Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа Добрых Волшебников

  Все выпуски  

Школа Гарри Поттера (обучающий интерактивный курс)


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

Школа Добрых Волшебников

"Мир Гарри Поттера"

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущие проекта: 

Елена Шугалей

Наталья Высоцкая

 

 

Урок Трансфигурации:

Упражнение "Лабиринт"

 

Трансфигурация

Урок 2

Упражнение "Лабиринт"

 

 


Комментарий для родителей:

Упражнение с лабиринтом служит хорошей основой для выработки собственных стратегий выхода из пространства проблемы. Оно ценно тем, что активизирует наши бессознательные возможности и индивидуальную архетипическую матрицу личности. Индивидуальное бессознательное беседует с нами через образы коллективного бессознательного, названные К. Юнгом архетипами. Архетипы – это всеобщие оптимальные схемы поведения, но у каждого человека они реализуются по-своему. То, как мы проживаем свой архетип «Великой Матери», «Отца», «Ребенка» или проходим свой «Путь Героя», в конечном итоге, и определяет Историю нашей жизни. Архетипы неосознанно определяют наилучшую тактику поведения человека, поэтому от их здоровья зависит ощущение счастья, внутренней гармонии и самореализации. Вся мудрость счастья жизни передается из поколения в поколение через архетипические образы в виде сказок, мифов, песен, игр и ритуалов. Когда мы рассказываем ребенку сказку перед сном – мы обучаем его бессознательное различным вариантам поведения, часто закрепляемым и во время сна. Когда мы смотрим любимый фильм, читаем или рассказываем другому человеку сюжетную историю (иногда и о самом себе), - мы неосознанно включаемся в игру архетипов. Осознание Игры не освобождает от нее, но позволяет мастерски овладеть правилами :-). Это сродни овладению единым для человеческого вида языком бессознательного - его смысловыми единицами и являются архетипы.

Особая роль в динамике Игры принадлежит архетипическим геометрическим формам. С точки зрения квантовой психологии и психосинергетики,  эти формы  служат аттракторами («привлекателями»), вокруг которых организуется наше восприятие, внимание и вся работа сознания. «Согласно современной нелинейной физике и теории хаоса определенные геометрические формы играют очень большую роль в нашем мире, являются универсальным языком вселенной. Их можно встретить и в живой, и в неживой природе. Это и снежинки, и морозные узоры на стекле, разнообразные формы раковин, цветов растений. Причем, несмотря на невероятное разнообразие окружающего нас мира, базовый набор элементов таких естественных орнаментов достаточно невелик и встречается на всех уровнях организации нашей вселенной, от геометрической структуры молекул до формы галактик. Это спирали, звезды, кресты, свастики и т.д. (4). Эти же геометрические формы были хорошо известны и в древней мистической традиции, что было показано в работах Карла Юнга (5). Это разнообразные мандалы и янтры, магические знаки и орнаменты» (Е.А. Файдыш).

Лабиринты, известные с древнейших времен, отличаются тем, что в них есть возможность движения, возможность входа и выхода из пространства и, наконец, возможность самому организовать эту архетипическую форму. 

Ниже мы приводим результаты исследований Е.А. Файдыша и его коллег в области феноменологии лабиринтов.

 

Феноменология лабиринтов

Е. Файдыш

 

 

Одной из наиболее распространенных в древности мегалитических «конструкций», по-видимому, игравших экологическую роль, являются лабиринты. Их сохранилось на земле огромное множество, наиболее известные из них находятся в Скандинавии, на Соловецких островах, в Дагестане, Северной и Южной Америке и других уголках нашей планеты. Однако только сейчас мы начинаем понимать, как работают эти древние сооружения.

Как уже говорилось, лабиринт представляет собой разновидность мандалы, но мандалы, в которой задано направление движения и имеется открытый вход и выход. Следует отметить что, как правило, сакральное пространство мандалы окружено специальным квадратом защиты (6), его четыре входа закрыты и охраняются специальными Гневными Божествами. Таким образом, открытость лабиринтной мандалы делает её посредником между миром сакральным и миром проявленных форм, в котором мы живем.

