Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Растим победителей

  Все выпуски  

Растим победителей


 Здравствуйте дорогие друзья!

Сегодня тема нашей рассылки:

Особенности развития внимания младшего школьника

 

Особое место среди психических процессов занимает внимание. Именно внимание помогает регулировать интеллектуальную деятельность, помогая сосредотачиваться на содержании образа или другого явления. П.Я. Гальперина считал, что “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности”.

В повседневной жизни этот процесс помогает вовремя заметить опасность и избежать ее, либо устранить препятствие на  пути. Только в  процессе обучения внимание может превратиться во внимательность, а это способствует не только успешному обучению.

Внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.

Выделяют основные свойства внимания:

  • переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  •  объем - количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно небольшой промежуток времени;
  • распределение - возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов;
  • устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;
  • концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

Данные свойства мало зависят друг от друга. Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом. Зная основные свойства внимания, можно их у себя развивать.

Существуют три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три вида внимания:

  • непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;
  • произвольное (или волевое) - сосредоточенность на чем-то может быть достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда, когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
  • послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более глубоко и разносторонне.

Внимание обычно поддерживается активной умственной деятельностью ученика.

Итак, в младшем школьном возрасте ведущим остается непроизвольное внимание. Произвольное внимание требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для младших школьников, но и для взрослых. Значит, следует отдавать приоритет послепроизвольному вниманию, которое поддерживается интересом. У детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое “приучение” должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения.

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее. В работе группы психологов А.К. Марковой, А.Г. Лидере, Е.Л. Яковлевой “Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте” приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет - объем внимания 2-5 единиц (среднее - 3) 10-11 лет- объем внимания 3-6 единиц (среднее значение - 4) 12-14 лет - объем внимания 3-7 единиц (среднее значение - 5).

У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего имеют рассеянное и неразвитое внимание. Устойчивость внимания первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего класса могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Очень важно периодически менять виды работ, чтобы не наступило утомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Предложите ребенку следующее задание: считать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел следует хлопать в ладоши (или подпрыгивать). К примеру: «Один, два, хлопок, четыре, пять, хлопок…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

  Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Ребенку предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что он видел сотни раз.

 Упражнение «Муха»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется листок бумаги с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и кусочек пластилина (пуговица, маленькая игрушка). Предмет будет выполнять роль "дрессированной мухи". Перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Усложненный вариант: увеличено количество мух (их две).

 Упражнение «Летает – не летает» («Карлики - великаны»)

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Взрослый называет предметы. Если предмет летает - ребенок поднимают руки. Если не летает - руки опущены. Взрослый может сознательно ошибаться. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

Взрослый кидает ребенку мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается

 

Новости Президентской школы.

Приглашаем всех желающих в эти выходные

  • школьником и родителей на День открытых дверей 9 февраля в 12 часов. Вас ждут мастер-классы, рекомендации наших педагогов, презентации курсов и конечно же подарки. Ждем Вас по адресу: Аминьевское ш. д.18 кор.4. Здание Ломоносовской школы.
  • 8 февраля  - мастер-класс по скорочтению. Начало в 10:00. Вы узнаете как сделать так, чтобы читать быстро, внимательно и усваивать информацию раз и навсегда. Стоимость 900 руб. Мастер-клас будет проходить в центральном отделении "Петровка" по адресу: ул. Петровка, д.23/10. стр.5. Прочитать о мастер-классе и зарегистрироваться.
До новых интеллектуальных встреч!



В избранное