Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Таинство рождения.

  Все выпуски  

История Повивального дела в России.


Выпуск 38.

История Повивального дела в России

Глава из книги "Родиться по собственному желанию. Летопись повивального дела" (в сокращении).

 

Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми, как самое, что ни на есть естественное событие.

В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, так называемый Аптекарский приказ. Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.

Повивальные бабки славились своим умением, основанным на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.

При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Так начался формироваться медицинский научно-обоснованный "мужской" подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное "женское" ведение беременности и родов. Хотя до начала XIX века "врачам не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд" (В.П.Лебедева, 1934).

В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената "Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Все "бабки российские и иностранные" должны были, согласно этому "Представлению", пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, "кои по аттестатам явятся достойны", приводились к Присяге - отчего и звались такие бабки присяжными.

Принимая Присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала, среди прочего:

- "днемъ и ночью, немедленно ходить къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были";
- "ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться";
- "къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ" и др.

В 1757 году в Москве и Петербурге основываются первые школы для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока еще было запрещено прикасаться к беременной женщине.

 

С началом развития капитализма вчерашние крестьяне, попадавшие в город, обитали в несравнимо более скверных условиях, чем в деревне. С укрупнением городов начинают понемногу меняться нравственные устои, происходит размывание статуса семьи. Именно в городах растет число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц. Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоев населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища. Рожать в больнице было как бы зазорно, поэтому многие из тех, кто желал воспользоваться медицинской помощью, приглашали повивальных бабок на дом.

В царской России было принято жертвовать изрядные суммы на благотворительность. Родильные приюты создавались подобно ночлежкам и богадельням из человеколюбивых побуждений, а не из-за медицинской необходимости.

 

При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан "Устав повивальным бабкам", по которому к "бабьичему занятию" допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую Присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость, "дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять". Важно отметить, что присяжные бабки "недостаточным родильницам" должны были "услуживать безденежно". В столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т. д.

После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. За свою работу повивальным бабкам назначалось жалование и повышенная пенсия, а также "за долговременное рачительное исполнение обязанностей" они отмечались знаками отличия и правительственными наградами.

В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование).

Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась. Как уже отмечалось, согласно Уставу, "всякая повивальная Бабка должна быть <...> благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, <...> должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно". В учебном пособии "Полное руководство к изучению Повивального Искусства" от 1886г., доктора П.И.Добрынина, доцента при "Санкт-Петербургском Родовспомогательном Заведении" указано: "Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства".

 

В XIX веке два крупных научных открытия - введение эфира и хлороформа в целях обезболивания, - а также изучение путей распространения инфекции во время и после родов и первых средств борьбы с ней, сильнейшим образом отразились на судьбе родовспоможения. Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практику лекарственных и хирургических принципов и научных методов. Среди прочих можно назвать операцию кесарева сечения, разрушительного действия которой на развитие физиологии и психики ребенка еще не было известно (см. Заметки повитухи. Кесарево сечение). Опасность сепсиса снизилась, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение в акушерской практике.

Оперативное акушерство (посредством хирургического вмешательства) в России также имело национальные особенности. Основными отличительными чертами русского акушерства являлись забота об интересах как матери, так и ее ребенка и высокое сознание ответственности по отношению к судьбе обеих жизней. Удалось избежать крайностей отдельных европейских акушерских школ (ультраконсервативной венской школы и чрезмерно активной немецкой школы Озиандера) и выработать самостоятельное направление, рассчитанное на максимальное использование физиологических усилий самой женщины в течение акта родов и разумное ограничение оперативных вмешательств размерами действительно необходимого в интересах матери и ребенка. Отдельные операции (например, рассечение лона, или кесарево сечение) с самого начала не встретили сочувствия со стороны большинства русских докторов-акушеров в силу калечащих результатов этих операций.

 

И все-таки большинство населения России скептически относилось к практике родильных домов. До начала ХХ века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома - по бедности или потому, что ребенок был незаконнорожденный. Так, в 1897 году на праздновании 100-летия Императорского Клинического повивального института Вел. Кн. Елены Павловны его директор лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал: "98 процентов рожениц в России по-прежнему остаются без всякой акушерской помощи!", или, другими словами, предпочитали рожать дома.

В 1913 году на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок, или приглашали к себе повивальную бабку, повитуху, а в сложных случаях - врача-акушера.

 

После революции 1917 года происходит разрушение сложившейся системы родовспоможения.

Государственная система подготовки повивальных бабок, сложившаяся при царизме, по инерции продолжала работать до 1920 года. Большевикам поначалу было просто не до нее. В 1920 году грянула реорганизация здравоохранения. Повивальные институты и школы были перепрофилированы - там перестали готовить специалистов по нормальной физиологии. Был взят курс на всемерный охват рожающих женщин врачебными услугами.

На IV всероссийском съезде здравотделов в декабре 1922 года был поднят вопрос о введении уголовной ответственности за незаконное врачевание. С этого времени начался отход от практики домашних родов, и был взят курс вначале на колхозные родильные дома, а затем на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальные бабки, продолжавшие практику ведения нормальных родов, подвергались судебному преследованию и последующей ссылке.

Вместо родильных приютов для неимущих и безмужних рожениц в стране развернулось грандиозное строительство родильных домов для всех женщин без исключения. Так к 1960 году по Советскому Союзу родильных коек насчитывалось уже более 200'000. По сравнению с царской Россией произошло 30-кратное увеличение количества коек при одновременном падении рождаемости.

К постели рожающей женщины вместо повивальной бабки встал врач - специалист по патологии. Началось внедрение "стандартизации" медицинских услуг. В 1935 - 1936 годах было введено массовое обезболивание родов. Разрабатываются и из года в год совершенствуются методики медикаментозного ведения родов - с научной точки зрения "на благо женщины и плода".

Ничем не сдерживаемое научное "мужское" акушерство развернуло в родильных домах полномасштабную агрессию в отношении женской самостоятельности и интуитивного проживания процесса родов, и все это при поддержке государственных структур различного уровня и средств массовой информации.

Параллельно происходило разрушения института семьи, полное раскрепощение женщины - активное привлечение ее к производственному труду, общественной деятельности, коммунистическому строительству. Деторождение объявлялось социальной функцией женщины. Подробнее...

 

Будьте здоровы, дорогие. Добрых Вам отношений в семье.

 

О приобретении книги «Родиться по собственному желанию. Летопись повивального дела».

 

Подписаться на эту рассылку:
Таинство вынашивания и рождения ребенка. Естественные роды.

Архив рассылки...


Если Вы считаете, что эта рассылка будет интересна или полезна кому-то из Ваших знакомых - пожалуйста, сделайте ему приятное и перешлите ему это письмо:)


В избранное