рис. 1Вторая особенность связана с возможностью физического движения внутри лабиринтной мандалы. Естественно, если она имеет достаточно большие размеры (существует множество лабиринтных мандал, выполненных в виде рисунков — в этом случае лабиринт проходится мысленно) (рис.1). Такое движение внутри лабиринта формирует геометрический рисунок, траекторию движения, каждый элемент которой связывается с определенными аспектами сакрального космоса, циклами времени, прошлым и будущим, энергетическими центрами человека. Сама форма траектории зависит от типа лабиринта, правил его обхода и часто напоминает архетипический магический знак — что является дополнительным фактором психотронного воздействия (рис. 2).

рис. 2Геометрические формы лабиринта также имеют свои особенности. Как правило, рассматриваются только плоские 2-х мерные лабиринты. Однако известны 3-х мерные и даже многомерные лабиринты. Более того, часть коридоров лабиринта может быть расположена за пределами нашего физического пространства (7). Ниже мы рассмотрим один из подобных лабиринтов, известных в традиции Хопи.

Как уже говорилось, существует много разновидностей лабиринтов, отличающихся своей геометрией, уровнем сложности, правилами обхода. В самом общем случае можно говорить о двух основных видах лабиринтов: тех, в которых ходами служат «коридоры» между линиями, и так называемых негативных, в которых движение происходит по линиям (8). Иногда выделяют и третью группу, к которой относя лабиринты с взаимозаменяемыми коридорами и стенами (8). Т.е. в таких лабиринтах можно двигаться как по линиям, так и по промежуткам между ними. К данной категории принадлежит большинство спиралевидных лабиринтов.

Кроме того, говорят о правильных, или классических лабиринтах, в которых отсутствуют тупики, карманы и т.д., т.е. невозможно сбиться с пути. И неправильных, в которых имеются ложные ходы, тупики, замкнутые циклы, уводящие от цели (8).

При топологической классификации лабиринтов основное внимание обращают на геометрические формы, лежащие в их основе. Пожалуй, наиболее распространенными формами древних лабиринтов являются разнообразные спирали, кресты и свастики. Хотя следует помнить, что в виде лабиринта можно, в принципе, изобразить любую фигуру. Например, в Южной Америке, в пустыне Наска были найдены гигантские лабиринты, имеющие формы различных животных и насекомых (9). Хорошо известен критский лабиринт, или лабиринт Дедалуса, где по легендам жил ужасный монстр Минотавр. Его изображения можно встретить на многих древнегреческих монетах.

рис. 3На рисунке (рис. 3) изображены два лабиринта индейцев Хопи, использовавшихся для инициации и обрядов поддержания экологического равновесия на нашей планете (11). Показанные на рисунке квадратная и круговая формы лабиринтов являются у Хопи символами матери Земли.

Квадратный тип лабиринта состоит из двух раздельных частей (рис. 3а). Первая начинается из центра и символизирует рождение, приход человека в материальную реальность. Этот путь показан тонкой пунктирной линией, направленной наружу. Его начало соответствует моменту зачатия. Если лабиринт перевернуть так, чтобы выход был направлен вверх, вы увидите, что центральная линия как бы охвачена рукой, рукой матери, поддерживающей ребенка.

рис. 4Вторая, наружная часть лабиринта описывает уход человека из этого мира. Этот путь начинается снаружи и заканчивается в центре, в области, соответствующей переходу в загробное существование. Это соответствует древним представлениям о посмертном существовании человека, которое, вплоть до следующего рождения, проходит в тонкоматериальных мирах бардо за пределами нашей реальности. Так как плоскость лабиринта символизирует наш трехмерный мир, эта часть пути символически выносится в третье измерение, образуя петлю, замыкающую две изолированные центральные области (рис. 4). Как видно из рисунка, она включает три последовательных стадии бардо, подробно описанные в Тибетской книге мертвых (3). Последняя стадия, Сидпа Бардо, завершается очередным возвращением в один из шести миров Сансары, вхождением в лоно и последующим рождением — соответственно, выходом из Лабиринта.

