Poteshka.ru - развивалки для самых маленьких. Они уже все умеют!
Poteshka.ru– детская
развивающая литература, игры и забавы для малышей.
Добрый
день, уважаемый подписчик!
Они
уже все умеют!
Не беда, что мозг новорожденных еще не до конца
развит. Их сенсорная система и их способность к обучению и без того работают
"на полную катушку". Дети чувствуют и воспринимают окружающий мир
уже в первые месяцы жизни!
ЧУВСТВА.
Они "включаются" еще до рождения. Первыми - на седьмой
неделе внутриутробного развития плода - формируются вкусовые сосочки. На
десятой неделе эмбрион обзаводится нервами, отвечающими за осязание. На
четвертом месяце беременности он начинает распознавать тактильные ощущения,
откликаться на поглаживания по животу мамы. Еще пара месяцев, и зародыш
различает запах околоплодной жидкости. На седьмом месяце он реагирует на
звуки (стук материнского сердца эмбрион воспринимает с мощностью в 90 децибел
- это мощность звука на дискотеке!). Тогда же начинают функционировать нервы,
соединяющие глаза и зрительный участок коры головного мозга.
Естественно, после появления малыша на свет его
чувства "оттачиваются". В первый год жизни ребенка происходят
настоящие чудеса!
ВКУСОВЫЕ
ОЩУЩЕНИЯ у новорожденных
настолько остры, что малыши отказываются брать грудь, если мама перед
кормлением ела какое-то новое необычное блюдо. Они могут отличить сладкое от
горького, соленое от кислого. Считается, что вкусовые пристрастия ребенка
формируются еще в утробе. В Америке провели эксперимент: шестимесячным
карапузам предлагали на выбор кашу на воде и кашу на морковном соке -- те,
чьи мамы ели много морковки во время беременности, отдали явное предпочтение
"морковному варианту", остальным было все равно. (Кстати, недаром
люди обычно любят сладкое - наша самая первая пища, материнское молоко,
сладковатое на вкус.)
ОСЯЗАНИЕ у младенцев также развито с самого
рождения. Малыши обожают мягкую фланель и капризничают, если их положить на
грубую мешковину. Они любят ласковые и мягкие прикосновения, которые...
снижают уровень гормонов стресса и повышают иммунитет. Доказано, что
недоношенные младенцы, которым делают массаж, почти в два раза быстрее
прибавляют в весе, чем те, кому массаж не делают. А дети, которых в первый
год жизни часто берут на руки, чувствуют себя эмоционально комфортнее,
вырастают более спокойными, уравновешенными.
У новорожденных достаточно хороший СЛУХ. Мамин голос они распознают буквально с первых
дней появления на свет, ведь они хорошо знают его, слышали, еще будучи в
утробе. В остальном малыши куда лучше различают высокие звуки (может быть,
поэтому взрослые разговаривают с крохами неестественно высокими писклявыми
голосами?). Звуки помогают новорожденному ориентироваться в пространстве. Но
самое невероятное - способность младенцев различать звуки, недоступные
взрослому уху, к примеру, фонемы иностранных языков. Ребенок до года способен
усвоить "на слух" абсолютно любой язык, но после эта способность
утрачивается. Какой-нибудь маленький англичанин, может быть, и рад был бы
выучить шведский, но он живет в англоязычной среде, и его мозг
"привыкает" распознавать звуки только того языка, который постоянно
звучит вокруг.
ОБОНЯНИЕ тесно связано с памятью - запах может
вызвать яркие воспоминания о событии или ощущении, с ним связанном.
Разумеется, самый сильный эмоциональный отклик у новорожденного вызывает
запах его матери. Но уже на втором месяце жизни ребенок чувствует множество
других запахов, которые не только "задают работу" его носику, но и
тренируют его память.
В последнюю очередь формируется ЗРЕНИЕ. Едва родившись, малыш различает лишь свет и
тень, округлое и угловатое. Потом учится различать предметы, и особенно
хорошо распознает те, что находятся на расстоянии 20-40 см от глаз (на таком
расстоянии обычно находится лицо кормящей мамы). В три месяца ребенок
обретает способность следить взглядом за движущимися предметами. В возрасте
от четырех до семи месяцев учится различать цвета. В полгода начинает
"на глаз" оценивать расстояния до окружающих предметов.
Окончательно же зрение ребенка формируется лишь к девяти годам, именно тогда
он начинает видеть мир таким, каким видят его взрослые.
НАВЫКИ.
Но чувства нужно еще и анализировать. И с этим малыши справляются
легко! Всего через 40 минут (!) после рождения ребенок способен сымитировать
выражение лица другого человека: улыбнуться, как мама, или высунуть язык, как
старший брат. И это притом, что новорожденный еще не видел собственного лица!
Он не знает, каков он, но знает, что похож на остальных людей и может делать
так же, как они. А это ни что иное, как абстрактное умозаключение, и его
делает малыш, которому даже не без году неделя, а того меньше!
В месяц ребенок знает, как скоро родители
реагируют на его плач. В этом же возрасте он впервые умудряется переносить
информацию от одних органов чувств на другие. Лизнув гладкую и шершавую
соски, младенец дольше смотрит на гладкую - она понравилась ему больше. Но
откуда он знает, как выглядит предмет, который он попробовал на вкус?! Малыш
как будто знаком даже с законами физики: если подвесить над кроваткой кубик
на незаметной прозрачной нитке, трехмесячный кроха будет смотреть на него в
недоумении, как на нарушение закона гравитации. В четыре месяца ребенок начинает
понимать, что некоторые вещи меняются (папина одежда), а другие остаются
неизменными (папино лицо). В пять месяцев он видит, как мяч закатывается за
экран и... переводит взгляд на другой край экрана - туда, откуда (малыш это
прекрасно знает!) мяч должен выкатиться. В семь месяцев ребенок отдает себе
отчет в том, что некоторая последовательность действий ведет к определенному
результату, например, он знает, что, если сложить подушки друг на друга, на
них можно будет встать и выглянуть из кроватки. После своего первого дня
рождения кроха понимает эмоции других людей и стремится подражать им. Именно
наблюдая за поведением окружающих, малыш учится тому, "что такое хорошо
и что такое плохо". Поэтому кислую папину мину по поводу визита тещи
ребенку лучше не видеть!
И еще одно любопытное наблюдение ученых:
языковая среда, в которой растет мальчик или девочка, влияет на его навыки. В
корейском языке основная смысловая нагрузка ложится на окончания глаголов, в
английском же смысл передается существительными, которых и количественно
больше, чем глаголов. В результате корейские малыши не только быстрее
начинают употреблять глаголы, чем маленькие англичане, но и, поскольку
употребление глаголов требует более тонких умственных усилий, оказываются
сообразительнее английских детей. К примеру, корейский ребенок на несколько
месяцев раньше понимает, что далеко лежащий предмет можно достать с помощью
грабелек на длинной ручке. Зато англоговорящий (точнее, пока только
англослышащий) карапуз раньше постигает понятие категорий: вид, размер, род
предметов. Если, к примеру, годовалому англичанину показать такой
"фокус": за экран закатывается синий мячик, а выкатывается желтая
машинка, - он будет весьма удивлен. Ведь он понимает: мяч и машина - не одно
и то же. Годовалый же кореец не обратит на это внимания. Он пока еще способен
воспринимать только широкие категории, поэтому для него и мячик, и машинка -
просто движущийся объект.