Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Poteshka.ru - развивалки для самых маленьких. Они уже все умеют!


 

 

Poteshka.ru – детская развивающая литература, игры и забавы для малышей.

 

Добрый день, уважаемый подписчик!

Они уже все умеют!

Не беда, что мозг новорожденных еще не до конца развит. Их сенсорная система и их способность к обучению и без того работают "на полную катушку". Дети чувствуют и воспринимают окружающий мир уже в первые месяцы жизни!

ЧУВСТВА. Они "включаются" еще до рождения. Первыми - на седьмой неделе внутриутробного развития плода - формируются вкусовые сосочки. На десятой неделе эмбрион обзаводится нервами, отвечающими за осязание. На четвертом месяце беременности он начинает распознавать тактильные ощущения, откликаться на поглаживания по животу мамы. Еще пара месяцев, и зародыш различает запах околоплодной жидкости. На седьмом месяце он реагирует на звуки (стук материнского сердца эмбрион воспринимает с мощностью в 90 децибел - это мощность звука на дискотеке!). Тогда же начинают функционировать нервы, соединяющие глаза и зрительный участок коры головного мозга.

Естественно, после появления малыша на свет его чувства "оттачиваются". В первый год жизни ребенка происходят настоящие чудеса!

ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ у новорожденных настолько остры, что малыши отказываются брать грудь, если мама перед кормлением ела какое-то новое необычное блюдо. Они могут отличить сладкое от горького, соленое от кислого. Считается, что вкусовые пристрастия ребенка формируются еще в утробе. В Америке провели эксперимент: шестимесячным карапузам предлагали на выбор кашу на воде и кашу на морковном соке -- те, чьи мамы ели много морковки во время беременности, отдали явное предпочтение "морковному варианту", остальным было все равно. (Кстати, недаром люди обычно любят сладкое - наша самая первая пища, материнское молоко, сладковатое на вкус.)

ОСЯЗАНИЕ у младенцев также развито с самого рождения. Малыши обожают мягкую фланель и капризничают, если их положить на грубую мешковину. Они любят ласковые и мягкие прикосновения, которые... снижают уровень гормонов стресса и повышают иммунитет. Доказано, что недоношенные младенцы, которым делают массаж, почти в два раза быстрее прибавляют в весе, чем те, кому массаж не делают. А дети, которых в первый год жизни часто берут на руки, чувствуют себя эмоционально комфортнее, вырастают более спокойными, уравновешенными.

У новорожденных достаточно хороший СЛУХ. Мамин голос они распознают буквально с первых дней появления на свет, ведь они хорошо знают его, слышали, еще будучи в утробе. В остальном малыши куда лучше различают высокие звуки (может быть, поэтому взрослые разговаривают с крохами неестественно высокими писклявыми голосами?). Звуки помогают новорожденному ориентироваться в пространстве. Но самое невероятное - способность младенцев различать звуки, недоступные взрослому уху, к примеру, фонемы иностранных языков. Ребенок до года способен усвоить "на слух" абсолютно любой язык, но после эта способность утрачивается. Какой-нибудь маленький англичанин, может быть, и рад был бы выучить шведский, но он живет в англоязычной среде, и его мозг "привыкает" распознавать звуки только того языка, который постоянно звучит вокруг.

ОБОНЯНИЕ тесно связано с памятью - запах может вызвать яркие воспоминания о событии или ощущении, с ним связанном. Разумеется, самый сильный эмоциональный отклик у новорожденного вызывает запах его матери. Но уже на втором месяце жизни ребенок чувствует множество других запахов, которые не только "задают работу" его носику, но и тренируют его память.

В последнюю очередь формируется ЗРЕНИЕ. Едва родившись, малыш различает лишь свет и тень, округлое и угловатое. Потом учится различать предметы, и особенно хорошо распознает те, что находятся на расстоянии 20-40 см от глаз (на таком расстоянии обычно находится лицо кормящей мамы). В три месяца ребенок обретает способность следить взглядом за движущимися предметами. В возрасте от четырех до семи месяцев учится различать цвета. В полгода начинает "на глаз" оценивать расстояния до окружающих предметов. Окончательно же зрение ребенка формируется лишь к девяти годам, именно тогда он начинает видеть мир таким, каким видят его взрослые.

НАВЫКИ. Но чувства нужно еще и анализировать. И с этим малыши справляются легко! Всего через 40 минут (!) после рождения ребенок способен сымитировать выражение лица другого человека: улыбнуться, как мама, или высунуть язык, как старший брат. И это притом, что новорожденный еще не видел собственного лица! Он не знает, каков он, но знает, что похож на остальных людей и может делать так же, как они. А это ни что иное, как абстрактное умозаключение, и его делает малыш, которому даже не без году неделя, а того меньше!

В месяц ребенок знает, как скоро родители реагируют на его плач. В этом же возрасте он впервые умудряется переносить информацию от одних органов чувств на другие. Лизнув гладкую и шершавую соски, младенец дольше смотрит на гладкую - она понравилась ему больше. Но откуда он знает, как выглядит предмет, который он попробовал на вкус?! Малыш как будто знаком даже с законами физики: если подвесить над кроваткой кубик на незаметной прозрачной нитке, трехмесячный кроха будет смотреть на него в недоумении, как на нарушение закона гравитации. В четыре месяца ребенок начинает понимать, что некоторые вещи меняются (папина одежда), а другие остаются неизменными (папино лицо). В пять месяцев он видит, как мяч закатывается за экран и... переводит взгляд на другой край экрана - туда, откуда (малыш это прекрасно знает!) мяч должен выкатиться. В семь месяцев ребенок отдает себе отчет в том, что некоторая последовательность действий ведет к определенному результату, например, он знает, что, если сложить подушки друг на друга, на них можно будет встать и выглянуть из кроватки. После своего первого дня рождения кроха понимает эмоции других людей и стремится подражать им. Именно наблюдая за поведением окружающих, малыш учится тому, "что такое хорошо и что такое плохо". Поэтому кислую папину мину по поводу визита тещи ребенку лучше не видеть!

И еще одно любопытное наблюдение ученых: языковая среда, в которой растет мальчик или девочка, влияет на его навыки. В корейском языке основная смысловая нагрузка ложится на окончания глаголов, в английском же смысл передается существительными, которых и количественно больше, чем глаголов. В результате корейские малыши не только быстрее начинают употреблять глаголы, чем маленькие англичане, но и, поскольку употребление глаголов требует более тонких умственных усилий, оказываются сообразительнее английских детей. К примеру, корейский ребенок на несколько месяцев раньше понимает, что далеко лежащий предмет можно достать с помощью грабелек на длинной ручке. Зато англоговорящий (точнее, пока только англослышащий) карапуз раньше постигает понятие категорий: вид, размер, род предметов. Если, к примеру, годовалому англичанину показать такой "фокус": за экран закатывается синий мячик, а выкатывается желтая машинка, - он будет весьма удивлен. Ведь он понимает: мяч и машина - не одно и то же. Годовалый же кореец не обратит на это внимания. Он пока еще способен воспринимать только широкие категории, поэтому для него и мячик, и машинка - просто движущийся объект.

 

Читать еще статьи на сайте http://poteshka.ru

Если есть, чем поделиться (в смысле полезной информации), пишите!

Mail_kat@mail.ru

С уважением, Екатерина.

 

 


В избранное