Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

45 "почему?" и "как?"


16 января 2011

45 "почему?" и "как?"

Здравствуйте дорогие!

Уже 16 января, как летит время! Ну, если, конечно, есть, чем заниматься :-)

Сначала новости (если вы не подписаны у нас на RSS) и комментарии.

1) 5 января выпущена новая игра НОТКИ-КАРТИНКИ для самых маленьких (с 2-3 лет). Комментарии прямо на странице. А вообще, как только соберем материал, я дам отдельную информацию по этому методу. Вот ссылка на страницу:
http://virartech.ru/flash-apps/notes-images/index.php

2) 7 января опубликовано интервью с Еленой Борейко – самодеятельным поэтом-песенником и исполнителем. Ее история и результаты – превосходный пример для всех, кто хотел бы заниматься любимым делом и ищет пути самореализации. Ссылка:
http://virartech.ru/articles/elena-boreyko.php

3) Относительно наших интервью. Мы делаем их с "простыми" людьми у нас и за рубежом, конечно, имеющих отношение к музыке, достигших заметных результатов и, что принципиально, настроенных позитивно. Расспрашивая об их истории, мы показываем другим, какие пути приводят человека к его гармонии, как они "оказываются в музыке", обязательно ли пройти цепочку – ДМШ – Училище – Консерватория или нет. Было бы показательно рассказать и о других судьбах, когда человек прошел эту цепочку, но музыкой не занимается ни профессионально, ни любительски. Но… нужны ли нам такие примеры?

4) Отзывы на наши материалы. Мы благодарны за ВСЕ отклики, замечания, советы, благодарности, критику и возражения. К сожалению, у нас на сайте нет, как выражаются программисты, "блогового движка" – это когда отправленный комментарий можно легко (автоматически) опубликовать. Поэтому появляются ваши комментарии часто с задержкой. На само содержание у нас есть только 3 ограничения, которые ничем не отличаются от широко распространенных и разумных требований:
* мы обычно не публикуем одно, два слова, типа: "Спасибо!" – так как вряд ли такой комментарий интересен читателю.
* мы не публикуем явный "бред" или что-то "не по теме" – чтобы не "грузить" наших посетителей мусором.
* мы не публикуем тексты, которые оскорбляют чье-то достоинство, содержат неприкрытую неприязнь и неуважение к конкретному человеку или группе.

5) Возвращаясь к теме*. Хочу выразить признательность всем вам, особенно педагогам, что вы с нами. Честно говоря, я допускал, что мы можем потерять часть наших подписчиков после публикации статьи "10 ключевых вопросов учителю музыки. Интервью с Любовью Кривопаловой". Но, число подписчиков даже увеличилось! Любовь Николаевна получила много откликов в поддержку ее позиции, мы – несколько "Спасибо!", "Согласна!" и чуть более подробных, и 2 достаточно невежливых… Но это же НОРМАЛЬНО! Ссылка для тех, кто еще не ознакомился:
http://virartech.ru/articles/10-questions-4.php

6) АРХИВ рассылки. Я тут получил мягкое замечание, что рассылки длинноваты и теперь буду стараться выражаться лаконичнее. Но, "нет худа без добра" – дал задание сотруднику и теперь те материалы, которые представляют самостоятельный интерес, будут публиковаться и на нашем сайте. Ссылка:
http://virartech.ru/maillist.php

7) ХОРОШАЯ НОВОСТЬ! Следуя вашим пожеланиям, мы в декабре приступили к подготовке издания наших онлайн игр на CD, т.е. версии, когда их можно будет устанавливать на компьютер (скорее всего, как Windows, так и Mac). Неспециалисту может показаться, что тут вроде бы ничего не надо делать – ведь игры то уже есть! Но, не так все просто… В общем мы работаем, добавляем новые функции и в ближайшие время, надеюсь, сможем довести эту работу до конца. Издание игр на CD немного замедлило разработку новых, но лишь немного. Так что очередные игры, за которые вы проголосовали, тоже в работе, и они скоро появятся на сайте.

А теперь по теме!

Наш разговор о "системе ДМШ" заставил меня искать ответ на такой вопрос:
"Если музыку, пусть разную, любят 99,99% людей на планете,
что же нужно сделать,
чтобы музыкальное образование становилось чем-то абсолютно приятным,
и чтобы бросать его не возникало и мысли ни у ребенка, ни у родителя?"

Только часть ответа: надо рассказывать ИСТОРИИ!


