Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"... девочку привела бабушка. Первое, что она сказала: "Я поклялась, что мои дети никогда


25 декабря 2010

"Я поклялась, что мои дети никогда не будут учиться музыке!"

Здравствуйте, дорогие подписчики!

В заголовке - цитата из нашего нового интервью: "… девочку привела бабушка. Первое, что она сказала: "Я поклялась, что мои дети никогда не будут учиться музыке!" Так что, это же самое ожидало и Катю! Но ей повезло – папа не обучался в ДМШ …"

Да, уже меньше недели до Нового Года! Время ли сейчас думать о проблемах ДМШ? Самое! Ведь на фоне общего подъема настроения и в преддверии нового года можно коснуться и непростых вопросов – мы же обычно хотим, чтобы приходящий год был лучше текущего.

Когда мы затевали серию статей "33 ответа на вопросы родителей…", интервью с педагогами "10 ключевых вопросов учителю музыки" я вовсе не полагал, что мы выйдем на ЭТУ КЛЮЧЕВУЮ ПРОБЛЕМУ и что она зазвучит так явно.

Об основной проблеме детского музыкального образования в России…

Я и не подозревал, что многие взрослые вспоминают обучение в ДМШ с содроганием. В свое время тоже "прошел" ДМШ по классу фортепиано. Первые 2-3 года, думаю, мне почти все там нравилось. Класса с четвертого пытался ее бросить, но "добро" от родителей не получил. В старших классах – пропускал 80% занятий и был, наверное, в троечниках… Но, одновременно с музыкалкой, я был везде, куда у нас в небольшом городке под Иркутском можно было попасть и куда я успевал – бассейн, бокс, каток, шахматы … А спасала меня "Станция Юных Техников". Благо стояла она точно напротив ДМШ. Я "шел в музыкалку", но время проводил то в авиамодельном, то в радио кружке, образно выражаясь, "засунув папку с нотами за токарный станок"…

3 сына (сейчас младшему уже 23) – и каждый, в свою очередь, начинал учиться в ДМШ и бросал – мы, родители, конечно, переживали, но на ребят не давили… Сейчас, вспоминая времена, когда им было 8-10 лет, даже удивляюсь – ведь я мог дать им почти все, что касалось музыки. Дома было хорошее пианино, я преподавал в Новосибирской консерватории, занимался электроникой и программами, сочинял, аранжировал, у меня выходили диски в Канаде, летал на международные музыкальные выставки, играл на корпоративных вечерах и на клавишных, и на гитаре, мог неплохо спеть и даже простучать на барабанах … Но сыновьям мой опыт не был нужен, у них были свои увлечения…

Так вот. Вчера опубликована новая статья из серии "10 ключевых вопросов…" - интервью с Любовью Николаевной Кривопаловой из Томска. Получилась она почти неожиданно, точнее – именно ТАКОЙ неожиданно… Мы контактируем уже 2-3 месяца, Любовь Николаевна сделала много полезных замечаний по нашим онлайн играм. И мы даже начали разрабатывать одну игрушку для самых маленьких детей 2-4 лет (надеюсь, что выпустим ее в ближайшее время). Так вот, я же не мог упустить этот счастливый случай, чтобы не подключить такого опытного педагога и к темам наших статей… Я отправил Любови 10 наших вопросов – надеялся, что она с удовольствием на них ответит. (Вообще то я стараюсь задавать вопросы, на которые собеседнику отвечать интересно). Но, Любовь Николаевна – человек очень скромный – посмотрела уже опубликованные у нас интервью и сказала, что стоит ли ей снова говорить о том же, да и вообще, что она не мастер по писательской части… ОК, тогда я придумал другой способ, как "добыть" полезную информацию, которой она владеет – Skype! Предложил Любови просто поговорить, как обычно, поотвечать на вопросы – а я весь наш разговор запишу, затем расшифрую и отправлю ей в виде текста, чтобы подкорректировать.

