Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Я хочу продолжить тему о ДМШ - еще раз попытаться определить основные проблемы. И мне это проще сделать, восстановив свои детские впечатления.


7 февраля 2011

В наших ДМШ обучают ИСКУССТВУ РЭПА, хотя бы факультативно?

Здравствуйте, дорогие!

Я хочу продолжить тему о ДМШ – еще раз попытаться определить основные проблемы. И мне это проще сделать, восстановив свои детские впечатления.

Что мне НЕ нравилось в ДМШ?

1. Уроки сольфеджио, которые вел директор и смотрел на нас, как на маленьких идиотиков.
2. Диктанты.
3. Наказания за попытки подобрать на слух Буги-Вуги, Битлз – все, что не по программе.
4. Сдача гамм.
5. Когда надо было играть какие то "отчетные" пьесы. Потому что "первым" я не был, хотя почти во всем другом, кроме музыки, я почти всегда был первым.
6. То, что родители сами музыкой не занимались и, соответственно, подсказать, оценить не могли.
7. То, что среди одноклассников учеба в ДМШ считалась чем-то "девчоночьим".

Что мне нравилось?

1. Занятия ХОРА
* особенно, когда аккомпанировал мой педагог Виктор Иннокентьевич – хороший музыкант и душевный человек. Он, правда, иногда был с похмела. Причин не знаю. Если в том, что "давила система" – так он ей "мстил" тем, что на хоре играл "от себя", а не по нотам. А мне именно его импровизации и нравились, хотя тогда я слова такого еще не знал;
* потому, что хор – коллектив, можно пообщаться, пошалить.

2. Когда педагог:
* прощал мне сдачи гамм с большим числом бемолей и диезов;
* больше давал печальных произведений Баха, чем этюдов Черни.

Плюсов явно меньше, чем минусов. И сейчас я понимаю, что многие МИНУСЫ можно было бы исправить одним из 2-х способов:

1) Если бы педагог был от бога, чтобы вера и уважение к нему были фантастическими. Примерно так, когда мы решаем стать физиком или химиком только лишь потому, что в школе были влюблены в педагога по этому предмету (сам предмет, по сути – второе дело).

2) Если бы СИСТЕМА не была столь консервативна. Ну, были бы там интересные для детей МЕТОДИКИ (а не только слепое поклонение великому), был бы там детский АНСАМБЛЬ, чтобы играли что-то ПОПУЛЯРНОЕ, чтобы ВЫСТУПАЛИ 3-4 раза в год на городских мероприятиях! Тогда бы все мои одноклассники в очередь выстроились в ДМШ! Ведь когда позже, класса с 7-го я стал играть в рок-группе и на школьных вечерах (и даже в ресторане – о, ужас!), тогда сверстники уже совсем по-другому относились к этим занятиям.

Провокационный вопрос: "В наших ДМШ обучают ИСКУССТВУ РЭПА, хотя бы факультативно?". А вы знаете, насколько ЭТО СЛОЖНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ стиль и что в нем чувство ритма и навыки импровизации нужны нисколько не меньшие, чем в джазе? Знаете его аналоги в нашей песенной культуре? Я вовсе не поклонник этого стиля … просто несколько лет назад в Нью-Йорке в гостях я наблюдал с каким вдохновением пара мальчишек из очень обеспеченных семей на ходу сочиняли и пели – так что наши дети ЖИВУТ В НАСТОЯЩЕМ … и чтобы им не изучать основы музыкальной грамоты в "формате", который им близок?

Так вот.

Что в нашей власти, а что нет?

Почти всем знакомая картина: сидят у подъезда пенсионерки и ЭНЕРГИЧНО ругают (конечно, справедливо) правительство, президента, ЖЭУ, молодежь … Прикол в том, что энергии у них вроде бы и так не много. И нет бы, заняться любимым делом, чем-то для души. Тем, на что до пенсии времени не хватало: вязать, выращивать цветы, собирать коллекции, читать, да может вот … итальянский выучить, например! Ан нет – для этого надо быть мудрым – т.е. понимать, что в твоей власти, а что нет… В итоге половину пенсии они оставляют в аптеке… Так давайте будем мудрее! Зачем тратить энергию на то, что мы не можем изменить?

