном» половом поведении:

  • Для мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, рассудочность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности.
  • Женщине же, напротив, свойственно быть пассивной, нерешительной, идущей на компромисс, эмоциональной и социально уравновешенной.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша дочь вышла замуж не за «тюфяка» и «тряпку», то прививайте ей с детства понимание, что она – будущая женщина.

Если вы хотите, чтоб с вашим взрослым сыном рядом была заботливая, мягкая, душевная женщина, а не мужик в юбке – воспитывайте его мужчиной: поощряйте активность, не пытайтесь сделать его тихим и покладистым, пусть у него всегда будет свое мнение.

Еще одно важное замечание:

Иногда бывает, что ребенок рождается не того пола, о котором мечтали родители. И они бывают разочарованы, не принимают ребенка, либо пытаются воспитать его в противоположность природе: стараются из мальчика «сделать» девочку и наоборот.

Если у вас случилось именно так, то, пожалуйста, не пытайтесь переделать природу, иначе ваш ребенок будет на протяжении всей жизни ощущать внутренние противоречия и у него будут дополнительные сложности с поиском своего места в жизни.

С другой стороны, нет ничего страшного в том, что сын немного поиграет в куклы, а дочка – покатает машинки. Им просто интересно попробовать что-то новое, неизведанное.

И обязательно помните, что главный образец для своих детей - это вы.

Удачи!

При копировании материала ссылка на сайт Дети. Инструкция по применению обязательна!
Рассылка 'Дети. Инструкция по применению.'

В избранное