Она сказала: "Хорошо, давайте попробуем". И мы попробовали! Разговор получился откровенный и немного меня шокировал… Ну, подумайте сами – он начался с вопроса "Когда отдавать в музыкальную школу ребенка? Ваше мнение?" и ответа: "В нашу музыкальную – никогда!"

Затем я выслал Любови текст … Любовь Николаевна, естественно, сама себя отредактировала, убрав самые откровенные высказывания. Но, зато ОТВЕТИЛА на 10 вопросов интервью… Ну а дальше – я объединил все в один текст, попросил где-то сделать дополнения, а где-то "вернуть" то, что было по скайпу, но затем вырезано…

Таким вот образом и получилось данное интервью. И именно из него я взял строку для заголовка (в манере наших журналистов)... Да, все не просто, да, в большинстве ДМШ главенствует СИСТЕМА, которая не только ломает судьбы, но порой и не дает раскрыться талантам (не только музыкальным).

Есть ли альтернатива?

Есть ли выход? Да, как всегда! СИСТЕМА – это люди, а люди это МЫ С ВАМИ. Каждый на своем месте. Я же вот не ходил в ДМШ, когда там учились мои дети. А надо было! Не выяснял же ни у ребенка, ни у педагога, почему сыну больше не хочется, в чем дискомфорт … Зависит что-то от педагога? Да … в общем понятно. Я же не предлагаю "встать на борьбу", бросить свои дела и менять СИСТЕМУ. Нет, я предлагаю каждому из нас быть немного внимательнее к этой теме и к своему ребенку.

Но есть, хоть и не везде, и альтернатива: хоровые студии и кружки. В конце концов – индивидуальные занятия с педагогом, который имеет призвание учить детей.

Как-то так совпало по времени, что буквально на днях, 18 декабря, проходил концерт, посвященный 22-летнему юбилею ансамбля (хоровой студии) "Апельсинчик" в "Доме Ученых". Я давно планировал задать вопросы художественному руководителю студии, Светлане Дик, по одной методике. И, узнав о концерте, созвонился с Владимиром, ее супругом и администратором, и договорился о встрече после концерта… Взял фото-камеру и снял с рук 1-е отделение – фантастика! Когда видишь столько радостных, счастливых детей, их пап, мам, бабушек и дедушек в одном месте … ну о каких проблемах детского музыкального обучения может идти речь? …

Да, в перерыве мы с Владимиром решили, что даже короткое интервью сегодня делать не стоит – такое мероприятие, которое во многом держится на Светлане, требует колоссальной энергии … Я нисколько не расстроился – я так "зарядился" от их детворы, что уже неделю хожу под впечатлением … дело не в том, точно они поют, ритмично ли … дело в том, что ОНИ СВОБОДНЫЕ, ЖИВЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ и СЧАСТЛИВЫЕ…

В общем, я двумя руками за альтернативное музыкальное обучение в виде хоровых студий. Хотел добавить – "если они такие, как Апельчинчик". Но они по определению не могут быть другими: они же ВНЕ СИСТЕМЫ, они же сами для себя создают правила, методики, учитывают мнение родителей и пр.

Слишком много слов! Смотрите ролик:

Вот ссылки на видео:
На нашем сайте
http://virartech.ru/video/Orange22_Hi.zip

На RuTube
http://rutube.ru/tracks/3909764.html

Да, и читайте статью:
10 ключевых вопросов учителю музыки. Интервью с Любовью Кривопаловой

Всего вам доброго!

Алексей Устинов,
studio@virartech.com
http://virartech.ru

P.S.:Вчера, когда мы в последний раз согласовывали текст, Любовь Николаевна высказала опасения, что ее слова не понравятся коллегам, что итогом будет "сильное негативное влияние, агрессия …" в ее адрес. Я, как мог, старался успокоить ее, говорил, что мы сгладили острые углы, и что в итоге ей еще спасибо скажут. Надеюсь, что так оно и будет.


В избранное