Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Растим победителей

  Все выпуски  

Растим победителей. Даю установку... Как читать и усваивать прочитанное


«Ты прочел все, что задали?» - спрашиваем мы ребенка, вернувшись с работы. «Прочел», - отвечает ребенок. «Тогда расскажи, что понял», - просим мы, а в ответ слышим путаный, неразборчивый рассказ, из которого едва можно уяснить, о чем говорилось в учебнике. Ребенок обманывает? Ничего не читал? Читал «через строчку»?

Совсем не обязательно. Дело в том, что, читая учебный текст, человек выполняет две задачи. Во-первых, он сканирует взглядом символы на странице и мысленно преобразует эти символы в слова. А во вторых, он осмысливает то, что получилось, понимает и запоминает содержание написанного. Отвечая, что прочел текст, ребенок на самом деле говорит нам, что решил первую задачу. Но это совершенно не значит, что он решил и вторую.

Вспомните например, как читают текст корректоры. Они внимательно просматривают каждое слово, каждый знак препинания в поисках ошибок – уж их-то никак нельзя обвинить в чтении «через слово». Но спросите корректора, о чем был прочитанный текст, и не исключено, что он не сможет вам ответить. Или вспомните, как набирает текст машинистка. Все получается аккуратно, без ошибок и опечаток, - но когда текст закончен, его содержание тут же забывается. Этим людям не важна вторая задача – и их мозг даже не пытается ее выполнять.

Что же нужно делать, чтобы прочитанное не «отскакивало, как об стену горох», чтобы не получалось, что вся информация «в одно ухо влетела, а из другого вылетела»? Нужно настроить себя на то, что ты хочешь выполнить обе задачи, запрограммировать себя на полноценное чтение.

Во-первых, важно подготовиться к чтению. Специалисты советуют перед тем, как начинать читать текст, быстро просмотреть его и постараться найти ответы на 2 вопроса.

  • Каково место этого текста в общей системе знаний по данному предмету.
  • Что даст знание содержание данного текста.

Научите ребенка перед началом чтения вспоминать все темы по данному разделу предмета, образно представлять или даже рисовать схему взаимосвязи  отдельных тем, прикидывать, где на получившейся схеме должна оказаться тема данного текста. Также важно, чтобы он понимал,  какие действия можно будет выполнять или что можно будет изучать после того, как текст будет изучен.

Во-вторых, нужно дать себе установку на запоминание (вспомните, как это делают гипнотизеры). Читая текст, важно образно представлять содержание каждой мысли, думать о том, что текст интересен вам, стараться его запомнить. Попросите ребенка, прочитав текст, пересказать его содержание. Подсчитайте вместе количество запомнившихся предложений, а потом сверьте это количество с исходным количеством предложений в тексте. Результат можно считать хорошим, если ребенку удастся запомнить хотя бы ¾ предложений из текста. Обычно, процент запомнившихся предложений оказывается выше, если вы пересказываете текст заинтересованному человеку, тому, кому содержание текста понравится. Поэтому постарайтесь стать для ребенка именно таким слушателем.

Важно не забывать давать себе такую установку всегда, когда читаешь учебный текст. Чтобы  довести этот навык до автоматизма, можно выполнять с ребенком такое упражнение.

Пусть ребенок прочтет небольшой текст (1-3 абзацев или 1/5 - 1/2 объема страницы) внимательно, образно представляя содержание каждой мысли, и постарается его запомнить. Затем пусть перескажет содержание текста 3 раза: 1-й раз через 15-20 минут после прочтения, второй раз через 6-10 часов и третий раз – через сутки после прочтения.  Каждый раз подсчитывайте с ребенком количество запомнившихся предложений. После третьего пересказа сверьте количество вспомнившихся мыслей с количеством предложений в тексте. Старайтесь, чтобы количество вспомнившихся предложений при каждом следующем пересказе практически не уменьшалось.

В третьих, в дополнение к установке на запоминание нужно дать себе установку на понимание. Для этого можно попросить ребенка выписывать при чтении ответы на вопрос «О чем говорится в тексте» - или просто подчеркивать в книге нужные слова, обозначающие предметы, события или действия, место, время, целесообразность, качество. Затем ребенку нужно перечитать выписанные или отмеченные слова и пересказать по ним текст, стараясь, чтобы получился связный рассказ.

Например, можно взять такой текст: “Русская живопись 15 века испытала невиданный расцвет. В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой личности. Страдания Христа и образы святых стали средством передачи человеческих чувств». В тексте говорится о 8-ми понятиях. Вот они: 1. Русская живопись 15 века. 2. Невиданный расцвет живописи. 3. Искусство 4. Представления о человеке. 5. Ценности человеческой личности. 6. Страдания Христа. 7. Образы святых. 8. Средство передачи чувств.

Когда ребенок справится с заданием, можно попросить его ответить на вопрос «Что говорится в тексте», - а затем снова пересказать текст, стараясь, чтобы получился связный рассказ.

Возьмем для примера еще один текст. «Ученый-самородок петровских времен Иван Посошков видел истоки российского экономического могущества в наращивании отечественного производства товаров из льна. Он писал: “Я чаю, что мочно нам на всю Европу полотен наготовить, и перед нынешнею ценою гораздо уступнее продовать им мочно, чем им от наших материалов богатиться. то лучше нам, россиянам, от своих вещей питатися и богатитеся”. Ответы на вопрос  “Что говорилось в этом тексте” будут такими:

  • В петровские времена истоки российского экономического могущества видели в наращивании отечественного производства товаров из льна.
  • Выгоднее поставлять за границу не сырье, а товары из этого сырья.

Наконец, формированию установки на понимание помогает следующее упражнение. Медленно читая текст, нужно стараться ответить на 2 концептуальных вопроса:

  • ЗАЧЕМ этот текст написан (создан)   вообще? Для кого он составлен, для решения каких проблем, в каких случаях этот текст необходим, что может изменить текст и в какую сторону, каково место этого текста в жизни людей.
  • ЗАЧЕМ этот текст нужен мне? Какую пользу принес (принесет) мне его прочтение, что я смогу в результате прочтения изменить (получить), насколько мне важно прочтение этого текста (важно его содержание или важен сам процесс чтения этого текста).

 

Все перечисленные упражнения мы используем в Президентской школе на занятиях по технологии "ИнтеллекТ". Наш опыт показывает, что применение этих упражнения позволяет ребятам как минимум на 20% увеличить темп чтения и качество усвоения прочитанного материала. Попробуйте и вы поработать над ними со своим школьником – и вскоре увидите, что ребенку станет легче и интереснее учиться.

Новости

Новости в этом выпуске у нас летние. Во-первых, мы продолжаем набор ребят на наши интенсивные летние курсы для подготовки к новму школьному году. А во-вторых, напоминаем, что приближается июль - время отпусков. Наша рассылка тоже уходит в отпуск - до августа вы можете от нас отдохнуть. А в августе ждите новых выпусков!

 

 


В избранное