Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Силе слова повинуясь

  Все выпуски  

Как работает психотерапия с вопросами бессмысленности жизни?(часть 1)




Силе слова повинуясь...

В начале было Слово...
Евангелие от Иоана 1:1

Автор рассылки  Снежана Вайн-Фурсова

 


Новости



 

Консультирую 
в он-лайн! 

Чтобы записаться ко мне на консультацию, напишите, пожалуйста, краткое письмо о себе, определите тему, которая сегодня больше всего тревожит.
на почту snezhana_f@yahoo.com
Я обязательно отвечу!  
Возможно, мы найдем контакт и я смогу Вам помочь! 

  

Как работает психотерапия с вопросами бессмысленности жизни?
(часть 1) 


 Здравствуйте! 


Как работает психотерапия с бессмыслицей жизни? Как может помочь психотерапевт любого направления клиенту, который просит помочь обрести собственный смысл жизни? Сегодня хочу поделиться некими находками на эту тему. Возможно, будет полезно. 
Немного о себе. 
Меня зовут Снежана Вайн-Фурсова. Веду частную психотерапевтическую практику более 10 лет. 

Как говорится... на что училась, на то и напоролась. 
Приходят новые клиенты и запросы к работе очень схожие, хотя клиенты очень разные: надоела бессмыслица, усталость от круговерти жизни, не чувствую радости, не знаю куда иду и зачем, ищу и не могу найти свой смысл жизни, вся жизнь одна бессмыслица и пустота... Часто эти клиенты имеют реальные успехи как в личной жизни так и в профессиональной.

Инструментов для работы хватает, но часто инструмент - это только скучная теория. А что на практике? Как помочь человеку? Как быть той его частью, которая верит в него и"видит" свет в конце туннеля?
Начала искать в сети как работают с бессмыслицей другие терапевты. Нашла парочку интересных профессиональных подходов. Хочу поделиться. Может еще кому пригодится.

 

Ирвин Яром. "Тема вовлеченности в жизнь"

Первый шаг для терапевта переформулировать жалобу пациента на бессмысленность, чтобы обнаружить присутствие сопутствующих проблем. Ощущение бессмысленности может быть "заменителем" тревоги, связанной со смертью, отсутствием почвы и изоляцией, и терапевту стоит уделить внимание этим факторам.

Когда терапевт имеет дело с бессмысленностью в работе, он должен повысить свою восприимчивость к проблеме, начать по-другому слушать, отдавая себе отчет в важности смысла в жизни индивидов. Есть пациенты, у которых ощущение бессмысленности глубоко и всеобъемлюще. При взаимодействии с ними терапевт должен быть настроен на смысл, думать об общем фокусе и направленности жизни пациента. 
- Выходит ли пациент каким-либо образом за пределы собственного "я", за рамки монотонной повседневной рутины жизнеобеспечения?

Как добиться в терапии такой перефокусировки? Если терапевт обладает повышенной восприимчивостью к роли смысла жизни, тогда и пациент, улавливая его скрытые намеки, станет таким же чувствительным к этому вопросу. В этом случае явно и неявно терапевт интересуется взглядами пациента, глубоко изучает его любовь к другому человеку, расспрашивает о долговременных надеждах и целях, исследует творческие интересы и стремления. Вся эта активность составляет интегральные части жизни пациента. Чтобы узнать и оценить себя, он должен научиться выявлять и ценить эти части. Для того чтобы "заботиться" о пациенте, терапевт должен знать его по возможности глубоко.

Терапевт должен найти способ помочь пациенту развить в себе любопытство и заботу о других. Особенно хорошо для этой цели подходит терапевтическая группа.

Есть что-то неизбежно пагубное в слишком далеком отходе от жизни. Когда мы выводим себя из жизни и становимся сторонними наблюдателями, вещи перестают иметь значение. С этой точки зрения, которую философы называют "галактическим" взглядом, "космической" или "глобальной" перспективой. Жизненная деятельность кажется абсурдом. Моменты полноты и богатства переживания теряются в громадной протяженности времени. Мы чувствуем себя микроскопическими пятнышками, вся жизнь которых умещается в еле заметное движение космического времени.