Почти 20 лет я преподавал в Новосибирской консерватории такие дисциплины, как "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура". Причем, информатика давалась студентам ВСЕХ отделений. Готовых курсов, технических средств, наглядных и звуковых пособий сначала не было, т.ч. параллельно я все это еще и разрабатывал. Меня также интересовали психоакустика, психология восприятия и законы музыкальной выразительности. Все это было прекрасной мотивацией проводить множество экспериментов, отлаживая их на каждом новом студенческом курсе.

В консерватории я столкнулся с такой проблемой: ребята почти ничего не знали или уже забыли из области "точных наук" – математики и физики, поэтому нужно было найти способы рассказать о природе музыкальных явлений "на пальцах". Одновременно я был занят разработкой компьютерных программ, где требовались такие алгоритмы, как анализ лада и гармонии, стиля, фразировки, подобия музыкальных объектов и их трансформации. Эта тема также требовала налаживания "диалога" между музыкантами, в первую очередь музыковедами, и инженерами и программистами. В итоге, через несколько лет, я стал неплохим "толмачом", который понимал и тех, и других.

Что делает преподаватель, чтобы у обучающего не пропадал интерес? Он рассказывает истории! Одно дело, например, говорить: "Запомните, квартсептаккорд это ….", а совсем другое: "Представляете, когда в XV веке монах одного монастыря в Италии решил сделать ….". Ведь подобные примеры сразу же создают образ, включают воображение и ученик НА ВСЮ ЖИЗНЬ запоминает эту тему и уже никогда не путается в ней…

Да, мы взрослые, можем себя заставить что-то выучить, когда у нас нет интереса и желания – чтобы что-то кому-то доказать, чтобы пройти аттестацию, чтобы устроиться на новую работу … Но у ребенка то нет подобной мотивации! И на сколько же хватит его терпения? К сожалению, педагог очень часто не может ответить на вопрос ребенка – "Почему?" Не у каждого педагога хватает мужества сказать: "Я не знаю". И в ответ ребенок слышит: "Делай, как я сказала! Тебе не надо думать!". И мы все хорошо знаем, в КАКОМ настроении говорит подобное педагог, и что ребенок ЭТО настроение прекрасно чувствует…

Так вот. Я решил вспомнить интересные вопросы, по которым я рассказывал студентам истории. Некоторые из них могут показаться вам сложными, но это лишь на первый взгляд. Я абсолютно гарантированно могу понятно объяснить ЛЮБОМУ ребенку с возраста 10-12 лет ВСЕ эти вопросы! Естественно, сопровождая ответы графическими и звуковыми иллюстрациями. И дети поймут (а не запомнят!) эти ответы, потому что они большинство этих явлений уже наблюдали на практике, а от меня получили лишь объяснения… Если где-то вас смутят числовые значения – не волнуйтесь, в вопросах нет ни одного примера сложнее, чем подсчет платы за электроэнергию, когда известна стоимость кВт/ч и показания счетчика. В любом случае, они проще, чем школьная задача про "две трубы и бассейн" :-)

Конечно, в силу моих интересов и задач, вопросы, преведенные ниже, имеют большее отношение к физике звука и психологии восприятия, но каждый педагог может найти множество "более музыкальных" историй. Однако, все мои вопросы так или иначе связаны с ПРИРОДОЙ МУЗЫКИ, и я не встречал ни одного студента, которого бы подобные истории оставляли равнодушным.

Интересно? Вот ознакомьтесь:


1. Если у инопланетян есть музыка, у них тоже 7 нот в ладу?

2. Почему гудок поезда, едущего к вам, выше, а от вас – ниже, и что слышит машинист?

3. Тембр – это набор обертонов. Почему пианист не узнает свой инструмент – ОДИН (!) звук пианино, если запись проиграть задом наперед, ведь набор не изменился?

4. Колебания какой формы совершает скрипичная струна под смычком?

5. В чем тайна частоты 16 гц?

6. Как туземцы, используя лишь барабаны, не имеющие явно выраженного тона, могут исполнить что-то грустное и что-то веселое? Т.е. что у них вместо минора и мажора?

7. Какой тон слышит человек, когда одновременно звучат простые (синусоидальные) тоны с частотами 300, 400 и 500 Гц?

8. На сколько градусов в горизонтальной плоскости нужно переместить источник звука, чтобы человек это заметил?

9. Почему октава, квинта и др. звучат приятно, а секунда или тритон – нет?

10. Пусть струна длиной 100 см натянута так, что воспроизводит тон 100 Гц. Какой тон мы услышим, если ее приглушить (прием флажолет) на расстоянии 100/3,5 = 28,6 см от конца и щипнуть?

11. Почему помещение с наклонными или кривыми стенами для воспроизведения музыки это хорошо, а абсолютный куб (когда ширина, глубина и высота равны) – очень плохо?

