На прошедшей неделе опубликованы материалы о том, как разная пища (“хорошая” и “плохая”) влияет на поведение наших детей, а также материал о том, какие есть стили обучения ребенка, как именно познает информацию Ваш ребенок.Если эти темы интересны для Вас, заходите на http://o-shkole.livejournal.com
Итак, мы начинаем выпуск.
Мы с вами знаем, насколько важны для "школьной судьбы" ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще "учится учиться", взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к ученику.
В последние годы идет усложнение школьных программ. Так, например, программа начальной
школы уплотняется за счет дополнительных предметов (английского, риторики и др.). И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям "массового" общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой "ориентации на неуспех".
Психологический анализ причин стойкой школьной неуспешности показывает,
что у достаточно большого числа детей трудности связаны с несформированностью целого ряда психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка.Это так называемые уровни доинтеллектуальной деятельности, к которым относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе "глаз – рука", слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие.
Мне бы
хотелось обратить особое внимание родителей и учителей на необходимость своевременного формирования этих психофизиологических функций еще при подготовке детей к школе. Также очень важным является раннее выявление именно этой зоны трудностей у неуспевающих детей с целью организации и проведения коррекционных занятий.
Я предлагаю вашему вниманию небольшую программу "Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности", которая достаточно эффективно может быть использована и при подготовке ребенка
к школе, и в коррекционных целях. В этой программе сделан особый акцент на ритмокоррекцию, с которой связана слого-ритмическая структура как слова, так и речи в целом.
Работа по предлагаемой программе может осуществляться как педагогом (желателен контакт с психологом), так и родителями детей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Предлагаемая серия упражнений должна идти по пути постепенного усложнения по мере усвоения их ребенком.
Ритмокоррекция
1. Детям
предлагается игра "Похлопаем, потопаем, постучим". Ребенок отхлопывает заданный ведущим ритм (без музыки) ладонями, оттопывает ногой (при усложнении задания просим ребенка оттопывать обеими ногами поочередно), отстукивает карандашом или палочкой.
Инструкция: "Послушайте, как я постучу, слушайте меня внимательно, а затем после моей команды постучите точно так же". Серии ритмов постепенно удлиняются и усложняются. Если ребенок испытывает затруднения в восприятии и воспроизведении заданных ведущим
ритмов, то это может быть одним из признаков его предрасположенности к дислексии (нарушение формирования навыка чтения).
Я сразу хочу обратить внимание как педагогов, так и родителей на важность текста инструкции в любой игре и любом задании. Мы обязательно должны, во-первых, акцентировать ребенка на необходимости внимательного слушания, а во-вторых, на начале ответа только после команды ведущего. В процессе игры или учебного задания детям часто бывает трудно управлять своим поведением, эмоциями, телом.
Им свойственно торопиться, перебивать, недослушивать. Четкая инструкция и, может быть, ее многократное повторение связано с тем, что в процессе развивающей работы нам с вами необходимо параллельно с ритмом, памятью, вниманием и др. развить и произвольность психических процессов ребенка. Без этого невозможны регуляция и контроль деятельности, зрелость эмоционально-волевой сферы, выработка таких важных для успешного обучения в школе факторов, как самоорганизация и самоконтроль. Простые, на первый взгляд, игры
и упражнения при условии их правильного выполнения самим ведущим, будь то учитель или родитель, могут оказать ребенку неоценимую помощь.
2. Следующая игра – "Придумай сам". Ребенку предлагается придумать свой ритм и передать его ведущему. Если игра проводится в группе детей, то им предлагается передавать придуманные ритмы по кругу.
3. Игра "Ничего я не скажу, лучше ритмом покажу". Ребенок пытается выразить свое состояние или какое-то чувство придуманным им ритмом. Остальным
детям предлагается отгадать, что чувствует ребенок или что он хочет сказать своим ритмом.
4. Словесные ритмы. Стихотворная фраза (стихи должны соответствовать возрасту ребенка) делится на слова, произносится ребенком и синхронно оттопывается, а затем на слоги и так же отхлопывается. Если ребенок уже учится в школе, то желательно оттопывать и отхлопывать в орфографическом варианте.
Стихотворная фраза постепенно усложняется от занятия к занятию.
Одним из вариантов игр на словесные
ритмы может стать игра "Считалочка-бормоталочка". Попросите ребенка выучить, например, фразу из стихотворения А.Барто: "Самолет построим сами". В первый раз ребенок произносит все три слова, затем лишь два, делая хлопок вместо последнего третьего, а затем одно, делая уже два хлопка. В четвертый раз ребенок делает три хлопка, произнося все три слова "про себя". Выглядит это так:
Если ребенок без труда выполняет игры на простые словесные ритмы, то следует перейти к чтению или заучиванию веселых стихов и отхлопыванию их (желательно в орфографическом варианте) по слогам, но с чередованием
темпа, от медленного к постепенно убыстряющемуся.
4. С большим успехом в этой работе можно пользоваться упражнениями из логоритмики, которые сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темпа речи, развивается речевой слух, речевая память. А главное, ребята очень любят эти
игры. Они доставляют им много радости и веселья.
Начинать следует с простых, доступных детям текстов. Мы читаем текст, сопровождая его соответствующими движениями, которые можно придумать самим исходя из текста стихотворения. Потом мы еще раз читаем текст и просим ребенка делать такие же движения, как мы вместе с нами. После нескольких повторений можно предложить делать движения и одновременно повторять вместе с нами текст веселого стихотворения.