Подобная же символика находит свое отражение и в архитектуре Кива (kiva) — традиционных храмов Хопи. Они представляют собой одноэтажный дом, выходом из которого служит отверстие в потолке. Под ним находится небольшое отверстие в полу, символизирующее матку — место, откуда человек появляется в нашем мире. Соответственно, внутреннее пространство Кива является образом нашего Земного мира, а отверстие в крыше олицетворяет переход в иные миры и завершение очередного цикла существования.

Круговой тип (рис. 3б) несколько отличается по дизайну и значению. Он олицетворяет универсальный план создателя, которому человек должен следовать всю жизнь. Тому, кто следует этому плану Творца, гарантируется двойная защита, или возрождение после очередного апокалипсиса (это символизируется матерью, обнимающей дитя).

Крест в центре кругового лабиринта символизирует Отца-Солнце, источник жизни, а также Мировое дерево — ось вселенной, связывающую воедино все материальные и тонкоматериальные миры. Оно как бы прорастает через его центр и уходит в другие измерения пространства и времени. Этот же лабиринт используется и в ритуальной геомантии, когда священник Хопи делает вокруг деревни четыре борозды, чтобы согласовать эту землю с универсальным планом Творца. Он же находит свое отражение в архитектуре Кива — традиционных храмов Хопи.

Данный лабиринт обладает архетипическими свойствами, т.е. его можно встретить в традициях самых разных народов Северной и Южной Америки и даже Европы. Так, его изображения встречаются на древнейших критских монетах (лабиринт Дедалуса, в котором жил Минотавр). Похожие лабиринты были и у египтян, там они были водными, где передвигались на лодках. Они служили местами погребений. По сути, такие лабиринты были картами загробных странствий души, которая находила возрождение в Древе Жизни, расположенном в центре.

В своей работе мы старались придерживаться методов построения, известных нам из древних традиций. Для построения лабиринтов мы выбирали подручный материал — камни, шишки, веточки, даже водоросли. Самым важным было соблюдение правильных пропорций.

Мы обычно использовали две разновидности лабиринтов. Так называемые классические Кельтские и лабиринты из пустыни Наска. Важно подчеркнуть, что название кельтский лабиринт — достаточно условно. Подобные сооружения очень древние и встречаются в самых разных уголках нашей планеты (8, 11). В частности, на острове Крит, в районе Каспийского моря, на Соловецких островах, в Северной Америке.

рис. 5Рассмотрим основные этапы построения лабиринта на простейшем примере. На рисунке (рис. 5) изображены последовательные этапы построения классического трехуровневого лабиринта. Схема изображает левый (иньский) лабиринт, для построения правого следует зеркально отобразить все операции (дуги начинать выкладывать из тех же точек, но в левом направлении).

В качестве материала лучше использовать морскую или речную гальку, можно применять и обычные небольшие камешки. Однако лучше, чтобы их поверхность была гладкой. Подойдут и сосновые шишки, правда из них лабиринт получится менее долговечный. Размер лабиринта определяете так, чтобы можно было свободно проходить между его «стенами», ну и, конечно, сообразуясь с размерами участка.

На первом этапе, исходя из выбранного направления входа, выкладываете крест и кладете четыре камня по углам, чтобы образовался квадрат (рис. 5а). Затем замыкаете дугой верхнюю перекладину креста и правый верхний камень (если смотреть со стороны входа в лабиринт) (рис. 5б). В случае правого, или яньского, лабиринта дуга замыкается на левом верхнем камне. Очень важно никогда не переступать через построенные стены лабиринта, это может разрушить его энергетическую целостность, и вся работа пойдет насмарку.

Затем следует выложить дугу от левого верхнего камня до правой горизонтальной перекладины креста (рис. 5в). Следующая дуга соединяет левую горизонтальную перекладину креста с правым нижним камнем (рис. 5г). Завершает построение лабиринта выкладывание дуги от левого нижнего камня до нижней вертикальной перекладины креста (рис. 5д).

При выборе места для построения лабиринта главной задачей было нахождение места с сильными и одновременно гармоничными природными энергиями. С этой целью использовались методы, известные из старинной геомантии, а также китайской и тибетской традиции Фэн Шуй. Кроме этого использовался также современный метод — компьютерное сканирование, позволяющее проанализировать энергию данного места.

