Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Растим победителей

  Все выпуски  

Растим победителей Гуманитарий или технарь. И то, и другое. И можно без хлеба


Помогаем ребенку гармонично развиваться. Занятия для "гуманитариев" и "технарей"

«Мы растим из нашего сына гуманитария. Записались в филологический класс, дополнительно занимаемся языками, читаем книжки по специальной программе… В школе их, правда, грузят математикой – но мы собираемся поговорить об этом с директором…»  «А наш будет технарем – как родители. Мы ему покупаем головоломки, сборники логических задач,  с осени он у нас пойдет в математический кружок и шахматную секцию…  Учителя, правда, недовольны, что ребенок мало читает, не развивает воображение – но зачем это ему, если он не будет писателем?»

Подобное можно часто услышать от родителей школьников. Решение о специализации ребенка нередко принимается уже к пятому классу – и родители начинают поощрять изучение исключительно «нужных» предметов. Занятия из других областей признаются «ненужными» - и на них стараются не тратить времени. Эффективен ли такой способ воспитания «узких специалистов»? Оказывается, только отчасти. Новые исследования все более убедительно говорят, что между развитием гуманитарных и технических способностей существует определенная связь.

Возьмем, например, способность сочинять самые невероятные истории – большинство сочтет такую способность полезной исключительно для гуманитариев. Но оказывается, что ребята, которые в раннем детстве хорошо придумывают истории, через пару лет оказываются более способными… к математике!

Эту точку зрения подтверждают, например, исследования канадского профессора Даниэлы О'Нэйл (Daniela O'Neill) из Университета Ватерлоо (University of Waterloo). Недавно в журнала First Language ("Первый язык") были опубликованы ее заключения о том, что таланты хорошего рассказчика, проявившиеся в раннем детском возрасте, позволяют спрогнозировать появление у ребенка ярких математических способностей.

Даниэлы О'Нэйл пришла к этому выводу, работая с дошкольниками. В ходе ее экспериментов исследователи показывали трех- и четырехлетним детям книжку с картинками – и просили рассказывать истории об изображенных на картинках персонажах. Никто из детей до начала эксперимента не видел этих картинок и ничего не знал о персонажах – поэтому ребята рассказывали истории так, как им заблагорассудится.

Исследователи отмечали, что не все ребята справлялись с задаче одинаково хорошо. Кто-то сочинял развернутые истории, выстраивая замысловатые сюжетные линии. А другой при этом едва мог добавить два слова к тому, что было изображено на картинках. Ученые зафиксировали результат – и расстались с юными участниками эксперимента на два года.

Через два года детей снова пригласили в лабораторию, и на этот раз предложили задачи, позволяющие выявить математические  способности. И тут кто-то справлялся лучше, а кто-то хуже – причем, выяснилось, что те, кто два года назад хорошо сочинял истории, теперь хорошо решал математические задачи! 

По мнению О'Нэйл, "некоторые аспекты сочинительства были явно связаны с проявившимися позднее математическими способностями. Наиболее тесная связь прослеживалась между математикой и умением связывать воедино все сюжетные линии в истории, способностью свободно перемещаться от одного действия к другому, ясно видеть перспективу развития сюжета, а также умением смотреть на события глазами разных персонажей, логикой и грамматикой».

Заключения Даниэлы О'Нэйл отчасти подтверждает и … история литературы. Среди знаменитых писателей не так уж мало «технарей». Самый известный из них, конечно же, Льюис Кэролл - автор знаменитой «Алисы в стране чудес». Настоящее имя этого писателя -  Чарльз Лутвидж Доджсон, и в свободное от литературы время он работал как раз профессором математики. 

Увлекался математикой и великий русский поэт М.Ю.Лермонтов.  Для него, в отличие от Кэролла, математика не стала профессией, - но доподлинно известно, что во время частых переездов с одного места службы на другое учебник математики обязательно оказывался в его багаже.

Как же родители могут использовать эти неожиданные выводы на практике? Что стоит делать, например, тем, кто хочет воспитать одаренного «технаря»?  Дело в том, что интерес к сочинению историй просыпается у большинства детей очень рано – гораздо раньше, чем они пойдут в школу и начнут заниматься математикой. Родители часто считают это раннее сочинительство ерундой и даже стараются отучить ребенка «жить в мире фантазий» и обратить его внимание на «реальные вещи».

Вместо этого стоит как раз поощрять стремление придумывать истории, сочинять эти истории вместе с ребенком, предлагать ему персонажей или сюжеты. «Именно сочинение вместе с ребенком всяких историй может помочь будущей математической карьере вашего чада, -  говорит О'Нэйл, - причем это гораздо дешевле, чем покупка сложных развивающих игрушек или материалов".

Позже, когда ребенок станет старше и начнет осваивать школьную программу, тоже не стоит отказываться от комплексного подхода, думая что литература не нужна компьютерному гению, а математика – будущему журналисту или дизайнеру. Важно, чтобы ребенок получал поддержку по всем направлениям – ведь именно на стыке разных областей знаний возникают самые интересные идеи и самые эффективные решения.

Новости

Ну а новости у нас сегодня и для родителей "гуманитариев", и для родителей "технарей".

Во-первых, мы ждем у себя всех, кто хочет помочь своим детям овладеть искусством слова, научиться это слово ценить - и получать удовольствие от чтения и рассказа о прочитанном. В нашей школе для ваших ребят работают курсы художественного чтения   и курсы красивой речи.

А во-вторых, нам есть что предложить тем, кто хочет развивать у своих детей математические способности. Мы приглашаем ребят на занятия по направлению "Математический интеллект" для дошкольников и младших школьников.

ПОРА НАЧИНАТЬ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД ВМЕСТЕ!

 


В избранное