Вот как, на мой взгляд, выглядят
7 основных проблем музыкального обучения


1. Наша система музыкального образования "ровно такая", каковы наши представления о ней. В ней же не засланные инопланетяне, а точно такие же люди, как мы с вами!

Тем, кто не согласен, я приведу пару примеров. Коррупция – "ой, как нехорошо" – говорят все и на всех углах. Однако я полагаю, что 80% наших граждан, в случае возникновения проблемы, сразу же задаются вопросами, типа: "А если у меня знакомый следователь, кто-то в банке, в ГИБДД…?" и т.п… Зачем? А чтобы "решить проблему", т.е. не соблюдать закон строго… Так что коррупция – следствие наших преставлений, она в головах… В немецком селе под Омском коровы доятся, куры несутся, на улицах асфальт, а в другом "нашем", по-соседству, – развал полный! В чем разница?... Я смотрю из окна офиса на серые 9-ти этажки 80-х и они мне не нравятся. Но это же ровно ТО, что люди нарисовали на своих планах! А в Германии вот такие красивые домики!… В Южной Корее очень чисто на улицах, а в Италии нет… Т.е. дело вовсе не в бюджетах… Одни считают (представляют), что должно быть ТАК и у них ТАК…

Если мы в обществе считаем, что музыкальное образование – это что-то почти элитарное и что учеба в ДМШ – упорный труд, а не радость, то мы и имеем ТАКУЮ СИСТЕМУ.

2. Система музыкального обучения нацелена на СТАТИСТИКУ и отчетность. Ее не интересует гармоничное развитие ребенка, его психика и здоровье. Ей нужны победы на конкурсах и число ребят, поступивших в музыкальный колледж. И это абсолютно НОРМАЛЬНО ДЛЯ СИСТЕМЫ, потому что, для нее это самый простой и понятный способ оценивать качество работы ДМШ. Т.е. тут конфликт "заложен" изначально – многие родители выбирают ДМШ для общего развития их чада, а администрации школы нужны призеры.

3. Очень мало педагогов по призванию, которые любят и предмет, и детей. Более того, основная их часть – наши милые женщины, которые:
* до замужества заняты поиском "половинки"
* после замужества – мужем и собственным ребенком
И это естественно и очень правильно, т.к. по-настоящему только это и делает женщину счастливой! А если женщина без семьи в принципе и "всю себя" отдала работе, то она себя не любит и вряд ли счастлива. И может ли такой педагог привить любовь к музыке, развить навыки?

Когда педагог мужчина, обычно выигрывают все. Ибо ему легче, чем женщине сделать преподавание "делом жизни". Однако где же найдется столько таких мужчин, да еще и на не очень высокую зарплату?

4. Музыкальной НАУКИ, как и музыкальной педагогики, у нас, похоже, НЕТ! Есть музыкальная история, есть фольклористика, соответственно есть кандидатские и докторские, а науки – НЕТ!

Т.е. нет изучения явлений, выявления ОБЩИХ законов, и на их основе – предсказание будущего и создание эффективных технологий (как в других областях). Если бы музыковеды действительно знали ЗАКОНЫ МУЗЫКИ, то лишь на прогнозах в шоу-бизнесе могли бы зарабатывать миллионы $$... Да и на технологиях эффективного обучения – ведь играть и петь хотят почти ВСЕ!

Вы можете представить себе инженера, который, глядя в окно на пролетающий самолет, сказал бы: "Ооо, как интересно! А как же эта штука летит?"… Напротив, конструкторам все необходимое уже давно известно – и физические законы, и нужная математика, они только и ждут, когда появится новым материал, технология… т.е. они знают, "моделируют" будущее.

