Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N123
Отверженные или как быть, если ребенка не любят одноклассники


Здравствуйте, дорогие друзья!

Школа - это дети, и только дети. После звонка коридоры наполняет визжащая, бурлящая, бегущая толпа, сторонясь которой учителя жмутся к стеночке. Кто же еще стоит в стороне от общей суеты большой перемены? От всеобщего ребячьего ликования, от общих детских мероприятий и затей всегда особняком стоят дети, которых не принимает коллектив.

Каково быть отвергнутым? Представьте себя среди коллег, которые даже не замечают вас на работе. Они весело чаевничают, а вы делаете вид, что увлечены заданием начальника, хотя на самом деле глотаете слезы. Они планируют пикник, а вас даже не вносят в список желающих. Они обсуждают планы развития фирмы, а вы сидите тихо в сторонке, не имея права голоса. При таком положении дел вам захочется каждое утро ходить на работу, ощущая ежеминутно свою неполноценность? Это тяжело для взрослого, а ребенку-то?

Почему отвергают некоторых ребят? Кто виноват в их одиночестве - они сами, другие дети или родители? Как определить, что ребенку дискомфортно среди его братьев по разуму, и что надо сделать для того, чтобы ребенок чувствовал себя нормально?

Наш ребенок для нас самих, конечно, самый лучший. И это правильно. Так и должно быть. Но "вписаться в коллектив" - это не такое простое дело. В семье ребенок находится в обстановке полной любви и приятия. Вы его любите уже за то, что он есть. Группа ему подобных судит строже. С кем и из-за чего дети не хотят дружить? "Грязный", "ябеда", "зубрила", "дурак", "подлиза", "псих", "маменькин сынок", "богатенький Буратино", "новенький"... Отвергнутого обязательно отнесут к какой-то из этих групп, наделив обидным прозвищем. Дети чувствуют разницу между "нормальными", составляющими большинство, и тем, кто выбивается из общего ряда. Попробуем определить тех, кто не может вписаться в общую школьную массу.

"Ябеда" и "вредный". Что ябедничать и вредничать плохо - ясно всем. Но ведь нередко бывает так, что, когда сын приходит в слезах со двора, возмущенный папа бежит разбираться с обидчиками и докладывать их родителям о совершенных ими проступках, а милосердная, любящая бабушка в уголке тихо жалеет единственного внука.

"Врун". Ни одного из сверстников вашего ребенка не шокирует, если он исправит двойку в дневнике на более удачную оценку или скажет, что забыл тетрадь, если не выполнил домашнее задание. Скорее всего, детей будет раздражать вранье-выдумка, нормальное для дошкольника, но недопустимое в школьном возрасте. Если ваш фантазер хвастается тем, что у папы есть свой самолет и аэродром, а ему самому на день рождения подарили "мерседес", тут самое время разобраться, где источник этой лжи. В материальном недостатке семьи? В физической слабости? В невозможности утвердиться другим способом?

"Драчун" или "задира". Хоть без синяков никто не вырастает, приклеивается это прозвище только к тем, кто использует силу и кулак в качестве главных аргументов в решении любых вопросов. Может быть, ребенок видит, что так решаются проблемы в семье? А может быть, у него недостаточно развиты коммуникативные функции? Или причина его враждебных действий внутренняя, связанная с подкорковой недостаточностью и общей расторможенностью?

"Мелкий". Здесь подразумевается физически слабый ребенок, не умеющий за себя постоять. Необходимо заняться с таким силовой подготовкой, закаливанием, записать его в спортивную секцию, предупредив тренера, что ваша цель - не олимпийские рекорды, а физическое развитие и формирование силы воли.

"Дурак". Это самое часто употребляемое слово в лексиконе школьника. Какие только значения в него не вкладываются! От девчачьего кокетливого - в ответ на мальчишечью выходку - до боевого клича перед дракой. Но клеймо "дурака", прилипшее к одному и тому же ученику, - это уже грозный признак. Чаще всего так называют ребенка, который действительно отстает в развитии от других по всем аспектам или же развитие которого искажено, то есть поступки и реакции неадекватны обстановке. Тогда необходимо обратиться к специалисту, проверить уровень интеллекта, сходить на прием к нейропсихологу.

Школьник может временно оказаться в числе отвергнутых, если он новенький и пришел в класс с уже сложившимися отношениями. Но пройдет пара недель, и он обязательно займет в нем подобающее ему место. Отношения в классе иногда формируются даже в отсутствие ребенка, если он часто или подолгу болеет.

"Любимчик". В представлении детей это означает быть подхалимом и подлизой. Поговорите с таким ребенком, выясните, не пытается ли он путем угодничества зарабатывать хорошие оценки. Ведь будут ситуации, когда его знания придется кому-то оценить объективно!

