Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Да, родители, помогите вашему ребёнку разобраться с данным материалом и попросите "посчитать" отношения с друзьями, родными. Вы увидите - после таких


24 ноября 2013

Мама, я с Вовой – малая секунда,
а с Ромой – большая терция!

Здравствуйте, дорогие!

Сегодняшняя тема может быть интересна и детям, лет с 10-12 и взрослым, только! … не стоит очень серьёзно к ней относиться. Сейчас поясню, почему.

Более 10 лет назад я заметил одну закономерность. Наверняка, я не первый, но приятно, что сам. В результате небольшого анализа, сопоставления я обнаружил, что между музыкальным рядом, настройкой инструментов и зодиакальным кругом есть чёткая связь!

В то время у меня брала интервью журналист "Комсомолки" Любовь Сапунова. Наш разговор переработали и дополнили, в итоге получилась статья на целую страницу: "Прежде чем пойти в ЗАГС – сыграйте на пианино!" ("Комсомольская правда" в Новосибирске, 2003-02-14)

И дело здесь не только в том, что в октаве 12 полутонов, а число знаков, тоже 12. Весь фокус в том, что отношения между нотами в музыкальных интервалах и отношения между "характерами" знаков зодиака поразительным образом похожи.

Давайте немножко этот вопрос исследуем

Начнём с унисона – это когда 2 звука абсолютно одинаковы по высоте, например, До и До в первой октаве.

Как звучит этот интервал? – Оба звука полностью сливаются, так как все составляющие (гармоники, обертоны) у них ИДЕНТИЧНЫ. Никаких конфликтов, всё согласованно. Можно ли назвать такой интервал богатым? Нет, ведь в нём ОДИН и ТОТ ЖЕ звук! А что же со знаками зодиака? Два одинаковых знака – это тоже самое согласие, всё сливается, но обогащения нет, так как характеры одинаковые.

Попробуем малую секунду – разница между нотами 1 полутон. Честно, это самый НЕПРИЯТНЫЙ интервал! Почему? Да потому, что у двух тонов с таким отношением совпадает не более 10% гармоник. То есть 9 из 10 точно конфликтуют. А на зодиакальном круге? В нём это соседние знаки, отличающиеся на 1 месяц. И что же мы можем услышать об их отношениях – они очень плохо совместимы!

Когда-то давно у меня был коллектив, в котором весь руководящий состав "соотносился со мной" с разницей примерно в 1 полутон. То есть мои первые замы и помощники были соседними знаками слева и справа. И естественно, мы много спорили, и на один и то же вопрос имели радикально отличающиеся мнения. Правда, я тогда совсем не интересовался гороскопами… А вот недавно услышал, что в достаточно серьёзных западных компаниях знаки учитывают при подборе специалистов в один отдел, бригаду.

А какие музыкальные интервалы звучат хорошо?

Это – квинта (7 полутонов), кварта (5 полутонов), большая терция – 4, малая терция – 3. Так оно и есть и опять же из-за степени совпадения гармоник. Впрочем, квинту здесь можно опустить, поскольку в зодиакальном круге интервал в 7 месяцев (полутонов) стоит рассматривать в кратчайшем расстоянии, а это уже 5 месяцев (полутонов) или кварта.

Если мы начнём анализировать гороскопы, характеры для "этих интервалов" – 5,4,3 месяца-полутона, то обнаружим, что отношения между знаками достаточно хорошие, не конфликтные, а созвучные. Причём, они же ещё и богатые! Поскольку каждый вносит что-то своё и "звучание" обогащается гармониками каждого тона-знака. Это вам не пресный унисон!

Здесь есть ещё один важный момент

Помните о четырёх стихиях классической астрологии? Это вода, земля, воздух и огонь. И все 12 знаков разбиты на 4 группы (тригоны). Так в круге 3 знака одной стихии образуют равносторонний треугольник, т.е. между ними по 120 градусов. А какой же будет между ними музыкальный интервал? Ба! 12/3=4 полутона, т.е. большая терция – самый весёлый (точнее мажорный) интервал! Он тёплый, оптимистичный, радостный и красивый. И знаки одной стихии, имея много общих черт, очень хорошо сочетаются. Это идеальные пары – и разные (обогащают союз) и созвучные, неконфликтные.

Осторожно, ТРИТОН!

Вы понимаете, что из-за круга интервалы более 6 полутонов рассматривать нет смысла? Так как 12-8=4, 12-9=3 и т.д. Впрочем, и в музыке интервалы 4 и 8 или 9 и 3 в некотором смысле инвариантны… Так что у нас остался только интервал в 6 полутонов – так называемый "тритон" (уменьшенная квинта: 7-1=6 или увеличенная кварта: 5+1=6). Что же с ним?

Ну, музыканты хорошо знают его звучание – напряжённое, иногда зловещее, ну явно не комфортное. Причём, в природе тритона как бы изначально заложена "нестабильность" – его хочется "подправить, подравнять" – или уж в квинту или в кварту (т.е. свести к 7 или к 5). А что насчёт знаков зодиака, между которыми 6 месяцев (т.е. противоположных, отстоящих на 180 градусов)? Что-то очень и очень схожее с тем, что мы имеем в музыкальной и психо-акустике! Отношения там напряжённые, волнующие, дразнящие, требующие согласования и т.п.

