Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Наиболее частые из них такие: "для какого возраста?", "для какого класса ДМШ?", "... они помогут развить слух?", "... хочу развить у ребенка память и ..., эта игра поможет?"


4 февраля 2012

Навыки, "Музыкальный Колледж Студент 1" и программа ДМШ

Здравствуйте, дорогие!

По нашим играм мы получаем как отзывы и пожелания, так и вопросы. Наиболее частые из них такие: "для какого возраста?", "для какого класса ДМШ?", "… они помогут развить слух?", "… хочу развить у ребенка память и …, эта игра поможет?" и т.п. Для нашего комплекта "Музыкальные Аркады" было разработано подробное Пошаговое руководство, включающее как тесты для определения уровня развития навыка у ребенка, так и задания, соответствующие и уровню, и навыку.

Для комплекта "Музыкальный Колледж Студент 1" мы не разрабатывали пошаговое руководство, но сейчас я рад представить вам анализ всех игр комплекта по двум критериям:

1-й: соотношения сложности вопросов с годом обучения (классом) по программе ДМШ*.
2-й: процентное распределение игр по музыкальным навыкам и знаниям.

* Для анализа мы использовали одну из рабочих программ, составленную по традиционной "советской" программе для детских музыкальных школ ("Сольфеджио" – Т. А. Калужской, МК СССР – 1984 г.) В ситуации, когда нет единой программы, когда появились негосударственные учебные заведения и педагоги используют собственные наработки, она является неким общим ориентиром в планировании обучения.

Может показаться странным, почему мы не используем программу ДМШ до того, как создается игра, или собирается комплект из игр. Ответ очень прост: мы идем "от реальных событий": – нам задают темы посетители сайта, как педагоги, так и родители, есть свои идеи, что-то технически сделать проще, а что-то наоборот… Когда тема выбрана и создан контент (звуки, картинки и пр.), происходит отладка, изменение числа или типов вопросов, т.е. сложности и т.п. В итоге получается игра, которая работает и помогает развивать навык, но ответ на вопрос: "для какого она класса/возраста и как соотносится с программой ДМШ" требует небольшого анализа.

Давайте сначала уточним, что мы понимаем под тем или иным навыком. Дело в том, что навыкам не так просто дать однозначные толкования. К тому же они почти всегда взаимосвязаны – такова уж природа музыки!

Навыки и знания:

1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА. Это, скорее, область знаний – "начальный багаж", необходимый для обучения музыке: НОТЫ, СИМВОЛЫ, длительности, нотный стан, клавиатура, названия, термины и пр. Знания, необходимые даже в отрыве от звучания и собственно навыков слухового восприятия. Все это – "музыкальная азбука" для детей (и взрослых).

2. ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ. Это навык РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ тона, ноты, чувствовать интервалы в общем "направлении" – т.е. определять отношение, какой звук выше / ниже по тону. Он также – "ступенька" в развитии абсолютного слуха, т.е. способности определять высоту тона и "привязывать" к ней название / ноту, независимо от звучания других тонов. В некоторой степени развитие звуковысотного слуха это и закрепление музыкальной грамоты.

3. ЧУВСТВО РИТМА. Один из базовых музыкальных навыков, позволяющий, с одной стороны: а) ВОСПРИНИМАТЬ темп, размер, ритмическую организацию звучащей музыки, длительности, а с другой б) ВОСПРОИЗВОДИТЬ, исполнять музыкальный рисунок ритмично и держать темп.

Помимо этого, чувство ритма, через чтение / запись нотных символов и музыкальных партитур, связано и с музыкальной грамотой.

4. ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ. Навык отличать музыкальные инструменты и голос. Наработка дифференцированного ВОСПРИЯТИЯ ТЕМБРОВ инструментов: от простых, звучащих повсеместно – гитары, рояля, голоса, до более сложных – кларнета, гобоя, фагота, инструментов струнного квартета и др.

5. ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ. Это навык слышать и ОПРЕДЕЛЯТЬ ИНТЕРВАЛЫ, АККОРДЫ "по вертикали", в гармоническом звучании, т.е. когда ноты звучат одновременно. Дальнейшее развитие гармонического слуха предполагает восприятие логики в "гармоническом движении" в рамках определенной тональности (тоника-субдоминанта – доминанта-тоника и т.п.)

6. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА. Это: УВИДЕЛ В НОТАХ – СЫГРАЛ, смотрю следующий такт – готовлюсь и т.д. Навык уверенной передачи "от зрения к моторике / движениям". Наработка способности "предвидения" и "предслышания" последующей ноты – играя ноты первой доли, уже смотреть ноты следующей за ней. Формирование образа исполнения в процессе чтения с листа, в отличие от подготовленного исполнительства. Не так важно сыграть все ноты пьесы, сколько нужно остаться в "правильном" темпе / ритме, не остановиться и не бросить игру из-за одной запинки.

7. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Это ЗАПОМИНАТЬ, УЗНАВАТЬ и ВОСПРОИЗВОДИТЬ, как МУЗЫКАЛЬНЫЕ фрагменты или ЭЛЕМЕНТЫ партитуры (фразы, арпеджио, сочетания), так и пьесу целиком … Можно предположить, что в музыкальной памяти в челом складывается и "составляющих": звуковысотной, ритмической, гармонической, тембровой памяти и т.п.

8. ИГРА В АНСАМБЛЕ. Это умение "слышать" ансамбль (оркестр, группу исполнителей или партнера в дуэте), КООРДИНИРОВАТЬ СВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ С ОСТАЛЬНЫМИ по высоте, по темпу и его изменениям, по громкости и динамическим акцентам, по исполнительским штрихам (приемам) и пр.

В результате анализа игр, мы получили вот такую таблицу:

Игры МКС1, классы ДМШ и музыкальные навыки.

Название игры По класс Кл./Ст. Кл./Ст. Кл./Ст. Числ.воп. Числ.ур. Муз-я
грамота
Звук-й
слух
Чувство
ритма
Тембр-й
слух
Чтен.
с листа
Муз-я
память
  I II III     % % % % % %
1 Музыкальные тембры 5 1 3 5 20 10 5 75 20
2 Музыкальные символы 2 1 2 2 32 10 80 20
3 Ноты в скрипичном ключе 3 1 2 3 25 10 60 10 25 5
4 Клавиши фортепиано 6 1 2 6 21 10 70 10 15 5
5 Ритмические фигуры 4/4 6 1 4 6 20 10 10 65 15 10
6 Ноты в басовом ключе 5 1 3 5 36 10 60 10 25 5
7 НОТКИ-КАРТИНКИ 1 -1* -1* 1 24 10 50 35     5 10
Общее распределение процентов по навыкам: 47,1 10,0 9,3 10,7 15,0 7,9

* до 1-го класса ДМШ

Выводы и как пользоваться таблицей.

Основное внимание в играх уделено МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ (47,1%). На втором месте – ЧТЕНИЕ С ЛИСТА (15%).

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ, ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ, ЧУВСТВО РИТМА – "берут на себя" примерно по 9-11%, а МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – около 8%.

Задачи на развитие навыков ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ и ИГРА В АНСАМБЛЕ в игры комплекта МКС1 не вошли, и, видимо, будут представлены в следующем комплекте – МКС2.

Комплект МКС1 по сложности задач соответствуют возрасту от дошкольного до 6 класса ДМШ включительно. Вы можете управлять процессом приобретения знаний и развитием навыков вашего ребенка. Выбрав Игру и Ступень, и проанализировав его успехи, вы можете оценить развитие у него того или иного навыка и соответствие навыков году обучения в ДМШ – достаточно в разделе статистики комплекта посмотреть какие Ступени в каких Играх ваш ребенок завершил и сверить с данной таблицей.

Если какой-то навык "хромает", то его совершенствованию следует уделить больше внимания, выбирая соответствующую игру. В таблице приведены процентные соотношения по всем навыкам. Так, например, для развития МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ подходят игры № 2,3,4,5,6,7. А для ТЕМБРОВОГО СЛУХА – только № 1.

Надеюсь, что в данной статье я ответил на многие ваши вопросы, и что теперь использование игр этого комплекта станет у вас более эффективным.

Успехов вам! До встречи!

Алексей Устинов, ООО "Вирартек"

studio @ virartech.com

P.S. Хочу выразить большую благодарность Светлане Барской, музыковеду и педагогу, выполнившей анализ игр комплекта МКС1.

На все продукты Вирартек для Windows до 7.02.2012 действуют скидки!

Статьи
Аудио-лекции
Коробочные и электронные версии программ


В избранное