Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N75
Стили обучения ребенка или каждый ребенок учится по-своему


Здравствуйте, дорогие друзья!

В недавнем исследовании Техасского образовательного агентства было показано, что 95 процентов учителей средней школы используют главным образом лекционный метод. Но другое исследование показало, что лишь 25 процентов учеников лучше воспринимают информацию на слух и выносят какую-то пользу из лекций. Еще 30 процентов учеников воспринимают информацию зрительно - в процессе обучения им нужно показывать слайды, изображения и картинки. Примерно 15-20 процентам детей требуется практический опыт, а 30 процентов учеников лучше воспринимают комбинацию различных методов обучения.

Отличия и способности

Можно ли назвать лису неспособной, если при остром слухе, улавливающем звук на расстоянии двадцати миль, она не умеет летать? Многие известные люди столкнулись в школе с трудностями из-за того, что учились по-другому, но именно благодаря этим отличиям и развились их таланты, мастерство и умственные способности и они смогли внести свой вклад в развитие общества и мира.

Уинстону Черчиллю трудно давалось чтение: обладая дефектом речи, он в придачу был гиперактивным. Его определили в класс, где учились самые слабые ученики. Альберт Эйнштейн несколько раз не мог сдать экзамен по математике. Его учитель говорил ему, что он слишком много мечтает и очень медлителен. Луи Пастер провалился на вступительных экзаменах в медицинскую школу и был известен как тугодум и зубрила.

Дети-глаза

Ребенок наверняка обладает зрительным стилем обучения, если он:
- при чтении книги нуждается в картинках, чтобы понять содержание;
- лучше справляется с рутинной работой и домашним заданием, когда перед ним лежит список того, что нужно сделать;
- хорошо запоминает лица и быстро забывает имена;
- замечает появление в комнате новой картины или предмета, новую прическу своей матери или изменения на классной доске объявлений;
- в социальной группе больше предпочитает наблюдать за другими, а не действовать самому.

Дети-уши

Ребенок обладает развитыми аудиторными способностями к обучению, если он:
- способен выполнить задание, прослушав его лишь один раз;
- любит слушать музыку и обожает, когда ему читают вслух;
- легко запоминает телефонные номера, коды или имена;
- может сосредоточиться, слушая лекцию или презентацию;
- легче решает проблемы, проговаривая их вслух.

Ребенок-егоза

У ребенка преобладает активный стиль обучения, если он:
- лучше помнит то, что было сделано, а не сказано или прочитано;
- учится всему на своем опыте;
- всегда склонен потрогать вещи, даже если это запрещено;
- нуждается в активном контакте с родителями, детьми и учителями и если не получает ожидаемого внимания - объятий, похлопывания, - будет пихать, толкать и щипать своих одноклассников или братьев и сестер;
- такой активный, что через несколько минут после того, как его аккуратно одели, у него оказываются развязанными шнурки и торчит рубашка.

Очень важно осознать свой стиль обучения и стиль обучения ребенка, чтобы не мешать, а помогать ему в учебе!

Как выяснить свой стиль обучения?

Как вы учитесь чему-то новому?
Как бы вы научились работать на новом компьютере? Прочитали бы учебник и изучили массу диаграмм, чтобы научиться пользоваться компьютером? Если да, то у вас ведущими являются зрительные способности.
Возможно, вы бы выбрали подход: "Дайте-ка мне повозиться с компьютером, чтобы разобраться в нем". Тогда у вас, наверное, больше развиты кинестетические способности.
Или вы предпочли бы, чтобы вам кто-нибудь объяснил, как действует эта машина, используя главным образом аудиторный и вербальный методы?
Или захотели бы комбинировать эти методы?

Обучение происходит эффективнее, когда во время практики и тренировки мы подчеркиваем способности ребенка, а не его слабости.

Несколько стратегий

При обучении ребенка с кинестетико-тактильными способностями дома и в школе.

- Выложите на дощечке слова из теста или крема для бритья.
- Назовите страну, океан, континент и скажите: "Начали". Тот, кто быстрее пробежит через всю комнату и правильно укажет место на глобусе (карте), выигрывает этот раунд.
- Для тренировки правописания и решения математических задач ученикам с кинестетическими способностями идеально подходит переносная магнитная доска для письма/рисования (ею удобно пользоваться в машине, на столе или там, где мало места).
- Проверку географических или исторических фактов можно устроить, когда ребенок прыгает на батуте или бросает мячи в баскетбольную корзину.
- Ученикам (особенно в младших классах) следует давать время отдохнуть и поиграть после школы, перед тем как переходить к домашним заданиям.
- Помогайте ребенку содержать свое рабочее место в порядке, чтобы там не было отвлекающих внимание вещей.
- Помогите ему разбить время выполнения домашнего задания на небольшие периоды.
- Поместите на видное место записную книжку с домашними заданиями или календарь с расписанием на весь день. Для некоторых учеников даже лучше наклеить расписание на обложку тетради, которую он носит на все занятия.
- Помогайте ребенку выполнить домашнее задание, консультируйте его и поддерживайте, но ни в коем случае не делайте за него. Это очень важно, особенно в младших и средних классах, если вы хотите, чтобы к девятому классу ребенок самостоятельно работал.
- Разрешайте своему ребенку готовить с вами на кухне и обучите его какому-нибудь простому рецепту. Занимаясь кулинарией, он узнает о мерах объема, температуре, времени, о дробях и других математических понятиях.
- Старайтесь как можно чаще обнять ребенка, похлопать его по плечу и оказать другие знаки симпатии и одобрения. Двигательно активные дети очень нуждаются в физических знаках внимания, и это у них с возрастом не проходит.