Не делайте замечаний ребенку, если у него не сразу
все получается! Наоборот, поддержите его восторженным одобрением и похвалой. Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат. Весело смейтесь над собственными промахами, показывая ребенку, что ошибаться могут даже взрослые и это не страшно.
Вот несколько стихов, которые можно использовать в работе.
Мы играем на гармошке: Громко хлопаем в ладошки, Головой слегка качаем, Руки кверху поднимаем. Рано утром на полянке Так резвятся
обезьянки: Левой ножкой – топ, топ! Правой ножкой – топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Руки вниз – и наклонились, За мысочки уцепились! А теперь на четвереньках Погуляем хорошенько! А потом мы отдохнем, Посидим и спать пойдем!
Развитие памяти
Этот этап развивающей работы хорошо знаком учителям, он традиционен в педагогической практике. Поэтому я представлю его достаточно кратко, хотя в реальности это долговременная
программа занятий с детьми. Начинать ее следует еще с дошколятами, готовя их к школе, а затем продолжить и в начальном звене, но на более сложном учебном материале. Слухоречевую и зрительную память следует развивать одновременно, чередуя на занятиях упражнения, связанные с этими видами памяти.
Упражнения на развитие слухоречевой памяти
1.В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличиваем.
Ведущий:
"Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите". Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз".
Вторая цепочка может выглядеть
так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму. Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.
Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.
2.При подготовке к школе и на начальных этапах обучения можно рекомендовать упражнение "Говорим и пишем".
Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите
в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".
Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом
формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе "рисования" вы можете отследить не "зеркалит" ли ребенок при написании какой-либо буквы особенно если вы знаете, что он имеет элементы левшества или чистый левша. В случае искажения ребенком образа буквы следует использовать специальные упражнения.
3.Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:
ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА; ПА–НА–РА–КА–ДА.
В
этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".
4. Далее, в работу можно ввести тему "Наша интонация". В игровой форме мы просим ребенка произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно,
восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.
Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.
Ведущий: "Ребята, разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно, словно сегодня у вас день рождения; кровожадно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате; печально, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом..." и т.д.
Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или отследить,
какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с психологом с целью оказания поддержки ребенку.
Если вы занимаетесь с группой ребят, то можно использовать упражнение "Два маленьких котенка". Вы организуете диалог между ребятами, предлагая им использовать различные интонации для выражения своих чувств.
5. Усложненный вариант – упражнение "Повтори наоборот".
Ведущий: "Сейчас я произнесу цепочку
слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или "задом-наперед". Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА."
6. Выстраиваем цепочку слов. 3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.
Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель
– подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и др.
Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической, хорошо развивает и логическую память ребенка.
Второй вариант. Например, следующая
цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб...
Ведущий: "Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори".
В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение "Повтори наоборот".
Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, малыши 5–6 лет могут "взять" цепочку из 6–7 слов, а школьникам можно дать и все 10 слов.
7. Предлагаем
предложения с постепенным увеличением их объема.
Для того чтобы материал лучше "записывался" в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.
Мы просим детей преобразовать словесную форму в конкретный зрительный образ, так как абстрактные образы детям дошкольного и младшего школьного возраста запоминать сложно.
Ребенок, мысленно создавая свою картинку, как бы иллюстрирует сначала слово, потом фразу, а потом и кусочек текста.
После каждого слова (фразы, отрывок из текста) делаем паузу.
Ведущий: "Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста), а вы после каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе картинку".
Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа...
Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море...
Цепочка слов, предлагаемых для запоминания,
постепенно увеличивается с 5–6 до количества, который может запомнить ребенок.
Упражнения на развитие зрительной памяти
Это та же серия упражнений, но в которой мы предъявляем ребенку материал к запоминанию, используя карточки, картинки, небольшие плакаты.
Мы предлагаем ребенку запомнить рисунки с изображенными на них буквами, цифрами, слогами, словами, фразами, конкретными предметами.
Можно показать ребенку сюжетную картинку (от простой к сложным), предъявив ее на короткое
время, затем убрать и попросить описать, что на ней изображено.
В школьном возрасте для коррекции зрительной (орфографической) памяти можно использовать рисование отдельных словарных слов или словосочетаний, письмо по памяти.
Работая с детьми, мы не должны забывать про важность игровых моментов на своих занятиях. В свою программу я активно включаю игры и упражнения, которые, с одной стороны, работают на развитие памяти, внимания, речи, а с другой, делают занятие веселым и непринужденным.
Я
говорю о целой серии упражнений под общим названием "Дразнилка". Целью этих занятий является развитие высокого уровня подражания, имитации, копирования задаваемых ведущим моделей речи (темп, интонация, высота голоса и др.), движений ("Подвигаемся, как..."; "Побегаем, как..."; "Походим, как..." и др.), мимики (радуемся, огорчаемся, съели кислое и др.) и их различных сочетаний и вариаций.
Параллельно с развитием памяти, как вы уже, наверное, поняли, весь этот блок программы развивает еще и внимание ребенка.
Игры, в которых нужно внимательно послушать, внимательно посмотреть, постараться точно скопировать рукой, мимикой, двигаться всем телом и др., направлены на развитие произвольного полимодального внимания, которое необходимо ребенку, чтобы "научиться быть отличником".
Ну, а на сегодня это всё.
С уважением, Мария Демина
При подготовке выпуска использованы материалы Паниной Галины, № 29/2003, журнал "Начальная школа" издательский дом "Первое сентября".