Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

я уверен, что если вы будете делать подобные упражнения, то начиная с какого момента вы почувствуете легкость, уверенность, сможете произвольно менять рисунок, темп и ничего из этого не будет нарушать пульсацию. Это и будет явным подтверждением, что у вас (вашего ребенка) прекрасное чувство ритма.


30 ноября 2011

Как развить чувство ритма?
часть 7. – Заключительная

Здравствуйте, дорогие!

Как и обещал, я приведу полный список упражнений. Но сначала отвечу на вопросы, которые пришли на электронную почту. Я их свел в 3 ответа.

1. Как определить "удары" , … как объяснить ребенку …., где в музыке "сильная доля"?

Очень просто, если вы ее слышите! Знаете, есть такая распространенная фраза: "Ну, вы понимаете, о чем я". Т.е. для тех, кто понимает, ЯСНО, кто нет – абсолютно не ясно. И с сильной долей тоже самое. Сильную долю просто показать в большинстве музыкальных примеров, но очень сложно о ней рассказать в общем виде. Но сначала нужно разобраться с УДАРАМИ.

Несколько лет назад нам давали заказ на разработку программы для компьютера, которая должна была "слышать" (принимать через микрофон) исполняемую живьем музыку. Будь то игра на гитаре, пение, звучание ансамбля и т.п., и тут же "на лету" определять темп и включать метроном. В общем, задача СЛОЖНАЯ, но живые музыканты (и дети тоже) ее решают!... Мы перебрали разные алгоритмы спектрального и автокорреляционного анализа и их комбинации, пробовали привлечь специалистов, работающих с нейронными сетями … В итоге наша программа стала распознавать и темп, и сильные доли, НО! Она делала это относительно уверенно лишь для конкретного стиля. Т.е. настроили на поп-музыку – работает, на гитарный бой – тоже, на свинг – тоже. А вот на произвольный стиль не может. Иными словами, вначале ей нужно было указать, КАКОЙ это стиль, а потом она уже считает темп и сильные доли. Все, как в анекдоте про средство от тараканов :-).

Представьте, что вы видите 3-х человек, которые шагают одновременно, двигаются с одинаковой скоростью, но делают разное число шагов. Пусть за 2 секунды ПЕРВЫЙ делает 3 шага, ВТОРОЙ – 4 шага, а ТРЕТИЙ – 5 шагов (Как папа, мама и дитя). Если вы будете наблюдать за ними и попытаетесь определить "закономерность, порядок" , то вы, скорее всего, выделите ПЕРИОД – 2 секунды. Действительно, несмотря на то, что они явно шагают вразнобой, КАЖДЫЕ 2 СЕКУНДЫ они будут делать шаг ОДНОВРЕМЕННО. Т.е. мы отчетливо услышим ПЕРИОД.

Так и в музыке, чтобы инструменты не играли, мы в большинстве случаев слышим ПЕРИОД, пульсацию, с которой воспроизводятся УДАРЫ. Или, слышим удары, пульсацию, которые воспроизводятся равномерно (ПЕРИОДИЧНО).

Поэтому, вначале нужно попросить ребенка определить удары. Например, предложив ему постучать в ладоши, "потопать" , потанцевать. Если он не очень хорошо справляется с такой задачей, то:

а) выбрать музыкальный пример, где ритмический рисунок проявлен сильнее.

б) постучать самим в ладоши синхронно музыке, чтобы пульсация для ребенка стала более явной.

Вот и только теперь, когда УДАРЫ, пульсация, сетка определена можно, "искать" сильную долю!

В большинстве случаев музыкальная пьеса "строится" из "квадратных кусочков" :

2(4) такта – фраза
4 – срока песни
8(12 или 16) – куплет или припев.

Даже если в пьесе нет слов, то мелодия все равно состоит из фраз (наше восприятие "фразовое" ). Даже если нет явно выраженной мелодии, а есть арпеджирование или иное обыгрывание аккордов (как во многих этюдах, каприсах), то "фразовость" проявляется в гармонических последовательностях, которые тоже "квадратны" , т.е. имеют длину в тактах 4,8,12,16.

