Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Я не уверен насчет сахара, но вот есть одна вещь, которой действительно не бывает много. Точнее, сколько бы ее не прибывало -


14 янвабря 2012

"Поверьте, сахара никогда не бывает слишком много!" и ... сцена

Здравствуйте, дорогие! С новым годом!

В заголовке – примерно те слова, которые, устами Джона Траволты, произносит Майкл – главный герой фильма " Майкл Ангел". Кстати, прекрасный, легкий и глубокий фильм!... Я не уверен насчет сахара, но вот есть одна вещь, которой действительно не бывает много. Точнее, сколько бы ее не прибывало – результат исключительно положительный. И вещь эта – … Нет, сначала к теме.

Вы знаете, что вопросы вокруг темы "давать или не давать ребенку музыкальное образование", и в какой форме, возникают постоянно. Вот то, что можно услышать:

… надо все-таки или не надо учить детей музыке и, в частности, отдавать в музыкальную школу. Дело в том, что я до сих пор уверенно считала, что не надо (+ мой собственный не самый лучший опыт)…

…есть у кого-либо положительный опыт приобщения ребенка к музыке в раннем возрасте и как это делать, чтобы не привить отвращение к музыке с раннего возраста?…

… зачем это надо? Если родители не увлекаются музыкой – зачем чадо туда тащить? А если родители музыкальны – то такой вопрос в принципе не может возникнуть…

… Одно дело – слух, голос. Второе – а нравится ли это самому ребенку?...

… Зачем травмировать его, заставляя по нескольку часов в день мучать агрегат под названием пианино?...

… знаю несколько взрослых людей, которые всю жизнь жалеют о том, что в детстве не смогли (по вине родителей) получить хотя бы начальное музыкальное образование… Не лишу ли я своей категоричностью дочь чего-то важного?...

… Сама водить дочку в муз. школу я не смогу, т.к. работаю, а моя мама водить внучку на "музыку" отказывается… Мама считает, что если я не стала музыкантом, то время потрачено зря…

… нужно ли учить ребенка нотной грамоте? Не достаточно ли просто слушать и петь, развивать чувство ритма, познакомиться с музыкальными инструментами и т.д.?...

… начальное музыкальное образование, как мне кажется, необходимо всем. Совсем не обязательно стать музыкантом, но основы надо знать. Так же как и основы физики, биологии, химии и проч.…

… Ну, закончила я это муз.школу и что с того? Оно мне это надо было? Для меня было больше "-", чем "+", например…

… отдайте ребенка в муз.школу и не мучайте всякими новомодными штуками – Я училась (мучилась) 3 года у таких преподавателей в музыкальной школе. Уж эти преподаватели мне поотбивали желание учиться!!!...

… ребенок вроде бы хочет заниматься, слух идеальный, но очень слабенький в смысле здоровья, не выдержит напряга муз. школы…

… меня мама отдала в 5 лет…намучилась страшно, любовь к музыке отбили напрочь ужасными методами преподавания и наказания, могли на 3-4 часа оставить в запертом классе за невыученный урок… Ну как отдать туда своего больного ребенка? А он так просится…

… музыкалка только отбивает у ребенка всякую любовь к музыке. Но как тогда учить музыке и хоть чего-то добиваться?...

… Меня волнует только та проблема, что в определенном возрасте всем детям надоедает музыкалка, а как перебороть и убедить закончить начатое, пока не знаю…


Уверен, большинству из вас подобные мысли хорошо знакомы. Тема кажется "вечной" и "не решаемой". А знаете, что объединяет практически все эти вопросы и советы? Только одно – отсутствие РАДОСТИ!

Ну разве бы сомневался родитель, нужно или не нужно, полезно или нет музыкальное образование, если бы ребенок с первого по последний класс с радостью бежал в ДМШ и счастливым возвращался с занятий? Если бы упрашивал вас дать ему еще часок поиграть на инструменте, если бы предлагал сыграть, не из программы, а специально разученную любимую пьесу мамы или папы? В конце концов, разве обучение музыке обязательно должно быть тяжелым и грустным?

Так вот, эта фраза из фильма всплыла в памяти, когда меня попросили поздравить участников и слушателей праздничного концерта Музыкальной студии "Ваше соло", с которой я в последнее время все более плотно сотрудничаю. Во время концерта я отчетливо понял, что

если бы всегда и везде процесс музыкального образования приносил радость,
то не было бы ЭТОЙ темы!

Всего три фазы – места в процессе, где "нужна" радость:
  • на занятиях (зависит от педагога)
  • дома (зависит от родителей и других родственников)
  • на концертах (зависит от педагогов и родителей)
Мне кажется, если хорошо понимать, насколько важен "фон", обстановка, то очень многое можно поправить. Вы можете так или иначе влиять на педагога или проявить больше внимания во время выбора педагога, школы. Вы можете почти на 100% определять обстановку дома. И вы во многом можете влиять на обстановку, связанную с концертом.

И делать сейчас "фон" радостным на много проще, чем 10, 20 лет назад. Почему?