"Зубрила". Хоть ребята и понимают прекрасно, что в школу они ходят получать знания, почему-то тех, для кого кроме этого процесса ничего не существует, они не жалуют. "Зубрилами" обычно считают тех, кто ни за что не хочет делиться "знаниями" с остальными. Они не расстаются с книжечками даже на переменках, постоянно повторяя то, что уже сто раз выучили дома, на уроке они аккуратненько поднимают руку как раз в те моменты, когда класс замирает в полном недоумении. Но попробуй попроси у него списать домашнее задание! Как бы не так! Обольют холодным презрением, скажут: "Сам должен делать!" Просить у них быстро перестанут, но и по другим вопросам обращаться не будут. Так и придется им всю школьную жизнь общаться лишь с учебниками да с учителями, сердца которых тают от одного только вида примерных учеников.

Между "зубрилами" и "подлизами" тоже грань очень тонкая. Ведь школьники подчас отлично выученный урок расценивают как попытку понравиться "математичке" или "химозе".

"Психованный". Это дети эмоционально неустойчивые, не умеющие владеть собой. Они либо начинают горько плакать тогда, когда по школьному этикету следует гордо задрать нос и показать, что "тебе до лампочки", либо в злобе швыряют книжки и тетрадки, а иные из них могут и легко послать куда подальше даже учителя, действия которого показались несправедливыми. Поскольку реакция такого "ненормального" непредсказуема, дети предпочитают не рисковать и в контакт не вступать. Вы ведь тоже постараетесь обойти стороной человека, чье поведение кажется вам странноватым.

Обычные классы обычных школ не принимают тех, кто принадлежит к другому социальному слою. Неважно, к какому. Одинаково неприятен и сынок "крутого" папаши, и дочка местных алкашей: одного будут презирать за "навороченный" мобильник и плеер, а другого - за неопрятность и поношенные вещи с чужого плеча.

В отдельную группу стоит выделить тех, кто оказывается временно отчужден с подачи учителя. К сожалению, такие случаи нередки. Зачитала Пелагея Никитична чье-то глупое сочинение в классе, снабдила его соответствующими комментариями - и вот уже все потешаются над незадачливым "автором". А ему-то каково?

Тот ребенок, которого вы каждое утро кормите завтраком, а вечером целуете перед сном, может восприниматься одноклассникам не так, как вы себе это представляете. Вам он кажется коммуникабельным остряком и умницей. А кем считают его товарищи?

Как определить, не попал ли ваш малыш в список "отверженных"?

- Малыш был не принят сверстниками еще в детском саду, значит, велика вероятность того, что и класс его не примет.
- Ваш ребенок вообще не хочет ходить в школу или выражает безразличие по этому поводу.
- Он тревожный, замкнутый, а на его теле вы можете обнаружить синяки и следы от щипков.
- Обычно разговорчивый в семье, он замолкает, когда речь заходит о классе и школьных товарищах.
- У него может быть закадычный друг во дворе, моложе на два-три года, общение с которым доставляет ему колоссальную радость, так что на малейший зов друга он бежит сломя голову. Или его уличные приятели намного старше, и они вместе участвуют в сомнительных мероприятиях.
- Ваш домашний телефон молчит. Никто из одноклассников не спрашивает заданий, не зовет гулять, не приглашает в гости. Ваш ребенок тоже не пользуется телефоном, даже тогда, когда это жизненно необходимо и грозит двойкой. Ему некому звонить, он не знает ни одного номера.

Если хотя бы два из названных признаков вы обнаружили в поведении собственного ребенка, то пора действовать.

Как помочь?

Прежде всего, выведите свое чадо на откровенный разговор, возможно, это будет не очень-то легким делом, но тут вы должны проявить и выдумку, и хитрость, и терпение. Обязательно сходите в школу. Чем более объективна информация, которой вы владеете, тем яснее план действий. Постарайтесь договориться о встрече с учителем в то время, когда уроки уже закончились: он будет свободен, а вас не увидят одноклассники. Не всегда обязательно ставить и собственного ребенка в известность об этом.

А если ваши худшие подозрения подтвердились? Вашим помощником может стать квалифицированный школьный психолог. Обратитесь за консультацией в психологический детский центр. Не пренебрегайте личными беседами с ребенком, вспомните какой-то случай из собственного детства, расскажите, как вам удалось преодолеть неприязнь других. Вы можете, конечно, сменить класс или школу, но гарантии, что там все пойдет гладко, вам никто не даст.

Однако лучше заранее предотвратить проблему, чем преодолевать ее героическими усилиями.

