Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

... у нас есть ТЕЛО - прекрасный инструмент, имеющий, массу, инерцию, управляемый мозгом и позволяющий <<получить>> ЭТАЛОН временного интервала ПРИ ХОДЬБЕ! Да, именно так. Конечно, этот интервал, ОДИН ШАГ при нормальной, равномерной ходьбе, которая доступна каждому здоровому человеку, не такой маленький, как бы хотелось, но он достаточно стабильный. И это уже очень многое.


11 октября 2011

Как развить чувство ритма?
часть 4. – Практика

Здравствуйте, дорогие!

Что же, продолжим тему. В первых частях я старался показать насколько важно уметь слышать "сетку", пульсацию в звучащей музыке в процессе восприятия и насколько важно уметь воспроизводить ее "в уме", при исполнении музыкального произведения.

При слушании музыки, определив вначале "удары", темп, затем "период" и размер, эта сетка позволяет легко и правильно "снять" ритмический рисунок. При игре – эта же сетка позволяет без проблем изменять темп, не нарушая рисунок, поскольку все временные интервалы в нем запоминаются не как абсолютные, а как относительные значения – пропорции, доли.

Оставался открытым вопрос: что мы можем использовать в качестве "эталона" (малого временного интервала), чтобы воспроизводить стабильную пульсацию без каких-либо устройств, используя лишь наш мозг? Я не знаю о таком интервале! Но …

Года два назад я ходил в офис по пешеходной дорожке (Пр. академика Лаврентьева) – 30 мин. в одну сторону. Иногда вместе супругой. Как-то раз возник разговор о чувстве ритма – Елена не была уверена, что оно у нее достаточно хорошее. Я стал что-то рассказывать о "сетке" и, поскольку мы не переставали идти, что-то показывать на ходу… Так и появился ответ на вопрос, что может быть эталоном.

Ответ: ОДИН ШАГ нашего тела при равномерной ходьбе!

Немного позже мой средний сын посетовал, что не попадает "в ногу" в танцевальном кружке, хотя мы оба знаем, что он достаточно музыкален и хорошо развит физически... Мы сделали с ним несколько упражнений – получилось! Затем я проверил упражнения с группой детей 10-12 лет из одной местной школы, которых приводили к нам в студию на запись песен – работает!

Что же, надо было как-то оформить идею. Я придумал еще несколько упражнений, распределил их по нарастанию сложности, попробовал все сам … и взялся разрабатывать курс / программу, которую, как уже писал, так не завершил… Но этим летом встретился с одним другом, музыкальным педагогом из Москвы, который "вернул меня к теме" вопросом: "Где твоя методика? Ты когда еще обещал! С ритмикой я просто замаялся со своими (учениками)…".


… у нас есть ТЕЛО – прекрасный инструмент, имеющий, массу, инерцию, управляемый мозгом и позволяющий "получить" ЭТАЛОН временного интервала ПРИ ХОДЬБЕ! Да, именно так. Конечно, этот интервал, ОДИН ШАГ при нормальной, равномерной ходьбе, которая доступна каждому здоровому человеку, не такой маленький, как бы хотелось, но он достаточно стабильный. И это уже очень многое.

Привязка "сетки" к равномерной ходьбе.

Почти всем нам приходится ходить, нередко, вполне равномерно, в течение минуты, двух и более. В это время наше тело совершает достаточно ритмичные, устойчивые движения без какого-либо напряжения. Остается лишь:

* "набросить" на это движение "сетку", пульсацию – включить счет 1,2,3,4
* следить за синхронностью ходьбы и счета
* достичь автоматизма, забыть про счет …
* быть готовым в любой момент снова "включить" счет

Если у вас получается перевести счет "на автомат", то 30-40% из того, что нужно для хорошего чувства ритма у вас уже есть.

Привязка "сетки" к звучащей музыке.

Здесь также очень важно "работать телом". Чем лучше вы согласуете движение вашего тела с темпом звучащей музыки, тем быстрее и легче вы будете развивать ваше чувство ритма.

Вообще быстрота развития навыков, наверное, любых, связана у человека с движениями тела. Ведь не зря даже умственные навыки, скажем устный счет, развить намного проще, добавляя ДВИЖЕНИЯ рук, пальцев. Когда одни и те же движения выполнены много раз, скорректированы мозгом, отлажены, то они запоминаются, переводятся "на автомат" и … становятся навыком!

Вспомните, как вы первый раз закрываете дверь с новым замком … и как вы делаете это "на автомате" через пару недель. Вначале вам приходится думать, смотреть, анализировать, запоминать, а потом все происходит автоматически.

И уж чувство ритма, которое в части исполнения музыки выражается во многом именно движениями, сам бог велел развивать с помощью ДВИЖЕНИЙ.


Так вот. Вначале надо выбрать ритмичную (лучше танцевальную) музыку на 4/4 с темпом 90-110 bpm (ударов в минуту), т.к. именно столько шагов за минуту делает обыкновенный человек, шагая в нормальном темпе. Затем:

* выделить удары
* начать шагать в темпе музыки
* включить счет – "набросить" сетку
* достичь автоматизма, забыть про счет …
* быть готовым в любой момент снова "включить" счет

Если у вас получается перевести счет "на автомат", то ЕЩЕ 30-40% из того, что нужно для хорошего чувства ритма у вас уже есть!

В видео Частях 5 и 6 приведены базовые упражнения на "привязку" сетки к равномерной ходьбе и к звучащей музыке. Смотрите и развивайте чувство ритма вашего ребенка и свое собственное. Это не сложно и это весело!

Очень важные замечания.

1. Упражнения выстроены по нарастанию сложности, не переходите на следующее, пока не добились результата на предыдущем.

2. В любой момент, как только вы замечаете рассогласование процессов ходьбы и счета – возвращайтесь к началу. Смысл в том, чтобы "подключать" один процесс к другому – только когда счет уже стабильный, добавлять хлопки и т.д.

3. Получите удовольствие от своего тела, когда движения согласованы с ритмом и ни один процесс не требует внимания или напряжения.

4. Почувствуйте особый "кайф", который испытывают музыканты, выделяя хлопком слабые доли. Этот прием создает "маятник, качели" – один акцент на 1-ю долю в музыке, а второй на слабую(ые) (3-ю или 2-ю и 4-ю) – хлопком в ладоши. Кажется, что нет ничего устойчивее этого процесса. Вспомните сценки из фильмов, где церковный хор из афро-американцев исполняет что-нибудь в стиле соул и все певцы хлопают в ладоши, раскачиваясь в такт музыки.

5. Из жизни. Говорят двое:
1-й: "Понял, … сомневаюсь … что работает …"
2-й: "Делал?"
1-й: "А зачем делать, я и так все понял …"

Если мы что-то узнали, поняли, даже запомнили, но без действий, то это НЕ НАВЫК. Навык вырабатывается в результате движений. Очень часто "большие секреты" сводятся к очень простым действиям. И ОДНИ ДЕЛАЮТ эти действия, а другие только понимают. Ведь мы все понимаем, как играют на пианино, но играют лишь те из нас, кто развил навык, совершив множество движений…

По практической части получилось 2 ролика (Часть 5 и Часть 6) примерно по 8-9 минут. Вы можете посмотреть их на YouTube.

На YouTube – ссылка на "Архив рассылки" – там переходы на YouTube

Также, для вашего удобства, мы выложили их в архивированном виде (в *.zip) для скачки. Файлы – *.wmv с большей компрессией и, соответственно, с меньшим размером (примерно по 35 Mb) и меньшим качеством.

Для скачки – ссылка на наш раздел "Видео" – там ролики можно скачать на компьютер.

В следующем выпуске рассылки я приведу полный список упражнений.

Успехов вам!

Алексей Устинов, ООО "Вирартек"

studio @ virartech.com

Музыкальный колледж (online)
Статьи
Аудио-лекции
Коробочные и электронные версии программ


В избранное