Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Раньше, до того, как мы взялись за игру "Абсолютный слух", о которой многие просили, я как-то не очень задумывался об этой теме. Знал некоторых, кто имел абсолютный слух, даже таких, кто не мог слушать композицию, смещенную на четверть тона. Мне это казалось чем-то неестественным и даже вредным.


16 мая 2011

Абсолютный слух? ЗА и ПРОТИВ!

Здравствуйте, дорогие!

Раньше, до того, как мы взялись за игру "Абсолютный слух", о которой многие просили, я как-то не очень задумывался об этой теме. Знал некоторых, кто имел абсолютный слух, даже таких, кто не мог слушать композицию, смещенную на четверть тона. Мне это казалось чем-то неестественным и даже вредным. Ведь в музыке главное – ОТНОШЕНИЯ! Т.е. какие интервалы в частотной и временной области.

Так ли существенно меняется "смысл", выразительность композиции, если ее исполнить не в темпе 122 удара в минуту, а в темпе 120? Если сыграть не в ДО мажоре, а в РЕ, или поднять ее по строю на 1/8 тона? В конце концов, ведь сам эталон настройки инструментов не всегда был 440 Гц! Кажется, намного важнее быть "стабильным" в темпе и строе.

Или, скажем, в средние века, до массового распространения равномерно-темперированного строя, когда еще не было такого единства в музыке, что чувствовали "абсолютники"?... В общем, какая-то очень неясная тема, по крайней мере для меня.

Есть еще один момент "против" абсолютного слуха. В прошлом, в силу своих интересов, я достаточно большое время посвятил изучению психологии восприятия звука, в частности, такой теме, как "дифференциальные пороги восприятия". Что это такое? Я бы сказал: это "базовое свойство психики" в части анализа раздражителей. Дифференциальный порог это минимальное значение какого-либо физического параметра, например, высоты, громкости, спектра тона, которое человек способен заметить. Конечно, этот касается не только звука, это имеет отношение и к восприятию цвета, запаха, температуры … Так вот, система анализа человека "настроена" на выявление тонких изменений того или иного параметра окружающей среды. Это необходимо для жизнедеятельности, выживания, т.е. механизмы здесь работают очень древние и мощные. И действительно, что нам важнее, какая именно скорость ветра в м/с, или, что она усиливается? Поднимается солнце над горизонтом или что оно "висит" точно на 55 градусов? Что помидор краснеет или, что его цвет в RGB 200,34,87? Нас всегда интересует одна из двух вещей:

Тенденция – как, куда что-то меняется
Сравнение – на сколько что-то больше, слаще, легче, громче и т.п.… и наоборот

Т.е. все это ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ оценки, а не абсолютные. И я не думаю, что музыка это исключение.

Я уверен в том, что "ладовое слышание" намного важнее, чем абсолютный слух в его "абсолютном" понимании. Мы окружены ладовой музыкой! И слышать тонику, доминанту, другие ступени просто необходимо всем музыкантам, а не только тем, у кого "инструмент со свободным строем" – струнно-смычковым, духовым, вокалистам. Чувство лада помогает в разборе музыкальных партитур, в подборе на слух, в хоровом пении, в импровизации.

В общем, как это часто бывает, "правда" где-то посередине. Вообще не слышать высоту, не различать ступени – плохо, слышать "абсолютно", и испытывать дискомфорт, если есть смещение всей композиции – тоже плохо. Ясно одно – звуковысотный слух надо и можно развивать.

Наша новая online игра "Абсолютный слух" – очень хорошее средство для развития "абсолютного слуха" именно в его оптимальном виде – уверенная ориентация в высотном диапазоне, базирующаяся на интервальных, ладовых отношениях.

Вы ее легко найдете в разделе Колледж:
http://virartech.ru/college.php

Дайте поиграть вашему ребенуку, поиграйте сами и вы убедитесь, что слышите НАМНОГО ЛУЧШЕ, чем вы думали раньше!

Ниже я полностью (в том виде, как он опубликован на странице игры) привожу комментарий Любови Кривопаловой, с которой мы эту игру разрабатывали и тестировали. Уверен, что мнение педагога вам будет интересно. Да, кстати, я прошел все уровни, что меня приятно удивило, т.к. у меня нет абсолютного слуха, и заметил, что слух очень быстро обостряется – с каждой минутой игры чувствуешь себя в распознавании нот все увереннее.

-----------------------------

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух – способность определять высоту тона, независимо от других тонов, т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен – однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. – автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" – превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь – вначале поиграйте в игру НОТКИ – КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается – проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

-----------------------------
До встречи! Всего вам самого лучшего!

Алексей Устинов,
studio @ virartech.com
http://virartech.ru


В избранное