1) "Новые" дети в своем большинстве имеют "встроенное от рождения" чувство самоуважения. Они свободнее, смелее, откровеннее, честнее, чем их сверстники 20 лет назад. Поэтому ими сложнее управлять "по-старому", т.е. приказывая и принуждая. Но, одновременно легче, эффективнее управлять "по-новому". Т.к. они говорят то, что думают, дают "обратную связь". Это может не всегда нравиться родителям, но это намного лучше, чем в будущем вашему ребенку, ставшему взрослым, тратить деньги и здоровье на "восстановление личности" с помощью психотерапевта. В общем, дети изначально "настроены на радость", надо только лишь поддерживать их в этом настрое.

2) Простые люди во всем мире все больше разрешают себе выражать себя в творчестве. Развитие технологий позволяет каждому рисовать, снимать фильмы, моделировать одежду, конструировать, сочинять музыку и много другое. И делать это без особых затрат и почти независимо от удаленности от центров культуры, науки и техники. Человек мог всю жизнь мечтать, чтобы начать рисовать или петь… Оказывается, что от осуществления мечты его отделяет всего 5-7 занятий, 1-2 месяца! В этом убеждается КАЖДЫЙ, кто разрешает себе исполнить свою мечту… Я вижу подобное почти каждый день, потому что к нам приходят записать свою собственную или известную песню совершенно разные люди – бухгалтеры, менеджеры, строители, военные, домохозяйки… И они радостны! Их родственники и друзья тоже.

3) Стили преподавания, "передачи" навыков и знаний с каждым днем становятся все более демократичными и естественными. Действительно талантливые педагоги умеют раскрыть тему, привить навык в искреннем и доброжелательном формате… Сейчас в сети Интернет появляется множество видео-курсов. Некоторые из них созданы молодыми людьми "новой формации", которые выдают секреты, рецепты простым языком и обучают с радостью. Учителя "старой школы" не всегда готовы "спуститься с пьедестала" и выдавать материал весело, и им уже не помогает статус, дипломы и регалии. "За радость" народ, как говориться, голосует рублем.

4) Для ритуалов в нашей жизни с каждым днем все меньше остается места… 23 февраля в небольшом районном ДК проводится концерт, посвященный празднику. По привычки приходят старики, на сцене – местные коллективы и отдельные исполнители. А зрителей, тем более, добровольных – не много. Почему? Потому, что там нет радости и свободы, это ритуал, так НАДО. Но подросток не готов тратить свое время на то, что ограничивает его свободу и не дает радости. Вы можете купить билет на концерт звезды, потому, что она – величина, заслуженный и т.п. А ваш ребенок ни за что добровольно не отдаст на это деньги просто из-за статуса артиста. Где радость? Он также не будет поздравлять своего сверстника в формате: "Желаю тебе …., …., и …, чтобы …., и …", которым пользуется старое поколение. Почему? Потому, что он прекрасно понимает, что это фальшь, ритуал. Нет, я не против ритуалов, я против фальшивых!

О концерте. Было более 20 участников в возрасте от 7 до, видимо, 45 лет. От школьника до генерального директора. "Артисты" волновались, кто-то – до дрожи в руках и коленках! И зрители волновались! Да, не все попали в ноты и ритм, да кто-то перепутал слова, кто-то зацепился за микрофонную стойку или забыл, где надо стоять, чтобы быть "в кадре". Но! Это была чистая радость, только позитив для всех… Я даже предложил переименовать концерт из "Отчетного" в "Празднично-терапевтический"…

Помните, как часто в американском фильме папа или мама спешит на школьныый концерт или постановку, как волнуются участники и как переживают, если кто-то из родителей не смог прийти? … Зачем это все? Для радости!

Те взрослые, которые ни разу не выступали на сцене (а таких большинство), забыли, как они делали это в школе, (а может и не делали), могли бы попробовать выучить песню или пьесу на фортепиано, гитаре и вот также, как ребенок, выступить перед залом. Пусть даже в нем всего 50 человек. Это волнение, но оно дает энергию и наполнено радостью. Это победа и восторг! Создайте для вашего ребенка подобные обстоятельства, где он получает такое волнение и радость, и у вас исчезнут вопросы, что нужно сделать, чтобы он не бросал обучение музыке.

А на счет вопроса, нужно ли вообще музыкальное образование, ответ однозначный – ОБЯЗАТЕЛЬНО! … нет такого вопроса! Если образование происходит на позитиве, то итог исключительно положительный. И не важно, будет в будущем ваш ребенок музыкантом или нет. Важно, чтобы он был счастливым.

Вот ссылка на короткий видео-ролик концерта учеников Музыкальной студии "Ваше соло":
ВИДЕО

Успехов вам!

Алексей Устинов, ООО "Вирартек"

studio @ virartech.com

P.S. Сцена, даже малая, – вещь волшебная. Потому, что это – уверенность в себе и управление людьми. Да, даже если на сцене ребенок 5 лет и к нему приковано внимание, то, по сути, он управляет залом! … Я не знаю статистику по жизненному пути участников КВН, но я вижу, что многие из них очень и очень успешны! Замечали?

Музыкальный колледж (online)
Статьи
Аудио-лекции
Коробочные и электронные версии программ


В избранное