Для очищения места нами использовались известные из старинных традиций способы очистки места от плохих энергий — благовония, а также черный порох в сочетании со специальными травами (12).

В работе с лабиринтами большое значение имеет обряд инициации, или первого прохождения, которое всегда производилось нами с чтением специальных мантр. В процессе инициации вы должны мысленно соединить лабиринт с силами неба и земли, выстроить в его центре мировое дерево. Одновременно центр лабиринта олицетворяет Высший Божественный принцип и первозданный Хаос, из которого возникает вселенная. Будучи настроен на высшие силы Космоса, лабиринт начинает работать как своеобразный приемник-ретранслятор, излучающий энергии гармонии, шен-ци.

 

Задание №1

Заранее расскажите ребенку о древних лабиринтах и их назначении. Можно использовать мифы Древней Греции («Легенда о Минотавре»), придумать сказку самостоятельно, показать фотографии в соответствующих детских энциклопедиях. Потренируйтесь в концентрации внимания на рисунках, где требуется найти выход из лабиринта. Желательно использовать карандаш только в первый раз – мысленное прохождение траектории принесет дополнительную пользу. Конечно же, необходимо учитывать уровень подготовки и возраст ребенка, чтобы занятия были для него увлекательной игрой, требующей собранности, но не разочаровывающей сложностью. Вместе выберите время для построения собственного лабиринта. Поинтересуйтесь, из какого материала ребенок хочет его выполнить. Если это будет пластилин или мелкие детальки игрушек – прекрасно, но «настоящий» лабиринт лучше делать из природного материала. На прогулке вы можете собрать камешки, шишки, желуди и т.п.  Сам сбор материала может превратиться в дополнительное упражнение на взаимодействие с бессознательным. Каждый выбранный камешек является символом. Взрослым практикам НЛП это упражнение известно как «Упражнение на активное мечтание» Джудит Делозье. Детям интереснее само происхождение техники поиска символа – от североамериканских индейцев, лучше и называть его «даром Вселенной», по их же традиции. Это хороший повод вместе поиграть в максимально внимательных, сконцентрированных и чутких к окружающему миру индейцев.  Конечно, современные дети лишены многих чудесных образов нашего детства, и если ребенок не знает, кто такие индейцы и как они себя ведут, - вам придется о них рассказать, а главное, показать  :-). Отдавайтесь игре вместе с ребенком и пусть это погружение в детскую стихию мира доставит вам совместную радость!

Лабиринт можно выстроить в парке, во дворе или дома на полу. Предоставьте ребенку полную самостоятельность. Пусть он сам решает, на каком расстоянии и в какой последовательности располагать камешки, какого размера будет лабиринт, главное, чтобы внутри можно было походить. Для общего плана лабиринта предварительно нарисуйте на бумаге классическую схему.  Если во время постройки ребенок хочет отклониться от плана – это его глубинный выбор. Не бывает «неправильных» лабиринтов, каждый из них индивидуален. Внимательный родитель, психолог сможет проинтерпретировать поведение ребенка при строительстве и его особенности. Мы предлагаем записать свои наблюдения. Процесс наглядно проявляет индивидуальные метастратегии поиска решения, взаимодействия с проблемным пространством, динамику и характер действий. Возможно, когда-нибудь вы с удивлением заметите, что ваш выросший сын или дочь в серьезной жизненной ситуации поведут себя точно так же, как при строительстве лабиринта. А возможно, вы заметите и нечто общее с вашим (отца, матери, бабушки, дедушки) типичным поведением. Сам факт, что лабиринт не просто «проходится», а выстраивается, формирует будущую позицию самостоятельной организации жизненного пространства, в котором всегда есть несколько вариантов выбора входа-выхода и трансформации.

Когда лабиринт закончен и пройден, от всей души поздравьте ребенка и вместе порадуйтесь успеху! В древности прохождение лабиринта было одним из видов инициаций, настоящих испытаний на Взрослость – тем более его самостоятельное построение.

Желаем вам радостного и доброго Волшебства!


Елена Шугалей

 

 


Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное