Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Растим победителей

  Все выпуски  

Растим победителей. Результаты PISA и как помочь школьнику читать осмысленно


Внимание!

Ближайшие акции!

С 1 апреля начинается набор в дошкольное отделение на следующий учебный год. Заключите договор до 15 мая и получите скидку 10% за первый месяц обучения.

 

Российские школьники не умеют читать.

Результаты PISA и как помочь школьнику читать осмысленно

 

Результаты международных исследований PISA в области читательской грамотности выглядят удручающе - 37-43-е места из 65 стран-участниц. Об этом «кричит» и статья Ольги Максимович в первом номере «Учительской газеты» за 2011 год: «учителя-предмет­ники часто не учат целенаправленно ра­ботать  с текстом. В итоге получен­ные навыки не закрепляются, а те­ряются. Читай параграф, переска­зывай - и все». И это после того, как много лет некоторые почему-то утверждали, что наша страна самая читающая...

На самом деле, для того, чтобы результативность чтения у большинства школьников была высокой, нужно было чтение целенаправленно развивать. Известно, что продуктивность чтения (так же, как и продуктивность других видов речевой деятельности: слушания, письма и говорения) зависит от четырех групп интеллектуальных способностей: от способности быть внимательным, от способности запоминать, удерживать в памяти и вспоминать информацию, от способности создавать, изменять и восстанавливать образы или образные представления в памяти, от способности осмысливать и переосмысливать информацию. Следовательно, для развития чтения нужно развивать память, внимание, мышление и воображение. А развивает целенаправленно и регулярно эти способности отечественная школа?

Более того, известно, что эти четыре группы интеллектуальных способностей представляют собой ценность не в общем виде, а лишь ориентированные к конкретным  областям знаний, изучаемым в школе. Т.е важны памяти, внимание, мышление и воображение, проявляющиеся в математике, в русском языке, в истории и т.д. Иными словами, в школе должны бы развивать внимание, память, мышление и воображение в каждой учебной дисциплине.

Именно этим на протяжении двух десятилетий занимаются курсы "ИнтеллекТ" в учреждении дополнительного образования - Президентская Школа (в прошлом - ШРЧ). Здесь педагоги и психологи развивают в московских школьниках способности  осмысленно работать с учебными текстами и с научно-популярной информацией. Технологами научно-методической лабораторией «ИнтеллекТ[1]» разработан целый комплекс специальных тренировочных заданий и тестов  для учащихся всех классов со 2-го по 8-й.  А для старшеклассников разработаны модульные курсы развития интеллектуальных способностей.

 

Вот пример одного из заданий Комплексной программы для старшеклассников. Оно предполагает следующую письменную работу перед прочтением учебного текста из какой-либо предметной области: из истории, физики или др.:

 

Перед запоминанием учебного текста бегло просмотрите его за ...  секунд

и за 2 минуты мысленно ответьте на следующие 4 вопроса:

 

1. ЧТО следует  понять и запомнить (усвоить) из данного материала (спрогнозируйте мысли ещё не прочитанного текста)?

2. Какова ЦЕЛЬ этой работы (где конкретно будут использоваться полученные знания, насколько они окажутся важными и интересными, каких конкретных результатов можно добиться применением этой информации и т.д.).

3. НА КАКОЙ СРОК нужно запомнить информацию (примерно когда эта информация может понадобиться ещё раз)?

4. Какие факты по данной тематике уже Вам известны?

 

А теперь за 2 минуты сосед слева по парте вслух произнесет ответы на первые 2 вопроса, а сосед справа мысленно оценит их, сравнит со своими и выскажет отличия от своих ответов.

Выполните работу ...

Затем сосед справа по парте за 2 минуты вслух произнесет ответы на 3-й и 4-й  вопросы, а сосед слева мысленно оценит их, сравнит со своими и выскажет отличия от своих ответов.

 

 

При регулярном выполнении подобных интеллектуальных заданий совершенствуется чтение. Вот некоторый перечень достижений: быстрое и точное выявление нужной информацию в больших текстах,  анализ текста на основные элементы, синтез смысловых единиц в системы знаний, объективное сравнение информационных единиц, выявление предметно-логических взаимосвязей и взаимодействий между отдельными информационными единицами, выявление соотнесенностей между понятиями и мыслями, выявление аналогий, адекватное понимание вопросов, оценка гипотез и многое, многое другое.

Смогут ли ребята, прошедшие курсы в Президентской Школе достойно пройти диагностику PISA? Подтвердят ли они умения находить нужную информацию, интерпретировать текст, давать его оценку? Практика показывает, что  такие школьники легко справляются с заданиями международного исследования PISA! Достаточны успешны в чтении сложных текстов и учащиеся государственных общеобразовательных школ России, которые используют Образовательную технологию "ИнтеллекТ" на своих традиционных уроках. 

 

Да, квалифицированное  чтение важно. Хотя, наверное, в образовании есть и многое другое не менее важное в создании ОБРАЗА успешного человека. И ребята, и их родители,  оценившие важность развития интеллекта, соглашаются с тем, что человек, владеющий информацией, правильно её понимающий и умело её пользующийся, на самом деле  владеет миром!

 

 

                                                                      методист технологии «ИнтеллекТ»

НОУ «Президентская школа»

                                                                                                                                                                                                                  Л.В. Виноградова

Новости «Президентской школы»

 

·                    10 апреля состоится Олимпиада «ИнтеллекТ. Поверь в свои силы» для дошкольников.

Приглашаем ваших дошкольников 4-7 лет принять участие в отборочном интернет-туре Олимпиады "Интеллект. Поверь в свои силы". Подробнее об участии в олимпиаде можно посмотреть здесь.

·                    Если вы планируете обучение или рабуту зарубежом, то вам необходим сертификат TOEFL. Президентская школа предлагает курсы подготовки  к TOEFL формата Paper based и курсы подготовка к TOEFL формата iBT для слешателей с уровнем знания языка не ниже INTERMEDIATE. Более подробно.

·                    Президентская школа объявляет запись англоговорящих слушателей на участие в обсуждении темы «There should be no Government control of the internet» в работе круглого стола 9 апреля 2011 года в 17-30. Мероприятие проводит декан Московского института «Туро» Майкл Глатт.

Подробнее


В избранное