Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

... исследования также подтверждают, что обучение детей музыке приводит к долгосрочному повышению визуально-пространственных, вербальных, математических и исполнительских способностей...


25 мая 2013

Музыкальное образование:
мы с министром об этом не знали!

Здравствуйте, дорогие!

Да, я очень долго не делал эту рассылку, более того, я даже объявил, что вообще больше не буду ей заниматься, но …

* Вас, подписчиков не стало меньше, а наоборот, прибавилось.
* Пока я так и не нашел человека, кто бы взялся за эту тему.
* В работе я столкнулся с информацией, которую вам обязательно надо показать.

Так что еще раз – здравствуйте!

Пару недель назад мой копирайтер поспросил меня подкинуть ему что-нибудь о пользе музыкального обучения в целом. Я, соответственно, погуглил немного и наткнулся на очень интересные сведения, о которых раньше не знал.

Как вообще у нас агитируют за занятия музыкой? Говорится или в общем виде, – что это, мол, полезно для общего развития, что без этого культурным человеком не стать, что ребенок должен всесторонне развиваться и т.д. Есть и более конкретные аргументы – занятия музыкой улучшают память, если играть на инструменте, то развивается "мелкая моторика" пальцев, т.е. нервная система в целом. Да, все это правильно, но, как оказывается, есть и более весомые аргументы, которые подтверждены научными фактами!

И они настолько серьезны, что всю агитацию за музыкальные занятия в общем виде можно смело отодвинуть на второй план.

Всего 4 недели занятий и …?!

Том Джэкобс (Tom Jacobs), обозреватель популярного социального веб-ресурса www[dot]psmag[dot]com, в своей статье 1) пишет об исследовании, проведенным канадскими учеными и опубликованном в журнале Psychological Science:

… Психолог Силван Морено (Sylvain Moreno) из Йоркского университета в течение четырех недель работал с 48 детьми в возрасте от 4 до 6 лет. Половина детей (24 ребенка) приняла участие в музыкальной программе, которая включала занятия по ритмике, знакомство с высотой звуков и мелодией, человеческим голосом, основными музыкальными понятиями.

Другая половина детей занималась по программе "Визуальное искусство", посвященной развитию зрительно-пространственных навыков, ознакомлению с такими понятиями, как форма, цвет, линия, размер и перспектива. Дети из этих двух групп занимались по одному часу каждый день в течение месяца.

До и после четырех недель занятий, дети выполнили лексический тест, предназначен для оценки речевых способностей и тест для оценки развития "пространственного интеллекта". При этом уровень активности их мозга фиксировался с помощью электроэнцефалограмм.

Что же в итоге?

90% детей из 24-х, занимавшихся по музыкальной программе, показали существенное улучшение как речевого, так и пространственного интеллекта. За этот же период дети, обучавшиеся по программе "Визуальное искусство" НЕ показали значительного улучшения в развитии устных или пространственных навыков.

Силван Морено замечает:

"…Этот вывод перекликается с результатами недавнего исследования второклассников, в котором обнаружено, что по навыкам чтения дети, кто получал музыкальное образование системно, превосходят своих сверстников. И если это так, то предложения о сокращении объема музыкальных занятий, в пользу концентрации на "основных предметах" в школе основаны на непонимании механизмов развития мозга детей".

Таким образом, вербальный (речевой) и "пространственный" интеллект 4-6 -летних детей заметно улучшается уже лишь после одного месяца музыкального обучения! Причем, аналогичного эффекта не дают занятия художественным творчеством, т.е. рисование, лепка или игра с кубиками.

Обучение музыке и "познавательный" интеллект

Вот еще одно исследование на эту же тему: "Воздействие музыкального обучения на мозг ребенка и развитие познавательных способностей" 2).

В этой статье, опубликованной Нью-Йоркской Академией Наук, ученые ведущих научных центров США и Израиля описывают исследование в течение 14 месяцев групп детей в возрасте 5-7, 9-11 лет и взрослых, как занимающихся музыкой, так и не-музыкантов и делают следующие выводы:

"… Исследования показали структурные и функциональные различия в мозге взрослых музыкантов-инструменталистов по сравнению с мозгом не-музыкантов…

… музыканты приобретают и постоянно совершенствуют как различные виды двигательного комплекса, так и слуховые и мультимодальные навыки – как, например, чтение музыкальной партитуры с одновременным переводом в точную двигательную активность и мониторингом звучания инструмента, т.е. получения мультисенсорной обратной связи…

… исследования также подтверждают, что обучение детей музыке приводит к долгосрочному повышению визуально-пространственных, вербальных, математических и исполнительских способностей."

Фортепиано и еще раз фортепиано!

Да, как не крути, а пианино то все-таки рулит! Вот смотрите. Еще одна важная для нас научная работа, выполненная исследователями научных, образовательных и музыкальных учреждений США в 1997 году: "Музыкальное образование приводит к долгосрочному улучшению пространственно-временного мышления у детей дошкольного возраста" 3). Вот что ученые докладывают:

… 78 детей дошкольного возраста участвовали в этом исследовании. 34 ребенка получили индивидуальные уроки фортепиано, 20 детей получили частные уроки по работе с компьютером, и 24 ребенка занимались по обычной программе.

До и после тренировки был проведен, соответствующий возрасту, стандартный тест на оценку пространственно-временного мышления. Значительное улучшение результатов было показано только в группе, занимавшейся на фортепиано…

"…Мы полагаем, что замеченное улучшение показателей могло бы быть основанием, чтобы (музыкальными занятиями) разнообразить процесс обучения по стандартным учебным программам, таких как математика и естественные науки, которые в значительной степени опираются на пространственно-временной интеллект".