Таким образом, музыкальная пьеса состоит из кусочков,
* которые отличаются друг от друга,
* в местах "стыковки" которых есть "характерные признаки"
* и начинается каждый кусочек с СИЛЬНОЙ ДОЛИ.

В общем: если вы определили УДАРЫ, пульсацию, то вы должны заметить сильную долю в начале фраз, в смене частей, в гармонической последовательности, в ….

Пишу вот этот ответ и представляю, как музыканты могли бы посмеяться подобному комментарию. Почему? Потому, что им не приходится подобное объяснять на бумаге! Они это легко слышат и прекрасно видят в нотах. Фокус в том, что вряд ли они смогут пояснить это письменно.

2. Насколько важно ходить, если можно просто хлопать в ладоши?

Принципиально важно, пока ваше чувство ритма еще далеко от совершенного.

Дело в том, что тело при равномерной ходьбе берет на себя роль "метронома" , "маятника", обеспечивает вам равномерные удары, пульсацию, сетку. Используя этот "автоматический" процесс, вы:

* "нумеруете сетку" счетом 1,2,3,4 (если размер 4/4),
* можете делать акценты,
* можете менять темп ходьбы, "метронома" , сохраняя счет.

И, самое главное, вы вырабатываете навык, тренируя мышечную память. И если вы делаете это постоянно, то, через какое-то время, пульсация, сетка будет "строиться" в голове автоматически, как только вы слышите, или исполняете музыку.

Просто хлопая в ладоши, в сравнении с ходьбой, вы "выключаете" очень много процессов и существенно усложняете для себя процесс развития чувства ритма.

3. Правильно ли шагать равномерно (обычно – Левой-Правой-Левой-Правой), если размер 3/4 или 5/4?

От Натальи Голубевой (директора ДШИ, г.Мытищи) я получил такой комментарий: " … Все идет замечательно, пока не добираемся до трехдольного метра, и тут – "затыка"! Очень настойчиво проводит идею "шагания" в своей методике Д. Шайхутдинова из Тюмени. И она рекомендует шагать на три "левой-правой-правой"".

Очень приятно было услышать, что педагоги ищут пути, как развивать чувство ритма – ни мне, ни моим детям, в свое время, подобные методики в ДМШ не предлагались. Я думаю, что сам факт, что кто-то из преподавателей уделяет этому внимание, настолько важен, что не так уж принципиальны "тонкости" самой методики.

Сам я убежден, что ПУЛЬСАЦИЮ и РАЗМЕР не стоит смешивать, т.е. не стоит вносить изменения в ходьбу в зависимости от размера. Ходьба – "источник" равномерной сетки, пульса. И уже на этот пульс можно "надстроить" любой размер. Так же, как в простом метрономе – там же нет выделения сильной доли - просто удары. И может совершенно произвольно "организовать их в размер" . Выделяем каждый 4-й – получаем 4/4, каждый 3-й – 3/4, каждый 5-й – 5/4. В своем подходе я делаю упор:

* на независимые ПРОЦЕССЫ,
* которые вводятся поэтапно,

т.е. следующий – только тогда, когда предыдущий "уже на автомате" .

И если для размера 3/4 вам или ребенку нужно радикально поменять привычный способ ходьбы, то, о каком автоматизме может идти речь? Особенно, если далее вы планируете усложнять ритмический рисунок, например равномерными восьмыми, или комбинацией четвертных и восьмых длительностей.

Еще раз отмечу – я высказываю лишь свое мнение. Дай бог всем педагогам и родителям успехов в данном вопросе! И не так уж важно, кто и как именно добьется результата.

Упражнения.

(первые из них (1-5) попали в видео части 5 и 6).

