Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

И когда вдруг ребенок САМ СОЧИНИЛ МУЗЫКУ - не важно, много нот или лишь мелодию


9 декабря 2011

"Мама, это я сам(а)!" и "Прекрати немедленно!"

Здравствуйте, дорогие!

Почти все дети рисуют. Часто – то, что они не видели, т.е. воображаемое. Родители считают это НОРМАЛЬНЫМ. Еще дети лепят, и тоже, часто то, что они выдумывают. И это тоже НИКОГО НЕ УДИВЛЯЕТ. Когда ребенок перерисовывает чужую картинку, то оценка результата обычно скромнее – ведь не сам придумал. Да, хотя во взрослом мире талантливый копиист часто обладает мастерством нередко большим, чем рядовой художник, воплощающий собственные замыслы, отношение к копировщикам у обычного человека не такое уважительное, как к "творцу".

А что же в музыке? Большинство музыкантов в классике, поп, народной музыке, ИСПОЛНЯЮТ чужую музыку ПО НОТАМ, т.е. они КОПИИСТЫ! Барды, рокеры, джазмены – не в счет, они играют СВОЁ. Что же, большинство музыкантов не творит? Конечно, творит! Интерпретация, "индивидуальное прочтение", "собственное видение", и т.д. и т.п. – все это так и есть. Музыка – особый вид искусства – ведь не может же САМ КОМПОЗИТОР для всех ВСЁ ИСПОЛНИТЬ!

Вот. И когда вдруг ребенок САМ СОЧИНИЛ МУЗЫКУ – не важно, много нот или лишь мелодию (не подобрал, а сочинил), всех просто "ударяет током": "Смотрите, этот ребенок ОСОБЕННЫЙ!" Стоп, а чем принципиально это отличается от рисунка или лепки??? Поверьте, НИЧЕМ! Просто так сложилось, что рисовать и лепить воображаемое можно, а вот играть музыку ТОЛЬКО ПО НОТАМ!

... На прошлой неделе к нам на запись приходила Аня, девочка 10 лет, со своей мамой. Записывали на русском какую-то модную западную песенку к новогодним праздникам. Причем, Аня, такой бойкий ребенок, легко пела ее и с родным текстом на английском … Немного разговорились, посмотрели наши игры, клипы с детьми… Аня сказала, что у нас очень интересно, и пожаловалась, что в музыкалке все скучно. Я спросил, умеет ли она на слух подбирать свои любимые песни, ведь она так здорово их поет. Девочка сказала, что нет, но вот на хоре ей нравится.

Это замечание мысленно вернуло меня в мое детство… Ба! А ведь раннее творчество связано с развитием истинной музыкальности … Я уже несколько раз затрагивал эту тему, но сейчас хочу осветить ее немного в другом ракурсе: "Раннее творчество и сохранение интереса к обучению".

То, что больше половины поступающих в ДМШ ее не заканчивают, наверное, близко к правде. А вот многие ли взрослые, проучившиеся 5-7 лет, играют уже во взрослой жизни для себя, родных, друзей? Могут ли легко подобрать любимую мелодию, саккомпанировать себе, ребенку, знакомому? Видимо, нет.

... Когда в ДМШ я разучил буги-вуги и показал сверстникам, то у ребят глаза блестели. Это было весело, а я чувствовал себя "крутым" (хотя, в то время, такого слова, точнее в его нынешнем смысле, еще не было)! И действительно, мы же ВСЕ играли ВСЁ ТОЛЬКО ПО НОТАМ. А тут твой ровесник играет новое, модное, чему не учили. Это было на уроке сольфеджио. Пришел учитель (директор) и остановил меня, причем, с какой-то критикой, вроде: "ты, Устинов, не так уж хорошо играешь программу, а вот на баловство у тебя время находится". Но я нисколько не обиделся на него… К слову, я не сам подобрал кусочек этой "буржуазной музыки", который был, несомненно, проще всего, что дают разучивать в 6-7 классе. Мне показал аккорды в правой и движения баса в левой руке Саша Тыщенко – гитарист ансамбля, в который меня взяли всего месяц-два назад до случая на уроке сольфеджио…

... Недавно разговаривал с одной знакомой. У нее дочь (сейчас уже взрослая), тоже Аня, бросила ДМШ после того, как педагог ударила ее линейкой по рукам, когда девочка в перерыве играла (сама подобрав и без ошибок!) тему из кинофильма "Титаник". Причем, девочка очень музыкальна от природы, ее никто не учил ни подбирать, ни сочинять (мама сказала, что она еще и сочиняла!).