Музыкальные занятия увеличивают интеллектуальную мощь

И снова Том Джэкобс (Tom Jacobs). Совсем недавно в своей новой статье 4) он пишет: "Хотите, чтобы у вашего ребенка было все лучше и лучше с речью? Вложите музыкальный инструмент в его руки".

На этот раз автор пишет об исследованиях, которые в течении 18 месяцев проводились в Европе – были исследованы 7-8-летние дети (37 мальчиков, 36 девочек) из семи начальных школ из разных земель Германии.

25 детей (условная музыкальная группа) прошли специальное обучение музыке сверх школьного учебного плана – они принимали участие в еженедельных 45-минутных уроках, где играли на инструменте по своему выбору – гитара, скрипка, виолончель, флейта, труба, кларнет, или ударные.

Еще 25 детей были взяты из 2-х школ с упором на естественные науки. Этой группе дали дополнительные занятия по математике и общим предметам. Еще 23 ребенка (контрольная группа) не получили никаких дополнительных занятий ни по музыке, ни по основной школьной программе.

Итог:

"… Через 1,5 года дети в музыкальной группе продемонстрировали значительный рост по всем показателям в развитии вербальной памяти, в сравнении с детьми из группы "естественные науки" и обычной (контрольной) группы…

… исследователи отмечают, что ни одного подобного эффекта не было обнаружено у детей, занимающихся даже по расширенному учебному плану…"

При чем тут министр?

К сожалению, причем!

Вот на ресурсе www[dot]vesti[dot]ru встретил следующую заметку.
"Министр культуры: количество учеников ДМШ сократилось на 114 тысяч человек". Она от 22.04.2010, т.е. относительно свежая. Там сказано:

"Количество детей, которые обучаются музыке, уменьшилось на 114 тысяч человек, – сообщает Авдеев. – К чему это ведет? К тому, что в музыкальные училища, а потом и в консерватории не придут абитуриенты, нераскрытые таланты. Музыкальный мир лишится крупных специалистов и может лишиться российских традиций исполнительства".

Наверное, так и есть с числом учеников. Только министр действительно не информирован своими советниками о научных исследованиях. Я думаю, то, что мне попалось – лишь малая часть. Если бы к образованию, не музыкальному, а вообще к ОБРАЗОВАНИЮ чиновники относились внимательнее, то ДМШ (и учеников) не сокращали, а, наоборот, открывали.

И главной задачей музыкальной школы не была бы ориентация на будущую профессию. Соответственно, отчитывались бы ДМШ не по числу лауреатов в конкурсах и числу поступивших в музыкальный колледж, а по числу детей, охваченных музыкальным образованием. Ведь общий интеллектуальный уровень наших детей и подростков, как оказывается, зависит от того, получают они музыкальное образование или нет. Т.е. оно нужно ВСЕМ детям, и оно могло быть и интересным, и веселым ... А профессиональных музыкантов вряд ли станет меньше – кто хочет сделать музыку делом жизни, то найдет способ.

Так что не сомневайтесь ни на минуту, нужна вашему ребенку музыкалка или нет! Не так важно, пойдет ли он потом в колледж, консерваторию, станет ли он профессионалом. Важно, что музыка, как ничто другое, всесторонне развивает интеллект ребенка. И эти занятия окажутся полезными для любой профессии, которую он для себя выберет в своей взрослой жизни.

А если ваш сын или ваша дочь еще не занимаются музыкой, то постарайтесь найти что-то подобное. Может это и не ДМШ, может кружок в ДК, может кто-то из родственников, соседей готов с ребятами заниматься музыкой.

Эх, похоже, не зря все-таки у всех народов культивировались и песни, и танцы с хороводами для ВСЕХ членов сообщества, … как-то раньше грамотно все было "настроено" даже без Академий наук и министерств!

Если человек невнятно говорит и плохо понимает речь, если он неважно ориентируется в лесу или в поле, если он затрудняется в определении времени, если ему струдом дается счет и у него слабое пространственное воображение, то ...

крестьянин, рабочий – плотник, кузнец, ткач, солдат, счетовод, поп, конюх / кучер, повар, учитель, командир, шут / артист, ... из него хороший НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Кто из него выйдет?

В общем, музыкальное образование это не много и не мало, это Интеллект НАЦИИ ! И мне приятно, что по мере сил мы своими обучающими играми вносим скромную лепту в этот важный процесс.

Алексей Устинов, руководитель компании "Вирартек"

studio @ virartech.com

Статьи
Аудио-лекции
Коробочные и электронные версии программ

Сноски
1) "Music Training Enhances Children’s Verbal Intelligence" (October 4, 2011)

2) New York Academy of Sciences, 2005
"Effects of Music Training on the Child’s Brain and Cognitive Development"
Gottfried Schlaug, Andrea Norton, Katie Overy, Ellen Winner
Department of Neurology, Music and Neuroimaging Laboratory, Beth Israel Deaconess Medical Center/Harvard Medical School, Boston, Massachusetts 02215, USA Department of Psychology, Boston College, Boston, Massachusetts 02215, USA

3) Neurological Research, 1997, Volume 19, February
"Music Training Causes Long-term enhancement of preschool children’s spatial-temporal reasoning"
Frances H.Rauscher, Gordon L.Shaw, Linda J. Levine, Eric L.Wright, Wendy R. Dennis, Robert L. Newcomb

4) "More Evidence Music Training Boosts Brainpower" (January 9, 2013)


В избранное