1-е УПРАЖНЕНИЕ (4/4)
* Идем в равномерном темпе, не останавливаясь …
* Включаем счет вслух – 1,2,3,4, далее …
* Говорим только "РАЗ" (считая про себя) – надо чтобы стало автоматом

2-е УПРАЖНЕНИЕ (4/4)
* Идем в равномерном темпе, не останавливаясь …
* Включаем счет вслух – 1,2,3,4, далее …
* Говорим вслух только "РАЗ" (считая про себя) – надо чтобы стало автоматом
* Хлопаем на "РАЗ" ладонью по ноге (считая про себя)

3-е УПРАЖНЕНИЕ (4/4)
* Идем в равномерном темпе, не останавливаясь …
* Включаем счет вслух – 1,2,3,4, далее …
* Говорим только "РАЗ" (считая про себя) – надо чтобы стало автоматом
* Хлопаем на "1" и "3" ладонью по ноге (считая про себя)
* Хлопаем на "1" и "2" ладонью по ноге (считая про себя)

4-е УПРАЖНЕНИЕ (4/4)
* Идем в равномерном темпе, не останавливаясь …
* Включаем счет вслух – 1,2,3,4, далее …
* Ускоряемся, сохраняя счет
* Замедляемся, сохраняя счет

5-е УПРАЖНЕНИЕ (3/4)
* Идем в равномерном темпе, не останавливаясь …
* Включаем счет вслух – 1,2,3 (т.е. " раз " попадает, то на правую, то на левую ногу) …
* Делаем наклон на каждый "Раз" , сохраняя счет
* Ускоряемся …. Замедляемся, сохраняя счет и наклоны

6-е УПРАЖНЕНИЕ (5/4)
Все, как в Упражнении №5, только счет 1,2,3,4,5,1,2,3,4,5… – т.к. 5/4.

7-е УПРАЖНЕНИЕ (6/4)
Все, как в Упражнении №5, только счет 1,2,3,4,5,6,1,2,3,4,5,6… – т.к. 6/4.

8-е УПРАЖНЕНИЕ (4/4)
* Идем в равномерном темпе, чуть медленнее, чем обычно, не останавливаясь …
* Включаем счет вслух – 1,и,2,и,3,и,4,и,1,и,.. (счет: цифры на шаги, "И" – в промежутках) …
* Хлопок рукой на КАЖДЫЙ ШАГ, сохраняя счет

9-е УПРАЖНЕНИЕ (4/4)
* Идем в равномерном темпе, чуть медленнее, чем обычно, не останавливаясь …
* Включаем счет вслух – 1,и,2,и,3,и,4,и,1,и,.. (счет: цифры на шаги, "И" – в промежутках) …
* Хлопок рукой на КАЖДОЕ "И" , сохраняя счет

10-е УПРАЖНЕНИЕ (4/4)
* Идем в равномерном темпе, чуть медленнее, чем обычно, не останавливаясь …
* Включаем счет вслух – 1,и,2,и,3,и,4,и,1,и,.. (счет: цифры на шаги, "И" – в промежутках) …
* Хлопок рукой на "Раз", "И" и "Три", "И", сохраняя счет

Далее.

1. С 8-го упражнения в счет включены восьмые доли, т.е. более мелкая сетка. Желательно сделать упражнения с такой сеткой и для 3/4.

2. Затем можно варьировать ритмические рисунки, включающие четвертные и восьмые длительности (как в Упражнении №10), а в дальнейшем применить плавное замедление и ускорение темпа без изменения рисунка.

3. Применить триольную сетку, когда на каждый шаг вы делаете 3 равномерных удара (как в размерах 12/8 или 9/8).

В общем, я уверен, что если вы будете делать подобные упражнения, то начиная с какого момента вы почувствуете легкость, уверенность, сможете произвольно менять рисунок, темп и ничего из этого не будет нарушать пульсацию. Это и будет явным подтверждением, что у вас (вашего ребенка) прекрасное чувство ритма.

Совсем недавно мы выпустили новую онлайн-игру "Музыкальные Размеры" – попробуйте с вашим ребенком, поиграйте сами – это прекрасный инструмент для совершенствования музыкального слуха и хорошее подспорье в развитии чувства ритма.

Успехов вам!

Алексей Устинов, ООО "Вирартек"

studio @ virartech.com

Музыкальный колледж (online)
Статьи
Аудио-лекции
Коробочные и электронные версии программ


В избранное