Видите, как диаметрально противоположны оценки детского музыкального творчества! От: "Наш Павлик уже САМ сочиняет музыку!" до "Катя, что ты играешь? Прекрати НЕМЕДЛЕННО!" Скажу честно, моей маме тоже не нравилось, что я играл что-то "свое". Поэтому в старших классах я старался "наиграться своего" на пианино до прихода родителей с работы. Но, опять же, честно,

ИГРАТЬ СВОЕ МНЕ БЫЛО НАСТОЛЬКО ИНТЕРЕСНО,
что, может быть, только из-за этого я и НЕ БРОСИЛ ДМШ!

Я абсолютно уверен, если ваш ребенок научится 3-м вещам:
  • подбирать любимые мелодии
  • подбирать аккорды (гармонию)
  • импровизировать,
то его ИНТЕРЕС К ОБУЧЕНИЮ музыке ВОЗРАСТЕТ МНОГОКРАТНО и у него не появятся мысли бросить "музыкалку", когда он станет постарше!

Если вы сами не владеете музыкальным инструментом, не знаете нотную грамоту, то эти 3 навыка могут показаться вам сложными. Тем более, что не всему из этого обучают в ДМШ. Однако, я еще раз повторюсь, ТВОРЧЕСТВО В МУЗЫКЕ НИЧЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РИСОВАНИЯ ИЛИ ЛЕПКИ ВООБРАЖАЕМОГО. Я хочу дать вам некоторые рекомендации, как "разрешить" ребенку творить и как "сломать" сложившийся стереотип, что сочинение музыки есть "что-то особенное".

1. Подбор мелодий.

В ДМШ проводят музыкальные диктанты – нужно записать нотами то, что прозвучало. Это уже 90%! Осталось только попросить ребенка подобрать его или вашу любимую песню. Найти в Интернете, сохранить в компьютере, послушать несколько раз по частям. Вы увидите, как ваш ребенок воодушевится, если ни разу еще так не пробовал. Может быть, ему будет приятно сделать это для вас – он почувствует, что от музыкальных занятий есть практическая польза. (Вспомните, что когда мы с вами были маленькими, как нам хотелось сделать что-то, что было НАСТОЯЩИМ, что оценили бы взрослые).

В конце концов, можно ноты (мелодию) любимой песни поискать в Интернете или в книжном магазине. Хотя это и не будет самостоятельный подбор на слух, это все-таки будет "вне программы ДМШ", это будет "для себя", т.к. мелодия любимая.

2. Подбор аккордов (гармонии).

С этим сложнее, но даже в начальных классах ребенок сможет что-то сделать и здесь, если ему интересно. Самый простой способ – играть в басу по одной ноте, подбирая, какая лучше подходит в конкретном месте мелодии.

Более "продвинутый" подход:
  • определить лад – минор (грустный) или мажор (веселый),
  • определить на какой ноте можно или "хочется" закончить мелодию, какая является на слух самой устойчивой. Это будет 1-я ступень лада или ТОНИКА,
  • подбирать, в каком месте мелодии, какой из 3-х аккордов:
Т (от тоники) – от 1-й ступени,
D (от доминанты) – от 5-й ступени или
SD (от субдоминанты) – от 4-й ступени

лучше подходит.

Для тех, кто не знаком с элементарной теорией музыки, подобное звучит не очень понятно, но на практике все очень просто. Например, если ваша мелодия в ДО мажоре, то эти 3 аккорда:

Т – До мажор (До, Ми, Соль)
D – Соль мажор (Соль, Си, Ре)
SD – Фа мажор (Фа, Ля, До).

А если в ЛЯ миноре, то:

Т – Ля минор (Ля, До, Ми)
D – Ми мажор (Ми, Соль#, Си) или Ми минор (Ми, Соль, Си)
SD – Ре минор (Ре, Фа, Ля).

Вообще то, если оставаться в ДО мажоре или в ЛЯ миноре, то заниматься творчеством намного проще. Почему? Потому, что на фортепиано это ТОЛЬКО БЕЛЫЕ клавиши* и технические навыки могут быть минимальными!
(* исключая Соль#, в случае аккорда Ми мажор).

3. Импровизация.

О, это самое загадочное и самое сложное? Вовсе нет! Сочинительство и импровизация идут рука об руку. Все импровизируют – дочка начинала рисовать девочку, а закончила карнавалом, сын взялся лепить машинку, а сделал звездолет. Игры во дворе, "прятки", "догонялки" это тоже импровизация! И сочинить на ходу историю для родителей / учителей, чтобы не рассказывать, что было на самом деле, – ТОЖЕ :-)

В музыке самый простейший способ, сыграть то, чего не было вообще и не было в нотах – "сочинить китайскую музыку". Это очень просто. Если ваш ребенок уже знает – идите дальше, если нет, ОБЯЗАТЕЛЬНО попробуйте!