Результаты проведенного исследования по определению рейтинга основных человеческих качеств позволяют сделать вывод, что в сверстниках дети в первую очередь ценят качества эмоционально-личностного характера, такие как доброта, сердечность, искренность, чувствительность, веселость, уравновешенность, душевность. Обладателей этих качеств признает и полюбит любой здоровый коллектив. Заметим, правда, что в понимании детей сами эти слова имеют несколько не те значения, что в нашем, взрослом языке.

♦ Доброта в нашем с вами толковании - это очень абстрактное понятие. Например, если наши знакомые не дали нам вчера взаймы, нами это не будет расцениваться как жадность. Однако в понимании детей любая подобная мелочь непростительна и свидетельствует об отсутствии именно доброты.
♦ Сердечность во взрослом понимании является составной частью душевности. Для детей сердечность - это умение сочувствовать всему живому, в том числе дворовым кошкам и собакам. А душевность в их понимании - это принятие других людей.
♦ Искренность в понимании детей - это честность со всеми и во всем.
♦ Особое внимание нужно обратить на качество "уравновешенность", или, как говорят сами дети, "спокойность".
На втором месте стоят морально-волевые качества. Это честность, справедливость, ответственность, отважность, решительность.
♦ Честность в глазах школьника - это порядочность по отношению к кругу одноклассников (сказать неправду взрослому не считается зазорным).
♦ Справедливость соответствует общему понятию и определяется детьми наиболее ясно и точно.
♦ Ответственность подразумевает отношение скорее к учебе и в детских отношениях, как правило, не дифференцируется.
♦ Отважность и решительность являются синонимами в детском толковании.

Старайтесь с малолетства привить любимому чаду эти качества, и тогда его будут любить не только родители.

В детском понимании от друга должно исходить тепло, потому что в первую очередь он обладает добротой. А доброта детям запоминается больше в мелочах. Приучайте ребенка находить в себе силы делиться всем, что в вашем понятии совершенно неделимо, и не говорите ему: "Не отдавай никому свой банан, а то ты до обеда останешься голодным". Дайте ему лучше лишний банан, пусть поделится. Или не давайте ничего. Положите в его пенал лишнюю ручку, объясните: "Вдруг кто-то забудет свою, ты ему поможешь". А если вы сами отправились с классом в театр или в зоопарк, старайтесь угостить конфетой или яблоком сначала друзей вашего ребенка, а уж потом его самого.

Научите вашего ребенка быть душевным - а это, как мы помним, в понимании детей выражается в добром отношении к одноклассникам. Расскажите ему о каждом из них что-нибудь хорошее, найдите в каждом какие-то достоинства, умейте оправдать недостатки. Не стоит сплетничать при ребенке и осуждать при нем его товарищей, учителей и знакомых. Вам будет неприятно услышать о своем сыне или дочке что-то плохое? Зачем же говорить это о других?

Научите ребенка сочувствовать чужому горю, не смеяться над неудачами других - и он станет сердечным. Не будьте равнодушны, подкормите вместе с ним дворовую собаку или синичку за окном, погладьте по головке чужого малыша, плачущего в песочнице. Пример взрослого всегда заразителен.

Веселость - это не признак легкомыслия, не заставляйте ваших детей быть слишком серьезными, пусть смеются, пусть хохочут, пусть учатся смотреть с юмором на мир! А для того чтобы развить этот дар, есть веселые стихи, смешные песни, забавные мультфильмы, детские анекдоты. Приучите вашего малыша видеть забавное в прогулке двух ворон на автобусной остановке или в игре котенка с улетающим осенним листком. Вокруг так много смешного!

Искренность (в нашем понимании - честность). Если вы хотите привить это качество, то должны демонстрировать его постоянно по отношению к объекту вашего воспитания. Да, всегда говорить "правду, и только правду" нелегко, зато приятно чувствовать себя свободным от лжи. Объясните это детям, расскажите, как легко запутаться в собственном вранье и оказаться в дурацком положении. Не бойтесь приводить примеры из своей жизни, это только укрепит ваш авторитет.

"Спокойность" (уравновешенность). Не дергайте ребенка по мелочам, не кричите на него, берегите его нервную систему, она так уязвима! Скинув на него свои отрицательные эмоции, вы успокаиваетесь. А ребенок, придя в школу, накопленные дома отрицательные заряды разряжает на других. Приучите его к спокойному, ровному тону в разговоре. Контролируйте свои эмоции, тогда малыш научится контролировать свои.

Дорогие родители! Успеваемость, желание учиться и, наконец, физическое здоровье наших малышей во многом зависят от того, насколько комфортно они себя чувствуют среди сверстников. Главное, чтобы ребенок шел в школу с легким сердцем. Помогайте ему, старайтесь понять, разделяйте его радости и беды. Пусть ваш любимец обретет чувство уверенности в себе!

Ну, а на сегодня это все.

С уважением,
Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой "Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога". Издательство: СПб, Питер, 2009. - 144 c.




В избранное