Выпуск N130 Несчастные случаи, которые не случайны
Здравствуйте, дорогие друзья!
Вы замечали такое - с ребёнком всё нормально, всё благополучно, и вдруг - обвал. Синяки и шишки, нелепые травмы (а то кое-что и похуже) так и валятся на него. А порою создаётся впечатление, словно ребёнок сам нарывается на неприятности. А ведь действительно нарывается. Чаще всего - бессознательно, но он ищет (и находит) приключения на свою голову. Почему?
С одной стороны, вроде всё понятно: технический прогресс создал много новых опасностей для детей. В доме потенциально опасное оборудование (например,
электрическое), на дорогах - интенсивное движение и т. д., и т. п. А дети не умеют пока хорошо контролировать свои побуждения. Опыта меньше, а любопытства, инициативы и энергии... хватит на две подстанции. С другой стороны, не все же дети получают травмы, кто-то обходится и без них. Психологи давно заинтересовались детьми, которые подвержены несчастным случаям.
Эта тема ещё не исследована достаточно глубоко, но некоторые выводы уже сделаны. Вот причины, которые подталкивают детей изнутри искать и находить
"приключения на собственную голову":
1.Возрастные особенности.
Ребёнок подрастает, у него появляются новые силы и новые возможности. И ему очень хочется проверить, на что же он способен - теперь. Чтобы лучше узнать себя и свои способности, начинает проверять себя "на смелость". Что делать родителям? Дать юному человеку возможность неопасным для жизни способом найти тот предел, за который не следует заходить. Может, вам и покажется это банальным, но это факт: помогут секции, туристические
кружки, экстремальные виды спорта и т. п., где юный человек будет проходить "уроки смелости" под руководством и контролем взрослого.
2.Страстное желание быть (и остаться) в центре внимания.
Это желание заставляет ребёнка рисковать. И неумение (или невозможность) сделать это иначе. Когда ребёнком пренебрегают - он всеми доступными способами будет стараться перетянуть внимание на себя. И один из таких способов - получить травму. (Вот тогда-то внимания будет - завались! - так он считает.)
И действует соответственно. И даже угроза наказания не может его остановить.
Очень важно, чтобы подрастающий человек чувствовал: меня любят "за просто так, потому что я есть". Как в раннем детстве. Если не чувствует - тогда ему, наивному, кажется, что надо что-то сделать, чтобы её, эту любовь, вернуть. Способ возврата, может, и нелепый, но это мы так считаем, а ребёнок просто других не нашёл.
Кроме того, юный человек должен знать иные способы оставаться в центре. Есть ли у ребёнка друзья? Какие
они - их цели, их приоритеты, что ценят они и что презирают? Какой у вашего ребёнка характер и насколько легко он поддаётся влиянию других? Сильный и уверенный человек не станет рисковать напоказ хотя бы потому, что ему ничего не надо доказывать другим: он уважает себя, он знает, чего он стоит.
3. Подружился с подстрекателем.
Есть такие дети, которые, как барон Мюнхгаузен, должны совершить подвиг. Ну хотя бы раз в неделю.
Когда Борина мама пыталась выяснить у ребёнка, зачем он щупал
электрический провод, то ничего вразумительного не услышала. За компанию - со Стасом, мальчиком, над которым ребята в классе хоть и потешались, но обожали слушать его россказни про то, "почему я не выучил уроки" и "что со мной случилось вчера". За Стасом сохранялась устойчивая слава первопроходца. Где он только ни бывал и в какие переделки ни попадал - и фактически всегда выходил сухим из воды. Зато те, кто сопровождали его, получали по полной программе.
В тот раз шли они вместе с Борей из школы, видят
- провод лежит. Боря прекрасно знал, что лежащие на земле провода лучше обходить стороной. Но это - в теории. А на практике было иначе. "Ух ты, - сказал Стас, - змеюка какая, пойдём глянем..." Стасик был вежливый мальчик и первым пропускал других... К счастью, всё обошлось. Но Боря лечился долго.
"Без друзей меня чуть-чуть" - для школьников это действительно правда. И девочки, и мальчики, которые в чём-то не дотягивают до своих сверстников (или им так кажется, что не дотягивают), стараются реализоваться
иначе, любым способом. Хотя бы вот таким.
4. В подражание кумирам.
Когда застрелился Есенин, он словно открыл ворота в иной мир - многие из молодых стали его последователями. Как знать, если бы родители в своё время говорили об ответственности (хотя бы перед ними, которым уход причинит невыносимые страдания), о долге, о том, как можно преодолевать жизненные препоны, научили справляться с разочарованиями и видеть в неудаче ошибку, опыт, который поможет, - многие бы удержались на краю, не
сделали невозвратимого шага. Выход тут один: развенчать кумира. (Обратите внимание: не унизить, а сам его поступок развенчать, противопоставить нечто иное, конструктивное.) Это очень трудно, но - возможно.
5. Чувство вины.
Вина - вещь такая некомфортная, что ребёнок всегда (всегда!) стремится избавиться от неё. Один из привычных для детей способов - нарваться на неприятности. Вот тогда, мол, пострадаю, вину искуплю. Конечно, ребёнок рассуждает не так, но так (именно из таких побуждений)
он действует. Бессознательно (подсознательно) он ищет (и находит) способ свою вину искупить. И - начинает вести себя неадекватно. Нарывается на всяческие наказания или ищет их себе сам. Как? У ребёнка словно слетают внутренние тормоза, и он так неосмотрительно ведёт себя, что в конце концов получает травму. Выглядит это как случайность, но в каждой такой "случайности" есть своя грустная закономерность. Всегда.
Подводя итоги, можно сказать, что причины (и поводы) для несчастных случаев делятся на две
группы. Дети:
- Бессознательно пытаются решить свои психологические проблемы. - Стремятся доказать себе и другим, что "я чего-то стою".
Если ваш ребёнок часто получает синяки и шишки (или кое-что и похуже) - считайте, что это следствие. Постарайтесь разглядеть, что за этим стоит. Родителям, чьи дети вступили в фазу "собирания шишек", можно посоветовать не хвататься за голову, а прежде всего найти первопричину такого аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения и работать именно над ней. Я
верю, что у Вас получится.
Ну, а на сегодня это всё.
С уважением, Мария Демина
При подготовке выпуска использованы материалы книги Заряны и Нины Некрасовых "Без опасности. Школьные годы". Изд. София, 2005, с. 100.