Надо что-то, имеющее любой ритмичный рисунок, просто поиграть ТОЛЬКО НА ЧЕРНЫХ КЛАВИШАХ пианино – побренчать "что попало". Произойдет чудо! На самом деле, это просто пентатоника – лад из 5-ти нот. К слову, очень много мелодий, и известных тоже, играются ЭТИМИ ПЯТЬЮ НОТАМИ – просто акценты иначе расставлены.

Для развития навыков сочинительства ровно год назад мы выпускали online программу "ИграйСам". В ней используется пентатоника, т.ч. чтобы ваш ребенок в ней ни сочинил, ВСЕ БУДЕТ ЗВУЧАТЬ правильно.

Вот ссылка: Онлайн секвенсор "ИграйСам"

По части овладения навыками импровизации у меня есть ряд статей. Примеры и комментарии в них достаточно простые, чтобы были понятны ребенку средних классов. А сами упражнения технически могут выполнить и дети более раннего возраста.

Вот ссылка: Статьи по импровизации

Еще добавлю из собственного детского / юношеского опыта: ребенок может ЧАСАМИ играть арпеджио по 4-аккордам, например, Am, G, F, E7, а в его воображении будет звучать симфонический оркестр, рок-группа или электронная музыка. И не стоит прерывать такое занятие, потому что он в этот момент СОЧИНЯЕТ, хотя может лишь только 1% ему удается воплотить в реальной игре из того, что он "слышит внутри себя".

И еще одно замечание. У большинства великих композиторов есть много "рядовых", "проходящих" произведений, конечно, имеющих "печать автора", но не представляющих особой ценности. Иногда кажется, что это просто "тренировки, импровизации", зафиксированные в нотах.

Что еще? Еще тембры инструментов.

В процессе обучение в ДМШ ребенок обычно ограничен в выборе инструмента / тембра. Самый яркий пример – исполнение органной или клавесинной пьесы на фортепиано. А вместе с тем, "доступ" к новому, непривычному тембру очень сильно стимулирует воображение и фантазию. Не зря композиторы пишут пьесы для конкретного инструмента – у каждого инструмента свои возможности, свои выразительные средства – свой "образ", своя "роль".

Да, у вас, может, сейчас нет шанса дать сыну или дочке сыграть инвенцию И.С.Баха на настоящем органе в концертном зале филармонии (а это было бы НЕЗАБЫВАЕМЫМ впечатлением на всю жизнь). Но вы можете дать ему попробовать новый тембр, используя синтезатор. Если выбирать разные тембры и просить сочинять мелодии / музыку, то неизбежно, "ноты будут зависеть от тембра". Дайте ребенку почувствовать себя "повелителем" разных инструментов или даже дирижером оркестра – во многих синтезаторах есть режимы авто-аккомпанемента и "арпеджиаторы" – нажал 3 клавиши, а инструмент сам обыгрывает их в виде виртуозного арпеджио, чем ни Жан Мишель Жарр?!

Если у вас нет синтезатора или МИДИ-клавиатуры, то многое из того, что я описал, можно делать прямо на компьютере. Для этого несколько лет назад мы выпустили программу Azemus FS, которая позволяет творить, играя на клавиатуре PC, причем, имеет 2 арпеджиатора, позволяет составлять тембры из имеющихся 128-ти готовых и эффектов, а также сохранять "композицию" в виде файла для проигрывания на компьютере или мобильном телефоне.

Вот ссылка: Синтезатор "Azemus FS"

В общем, не запрещайте вашему ребенку подбирать и сочинять музыку, поощряйте его музыкальные импровизации, также, как вы одобряете его рисование, лепку и прочее рукоделие … И ОН БУДЕТ БЛАГОДАРЕН ВАМ, что вы отдали его в ДМШ. Он увидит, что музыкальное обучение дает ему преимущества в ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ, … а не только "молодец" за очередную оценку или отчетный концерт. Истинная музыкальность – это уметь подбирать, аккомпанировать, импровизировать – то, что востребовано в обществе друзей, родных, коллег, т.е. в жизни, значительно больше, чем на профессиональной сцене.

Успехов вам!

Алексей Устинов, ООО "Вирартек"

studio @ virartech.com

Музыкальный колледж (online)
Статьи
Аудио-лекции
Коробочные и электронные версии программ


В избранное