12. Какие абсолютно одинаковые элементы есть в музыкальной партитуре и компьютерной программе?

13. Что общего между квинтой и триолями?

14. Почему размер 4/4 самый распространенный?

15. Что общего у 12 знаков зодиака и 12 полутонов хроматической гаммы?

16. Почему в серии из СОВЕРШЕННО одинаковых, и в одном темпе исполненных звуков, внимание человека пропадает после 5-6 звука?

17. Почему на одной и той же гласной в голосе в "женском регистре" обертонов меньше, чем в мужском?

18. Почему в Туве, например, и в Перу одинаковые древние фольклорные мелодии?

19. Почему пианист и барабанщик делают фразировку, ведь им не надо брать дыхание, как вокалисту или трубачу?

20. Почему в аудио CD частота записи 44,1 тысяч герц?

21. Почему у некоторых вокалистов тон повышается (или понижается), как только они "включают" прием вибрато?

22. Какие приемы используют барабанщики и композиторы, чтобы исполнители не затягивали темп?

23. Как изменится тональность песни, если взять грампластинку, на которой при нормальном вращении песня воспроизводится в темпе 100 четвертей в минуту и тональности До-мажор, а затем ускорить ее вращение так, чтобы темп достиг 150?

24. С каким музыкальным произведением связано то, что максимальное время аудио CD – 74 минуты?

25. Почему, когда поешь песню шепотом, слова понятны, а звуковысотная линия нет?

26. Почему звуки, отличающиеся на октаву, кажутся одинаковыми?

27. К какому акустическому инструменту ближе всего форма колебаний голосовых связок человека?

28. Как и почему меняли стандарт (Ля = 440Гц) настройки инструментов?

29. Почему не всем музыкантам понравилась равномерно-темперированная шкала, внедренная И.С.Бахом?

30. На каком расстоянии играли два барабанщика на Красной площади на параде, ритмично исполняя марш в темпе 120 четвертей в минуту и глядя на одного дирижера, если каждый из них слышал, что другой отставал ровно на 1/32 ?

31. Чем отличаются гармоники и обертоны?

32. Почему, когда в любом порядке, но ритмично, нажимаешь только черные клавиши на пианино, всегда получается "китайская" музыка?

33. Почему, когда две космические станции, например, российская и американская будут лететь рядом на расстоянии 1 метра и американцы начнут "со страшной силой" стучать молотком по своей обшивке, "наши" их не услышат?

34. Почему, если в серии из нескольких ударов только один удар сыграть немного позже, музыканту будет казаться, что вовсе не этот удар был задержан, а последующий удар был сыгран раньше?

35. Почему электронный синтезатор будет звучать фальшиво в самом верхнем и в самом низком регистрах, если его настроить математически абсолютно точно?

36. Почему ребенок может сыграть выразительно произведение, написанное взрослым человеком (причем, даже в том случае, когда в основе композиции лежат переживания абсолютно неизвестные ребенку)?

37. Как изменится голос человека, если "в рот набрать гелия"?

38. Почему, если "в деку" акустического пианино спеть громко ОДНУ ноту при нажатой педали, то "эхом отзовется" много струн, а не одна?

И для ребят чуть постарше:


39. Как слепота Стиви Уандера повлияла на создание лучшего в мире цифрового фортепиано?

40. Кто и как изобрел электрогитару, и что ему на это сказали на заводе акустических гитар?

41. Какой синтезатор слушал В.И.Ленин в начале 20-х годов прошлого столетия?

42. Что И.В.Сталин приказал изобрести радиоинженерам, и как потом это использовали Битлз?

43. Существуют ли японские синтезаторы от таких лидеров рынка, как Yamaha, Korg, Roland и др., в которых нет российских ноу-хау?

44. Почему, когда человек исполняет ноты, полученные с помощью генератора случайных чисел, брызг капель на нотную бумагу, абстрактных математических формул (которые использовал, в частности, Я.Ксенакис) все равно получается выразительная и осмысленная музыка?

45. Из-за чего в середине пошлого столетия многие члены Союза композиторов СССР обиделись на одного советского кибернетика?

До встречи! Всего вам самого лучшего!

Алексей Устинов,
studio @ virartech.com
http://virartech.ru

P.S.Часть ответов на данные вопросы есть в серии моих аудио-лекций Секреты музыки: физика звука, психология восприятия, теория музыки "на пальцах". Они ориентированы в первую очередь на тех, кто занимается сочинительством, аранжировкой и звукорежиссурой. Но теперь, после обсуждения темы "Система ДМШ", я полагаю, что они могут быть полезны как педагогам и родителям, так и детям старше 12 лет.
Ссылка:
http://virartech.ru/secrets-of-music.php


В избранное