Плеер - это круто!

Чистая кассета и магнитофон - великолепные обучающие средства для детей с аудиторными способностями. Этот метод нравится и детям с развитыми кинестетическими способностями, особенно если они могут слушать кассету на плеере и одновременно двигаться.

Структура сервиза

Детям приходится запоминать массу информации, кажущейся для них бессмысленной: в возрасте с пяти до двенадцати лет дети думают скорее конкретно, чем абстрактно.
Эта проблема особенно касается тех, у кого развиты кинестетические способности и пространственное воображение. Эффективность их обучения и мотивация значительно снижаются при выполнении упражнений, связанных с бумагой и ручкой. Такие дети лучше усваивают материал, когда они дотрагиваются, видят, слышат и ощущают реальные вещи.

Домашние обязанности, сортировка белья для стирки, сервировка стола, - хорошая практика для усвоения структуры (основного математического навыка) и распределения по категориям.

Самые важные понятия, которые должны усвоить дошкольники, - что одинаковое, а что разное, что больше, а что меньше. Лучше всего они усваиваются на конкретных предметах и повседневных вещах.

Большая доска

Очень хорошо поместить в комнате ребенка с кинестетическими способностями учебную доску. На ней он может писать слова или готовиться к контрольным. Если эта доска для маркеров, то ее можно разукрасить цветными маркерами, а если она черная или зеленая, то тогда подойдут цветные мелки.

Пусть ребенок сначала напишет слово в воздухе, а потом на доске, проговаривая каждую букву, а затем произнося каждое слово. Он может водить по буквам двумя пальцами, пока слово не сотрется. Потом пусть ребенок закроет глаза и попытается "увидеть" или нарисовать в уме правильное написание слова.

И самое интересное, что накануне ответа в школе ребенок может "преподавать" материал всей семье. В ходе активного обучения ребенок может хорошо усвоить понятия, объясняя их кому-нибудь другому. Исследования показали, что человек, объясняющий материал, усваивает 90 процентов всей информации. Ребенку даже может понравиться преподавать! Ученики с развитыми кинестетическими способностями могут стать самыми динамичными и эффективными учителями.

Полезные игры

Учителя обнаружили, что многим детям не хватает навыков, которые они обычно приобретают дома, играя в различные игры и карты. Играя, дети усваивают такие математические понятия, как счет, способность различать; учатся решать задачи, совмещая это с общением с друзьями и развлечением.

Игры на доске, такие, как шашки, шахматы, монополия, предлагают миллионы возможностей для развития вербальных, математических и мыслительных навыков, которые потребуются детям при выполнении интеллектуальных заданий. Пачка игральных карт - это одна из самых дешевых и лучших "образовательных игрушек".

Карточки в кармане

Напишите с одной стороны карточки название государства, а с другой - столицу (при желании можно добавить рисунок). Французское слово с одной стороны, перевод - с другой. По истории, биологии или литературе: вопрос на одной стороне, ответ - на другой.

Любой младший школьник может написать букву алфавита на одной стороне карточки, а на другой - нарисовать соответствующую картинку цветным фломастером или карандашом.

Каталожные карточки удобны для использования: их можно положить в карман и вынимать несколько раз в день, чтобы прочитать и повторить материал: стоя в очереди или, улучив свободную минутку, в классе.

Разноцветные строчки

Есть простой способ, который позволяет ученикам со зрительным типом восприятия подчеркнуть свои сильные стороны, - это выделение важной информации, которую нужно выучить. Он полезен и ученикам с кинестетическими способностями: записывая, они занимают свои руки. Ученику надо купить несколько разноцветных маркеров, причем каждый цвет будет отвечать за определенную информацию. Можно выделить зеленым существительные, голубым - глаголы, желтым - прилагательные и наречия, а розовым - союзы.

Дорогие родители, у Вашего ребенка есть свой уникальный стиль обучения. Обладая знаниями об этом, Вы сможете поддерживать ребенка в его стремлении учиться и делать обучение радостным.

Ну, а на сегодня это все.

С уважением,
Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Чери Фуллер "Подберите ключ к обучению своего ребенка". Издательство "Попурри", Минск, 1998 г.


Наверх

В избранное