Галактический (космический) взгляд представляет для терапевтов огромную проблему. С одной стороны, он кажется неопровержимо логичным. В конце концов, способность к самосознаванию, к выходу за пределы "я", к взгляду на себя со стороны – одна из самых значимых черт человека. Это то, что делает его человеком. Во многих ситуациях более широкая, более исчерпывающая перспектива дает наблюдателю большую объективность, но однако именно эта перспектива отнимает у жизни витальность. Ведь тот, кто в течение длительного времени сохраняет подобный взгляд, впадает в глубокое уныние, а постоянное пребывание на этой позиции может быть фатальным.

Вовлеченность – это терапевтический ответ на бессмысленность вне зависимости от источника последней. Вовлеченность всем сердцем в любое из бесконечного множества жизненных действий не только устраняет вредное влияние космической точки зрения, но и увеличивает наши шансы соединить события своей жизни в некую целостную картину. Обрести дом, заботиться о других индивидах, об идеях и проектах, искать, творить, строить – эти и другие формы вовлеченности вознаграждают вдвойне: они по сути своей обогащают и, кроме того, облегчают дисфорию, возникающую у нас под влиянием бомбардировки разрозненными бессмысленными данными существования.

Значит, цель терапевта – вовлеченность. Задача не в том, чтобы создать вовлеченность или воодушевить пациента вовлеченностью – этого терапевт сделать не может. Но это и не нужно: желание вовлекаться в жизнь всегда есть внутри пациента, и терапевтические действия должны быть направлены на устранение препятствий на пути пациента. 
Что, например, мешает пациенту любить другого человека? Почему так мало удовлетворяют его отношения с другими? Каковы те паратоксические искажения, которые регулярно портят его отношения с другими? 
Почему так мало удовлетворения приносит работа? 
Что мешает пациенту найти работу, соответствующую его талантам, или находить приятные стороны в нынешней работе? 
Почему пациент не обращает внимания на свои творческие, или религиозные, или самотрансцендентные стремления?

 

Самое важное средство работы терапевта в этом контексте – его собственная личность, через которую он вовлекается в отношения с пациентом. Терапевт ведет пациента к вовлеченности в отношения с другими, и первый шаг на этом пути обеспечивается его личностным глубоким и подлинным отношением к пациенту. Являясь образцом отношения к вовлеченности как к личностному обязательству, терапевт может служить для пациента объектом отождествления – человеком, которому небезразлична его профессиональная миссия, для которого значим рост других людей, который помогает другим – часто творчески – искать смысл.

Подведем итоги. 
Первый шаг терапевта в работе с проблемой бессмысленности состоит в том, чтобы проанализировать и "очистить от примесей" проблему. Многое из относимого к сфере "бессмысленности" на самом деле репрезентирует нечто другое (являясь либо культуральным артефактом, либо аспектом других конечных факторов смерти, свободы и изоляции) и должно в терапии рассматриваться соответственно. С "чистой" бессмысленностью, особенно когда она возникает из-за принятия отстраненной космической перспективы, лучше всего работать косвенно, через вовлеченность, которая лишает эту перспективу ее действия.

Этот терапевтический подход значительно отличается от терапевтических стратегий, предлагаемых мной для работы с другими конечными факторами. Со смертью, свободой и изоляцией необходимо встречаться непосредственно. Однако когда дело касается бессмысленности, эффективный терапевт должен помочь пациенту отвернуться от вопроса: принять решение вовлеченности, а не погружаться в проблему бессмысленности. Вопрос о смысле жизни, как учил Будда, решается не наставлением. Человек должен погрузиться в реку жизни и позволить вопросу уплыть.

По материалам сайта
http://yalom.ru

 

 



 

Copyright 2006-2017  Снежана Вайн-Фурсова. Все права защищены.
При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник

 

 


В избранное