Давайте всё это подытожим

В музыке 2 типа интервалов: консонансные (созвучные) и диссонансные (несозвучные). И если помнить, что среди консонансных есть унисон, то их свою очередь можно условно разделить по звучанию на богатые и бедные. Так и среди знаков зодиака – есть хорошо согласующиеся (и среди них "бедные", когда это один и то же знак), и есть конфликтные. Чему мы отдадим предпочтение? – согласующимся и богатым, дополняющим друг друга!

Самое важное!

Есть один момент в знаках зодиака, который, к сожалению, большинство из нас упускает. И тут провидение аналогии с устройством музыкальной гаммы и свойствами музыкальных интервалов может послужить очень хорошей иллюстрацией к тому, как именно знаки "работают".

Представьте, что мы берём консонансный (созвучный) интервал большую терцию (4 полутона) и начинаем менять настройку (тон) верхнего из звуков – понижаем его. Мы можем сместить его на столько, что интервал станет малой терцией (3 полутона), а затем и большой секундой (2 полутона)! В музыке нельзя вот так просто изменить тон (отношение) и не изменить характер звучания. Если мы хотим сохранить характер звучания интервала, то нам нужно сохранить отношения – изменять (понижать или повышать) ОБА звука одновременно. И в зодиакальном круге ВСЁ АНАЛОГИЧНО, только большинство об этом забывает.

О свойствах знака на 100% можно говорить, только если дата рождения расположена с небольшим отклонением от "середины" сектора этого знака на круге! Вот в музыке, ДО пониженная или повышенная на 1/4 тона (т.е. половину полутона или сектора) уже вовсе не ДО. Или очень плохо настроенная ДО (которую, с таким же успехом, можно считать плохо настроенной СИ или плохо настроенной ДО диез – в зависимости от направления смещения ). Также и в знаках – смещение на 2 недели (1/4 тона) – уже совсем другой знак, точнее, совсем другой характер.

Получается, что, не учитывая этот момент, НЕЛЬЗЯ ничего сказать об отношениях! Вот смотрите, например, между Девой и Стрельцом может быть интервал в 1 месяц (а это малая секунда – диссонанс!), если даты рождения на ближайших к друг другу краях своих секторов и 3 месяца (а это малая терция – консонанс!) – если на максимальном удалении.

Таким образом, нет хороших или плохих знаков, а есть отношения. И они не могут быть определены лишь по названию знака, нужно обязательно "смотреть" расстояние между датами.

А на практике?

Ну, здесь уж сами решайте – относиться к этому всерьёз и учитывать или нет. И действительно, музыкальные интервалы это физика и психоакустика, т.е. вещи достаточно материальные и измеримые. Но можно ли схему переносить на взаимодействие людей? Ведь все мы слишком сложные, чтобы отношения между нами можно было свести к "расстоянию" на зодиакальном круге.

Да, когда упомянутая мной статья вышла, я передал один экземпляр газеты через секретаря ректору Новосибирской консерватории, Е.Г.Гуренко. И, к моему удивлению, Евгений Георгиевич, профессор, доктор наук, выдающийся руководитель, очень серьёзный и ответственный человек, при встрече сказал достаточно эмоционально: "А Вы знаете, это работает!"… Я, помню, тогда про себя подумал, что, наверное, он "прикинул интервалы" на кого-то из сотрудников или знакомых и "оно" совпало ...

Однако, взгляд на отношения людей с "музыкальной точки зрения" может подсказать пути их "сглаживания", гармонизации.

Например, есть А, Б и В.
Между Б и В – 1 месяц (малая секунда – напряжено).
Но между А и Б – 3 месяца / полутона (малая терция, консонанс),
а между А и В – 4 месяца / полутона (большая терция, консонанс).
Так вот, у Б и В плохие отношения между собой, но хорошие с А!
Поэтому А является посредником между ними … ведь в жизни так и бывает :-)

Надеюсь, вас эта информация заинтересовала … Да, родители, помогите вашему ребёнку разобраться с данным материалом и попросите "посчитать" отношения с друзьями, родными. Вы увидите – после таких упражнений у вашей дочери (сына) не будет никаких сложностей с музыкальными интервалами. Но и не забудьте предупредить, что интервалы, знаки и отношения – это ещё не сам человек. (А то вычислит ваш ребёнок, что он и с мамой и с папой "малая секунда" – и будет себя считать самым несчастным на свете!)

На нашем сайте есть 2 онлайн игры, посвящённые исключительно музыкальным интервалам. Вы можете послушать, как они звучат и как их называют.

Мелодические интервалы

Гармонические интервалы

Полная версия игры "Гармонические интервалы" входит в состав нашей программы: "Профессор Музыки 2"

Алексей Устинов, руководитель компании "Вирартек"

studio @ virartech.com

Статьи
Аудио-лекции
Коробочные и электронные версии программ


В избранное