А у музыковедов все наоборот: так, например, джаз родился и состарился, а в консерватории на кафедре теории вам никто не ответит, почему именно так сыграна импровизация, ритмическая фигура, или сделана смена тональности и пр…. Если кто-то скажет: "Это невозможно, это такая ОСОБАЯ сфера" – заблуждается! Законы музыки существуют ОБЪЕКТИВНО – музыку чувствуют ВСЕ. И в музыке на много "больше математики", чем, например, в живописи. Другое дело, что "свой закон Ома" они, музыковеды, еще не открыли. Так поэтому и не могут ничего предсказывать, моделировать. И эффективные методики обучения разработать. Опять же сами они не виноваты – такова СИСТЕМА – платят им не за результат, т.е. они ВНЕ ЭКОНОМИКИ.

Все ли музыковеды, как "наши"? Нет, вот, например, в университете Барселоны музыковеды не жалуются на зарплату, потому, что открывают "законы Ома" в музыке, за что им платят Sony, Yamaha и др.

5. В обучении музыке достаточно много рутинного, неинтересного. Нужно овладеть разными, "чисто техническими" навыками. Позитивные эмоции, радость появляется тогда, когда у ребенка получилось сыграть без ошибок, выразительно, красиво и т.п. Но ведь всему этому предшествуют тренировки и они почти никогда не бывают привлекательными.

6. Обучение музыке у нас – очень консервативная область, имеющая самое большее отставание в использовании современных обучающих технологий в сравнении с другими дисциплинами.

Если кто-то скажет, что для музыки это нормально – лукавит!!! Жизнь то уже другая, сейчас не XVIII век. Или тогда уменьшите для ребенка поток информации – изолируйте его от TV, Internet, Radio, мобильного телефона, общения со сверстниками, улицы и пр…

Лет 300 назад человек мог освоить ОДНУ профессию – "инструкцию", скажем, как управлять конюшней, пусть даже императорской. И этого было достаточно для всей его жизни. А сейчас ОДНА инструкция к мобильному телефону пожалуй посложнее будет… Так что, хотим мы или нет, но с каждый годом детям (как и нам тоже) приходится осваивать все большие объемы информации, поэтому и методы обучения должны становиться более эффективными.

Вот, например, Хелен Хайнер, наша соотечественница, живущая сейчас в США, с помощью современных методик за ДВА МЕСЯЦА обучает взрослого играть на фортепиано пьесы средней сложности! А почему же "наши" так не учат?

7. В нашей стране "музыкальность населения" не высока и родители обычно не могут помочь ребенку в обучении… Ответьте на вопрос: "Сколько раз вы в семье пели вместе на прошлой неделе?" Или – "Какого числа у вас дома был свой домашний концерт"? Так что …

А вот жена мне говорит, что когда была маленькая и гостила у родных на Украине, то летом КАЖДЫЙ ВЕЧЕР бабушки пели, а когда малышня подходила, то им, детям, говорили: "Вы подпевайте, как можете, а потом у вас тоже хорошо получится". А я вот что-то ни одного такого случая из своего детстве не припомню.

Проблемы обозначены. Есть ли решения?


Я полагаю, что первые 4 мы с вами изменить практически не можем. Конечно, когда-то все изменится, но нам же нужно сейчас! А вот решение проблем 5,6 и 7 нам с вами вполне по силам:

[5.] Уменьшить рутинную часть, сделать обучение музыке неинтересным.

[6.] Уменьшить отставание в использовании современных обучающих технологий.

[7.] Увеличить "музыкальность населения" … , начиная с ваших семей :-)


Тратьте свою энергию только на то, что вы в состоянии изменить!

До встречи! Всего вам самого лучшего!

Алексей Устинов,
studio @ virartech.com
http://virartech.ru

P.S.Наш метроном радикально обновлен! Теперь он воспроизводит не только большинство размеров, но и танцевальные ритмы! Пользуйтесь! - рэпером не стать без метронома :-)))
http://virartech.ru/flash-apps/metronome/index.php


В избранное