Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N127
Учимся красиво говорить


Здравствуйте, дорогие друзья!

От чего зависит хорошая речь ребенка? Ораторами рождаются или становятся? На все эти вопросы ответы однозначные: ребенка можно научить красиво говорить, описывать то, что необходимо описать, пересказывать так, чтобы было понятно, о чем речь в источнике (книге, фильме, мультфильме), и излагать собственные мысли так, чтобы у слушающего практически не возникало вопросов.

Итак, разберемся, что же влияет на формирование речевых умений ребенка? Отечественным методистом М.Р. Львовым выделены следующие факторы:
хорошая речевая среда, речевая активность взрослого;
положительные эмоции, сопровождающие не только первые попытки говорения ("гуление"), но и говорение сознательное;
потребность в самовыражении;
стремление к полноценному общению с взрослыми;
речевая активность (постоянное говорение, тренировка в говорении);
тренировка физиологических механизмов, участвующих в процессе речи;
обучение: с поступлением в школу заканчивается стихийное овладение речью, начинается сознательное постижение законов и правил речи;

Если преподаватель сознательно может управлять и влиять на последние два фактора, то полностью в руках родителей - формирование и поддержка речевых умений. Для развития этих умений были разработаны специальные игры и упражнения.

"Пластилиновый клоун"

Это упражнение предназначено для тренировки физиологических (артикуляционных) механизмов. "Разогрев" речевого аппарата необходим перед занятиями речью, как необходим разогрев мышц спортсмену перед соревнованиями.
Рассказываете ребенку, что вы слепили из пластилина клоуна, но он не умеет выражать свои эмоции. Его надо научить улыбаться: произносите звук "и" и как можно шире растягиваете губы. Теперь учите удивляться: открываете рот как можно шире и произносите звук "а". Учим клоуна целоваться: вытягиваете губы трубочкой и произносите звук "у".

Составление предложений по аналогии

Составить предложение с противоположным смыслом.
Прогулка получилась скучной и неинтересной. - Прогулка получилась веселой и интересной.
Вот тут-то я и запел! - Вот тут-то я потерял голос!
Путешествие доставило ему столько огорчений, что он решил никогда больше никуда не уезжать. - Путешествие доставило ему столько радости, что он решил как можно больше ездить.


Составить пословицу по модели

Любишь кататься - люби и саночки возить. Любишь вкусно поесть - люби и посуду мыть. Любишь пятерки получать - люби и уроки учить.
Волков бояться - в лес не ходить. Воды бояться - на море не ездить. Не слушаться - в гости не ходить. Не учиться - дворником быть.

Собрать рассыпавшееся предложение

Примечание. Лучше отдельные слова подготовить на карточках, а не в тетради, тогда у ребенка будет возможность переставлять, менять местами и выбирать лучший вариант.
Мы сделали кормушку для птиц. Кормушку для птиц сделали мы. Сделали для птиц мы кормушку.
Появляется возможность обсудить логическое ударение.

Описание любого предмета

Например, опиши карандаш с помощью 5 прилагательных, тетрадь - с помощью 5 существительных, линейку - 5 глаголов.
Очень хороший результат будет достигнут, если ребенок начнет описывать предмет по различным модальностям (карандаш - простой, острый, ребристый, длинный, легкий).

Составление рассказа по картинкам

Мы используем разрезную азбуку, которая наверняка есть в любом доме. Карточки переворачиваем рубашкой вверх. Оговариваем тему и условия (рассказ должен быть фантастическим или реалистичным, смешным или серьезным), по очереди вытягиваем картинки и по принципу "снежного кома" составляем рассказ. Затем ведущий может усложнить задание: перемешать карточки и попросить снова сложить рассказ, поменять несколько карточек местами и попросить расставить их по сюжету рассказа.

"Паровозик"

Игра развивает фразовую речь, увеличивает словарь, особенно количество прилагательных в активном словаре ребенка, и учит правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции. Она также активно тренирует вербальную память ребенка. Игра может проводиться в устной или письменной форме (в последнем случае игра переводит процесс письма на непроизвольный уровень). Игра не требует специального материала. Количество играющих не должно быть меньше двух. Возраст игроков не ограничен.
Первый игрок называет любое существительное - подлежащее, второй игрок должен сказать глагол - сказуемое, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказалось бессмысленным. Если кто-нибудь из игроков опустил при повторении какое-либо из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Выигрывает игрок, который закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова.

Например:
Маша: Дом.
Оля: Дом стоял.
Сережа: Дом стоял на пригорке.
Артем: Дом стоял на лесном пригорке.
Маша: Дом стоял на лесном пригорке возле сада.
Оля: Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада.
Сережа: Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и луга.
Артем: Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Маша: Большой дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Оля: Большой и красивый дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Сережа: Большой и красивый дом стоял под крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Артем: Большой и красивый дом стоял под черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Маша: Большой и красивый дом стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Оля: Большой и красивый дом с крыльцом стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Сережа: Большой и красивый дом с деревянным крыльцом стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Артем: Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и трубой стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Маша: Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и высокой трубой стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.
Оля: Все, больше не знаю.
(Остальные разводят руками.)
Маша: Я выиграла!

Интересной вам игры и красивой речи!

Ну, а на сегодня это все.

С уважением,
Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Соболевой А.Е., Емельяновой Е.Н. "Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом", Спб: Питер, 2008, 96 стр.



В избранное