Как правило, прием в школу в первый класс начинается с первого апреля, и в преддверие этой даты мы посвящаем этот выпуск правилам приема ребенка в школу и организации обучения в первом классе.
Для начала о документах. Мы часто сталкиваемся с тем, что родители плохо знают о правах и обязанностях своего ребенка. И поэтому, напоминаем:
Перечень нормативных документов, регламентирующих зачисление ребенка в школу.
1. Закон РФ “Об образовании” с изменениями и дополнениями,
"О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ, "О беженцах" от 07.11.2000 N 135-ФЗ, "О вынужденных переселенцах" с изменениями и дополнениями, "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196.
3. Устав общеобразовательного учреждения.
4. Санитарные правила и нормы.
На основание данных документов
напомним некоторые...
Пункты правил приема детей в первые классы.
1. В соответствии с письмом Министерства образования РФ “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы” в первый класс с согласия родителей и заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению могут быть приняты дети, которым на первое сентября текущего года исполнится не менее 6 лет и 6 месяцев.
Уважаемые родители, мы много раз говорили о
том, что не стоит торопиться и отдавать ребенка в школу раньше указанного возраста. Психологически и физиологически ребенок должен “созреть” для систематического обучения в школе. Как определить готовность будущего первоклассника к школе см. в Выпусках N40 от 29.06.08, N44 от 27.07.08, N46 от 06.08.08, N48 от 13.08.08 и многих других.
2. Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс независимо от уровня их подготовки. Прием детей в 1 класс во все виды государственных
и муниципальных общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением п. 3 ст. 5 Закона. Заключение медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер. Следует помнить, что только по заключению медико-психолого-педагогической комиссии и с обязательного согласия родителей ребенок может быть направлен в класс коррекционного обучения.
3. Родители имеют право выбрать общеобразовательное учреждение, форму получения образования
(на основание Закона Российской Федерации "Об образовании" и п. 59 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Правда, следует помнить, что право на первоочередное поступление в первый класс имеют дети, проживающие в близлежащих домах, дети, братья или сестры которых уже учатся в этой школе, и выпускники пришкольных подготовительных групп. Именно такие правила устанавливаются практически всеми субъектами Федерации.
4. Для зачисления ребенка в 1 класс родителям понадобятся следующие
документы: медицинская карта ребенка с треугольной печатью и подписью заведующего отделением детской поликлиники; документ, подтверждающий прописку ребенка, копия медицинского страхового полиса, копия свидетельства о рождении ребенка и, конечно, заявление о приеме в школу.
5. Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Обучение на всех ступенях
общего образования осуществляется бесплатно. Тем более, Вам не имеют права отказать в приеме по итогам “конкурсных” испытаний.
6. Согласно п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пп. 47 и 48 Типового положения об общеобразовательном учреждении при приеме детей в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.
7. Независимо
от возраста поступления обучение в начальной школе теперь должно продолжаться 4 года. Программы, после которой дети, окончив третий класс, шли сразу в пятый, больше нет.
8. У школы может быть только 2 законные причины не принять вашего малыша в первый класс. Это отсутствие мест и, как мы уже говорили, возраст ребенка. Правда, как показывает практика, оба эти “препятствия” вполне преодолимы при согласии школы. В случае если “мест нет”, муниципальный орган управления
образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.
Вот некоторые советы, которые стоит учитывать при выборе школы.
1. Обязательно поговорите с учительницей. Она должна создавать комфортную для учебы среду. Постарайтесь по возможности поучаствовать в выборе учителя. Ориентируйтесь здесь не на свои запросы, Вы выбираете
учителя ребенку, а не себе, а на совместимость ребенка и учителя.
2. Желательно выбрать школу рядом с домом. Однако, если “благополучных” школ в округе нет, придется возить ребенка.
3. Поговорите с родителями, поджидающими детей около школы, что они думают об этом учебном заведении, расспросите и самих детей.
4. Уточните, по какой программе будет обучаться ребенок. Если она отличается от обычной, то все равно должен быть обеспечен необходимый уровень знаний для перехода в среднюю
школу.
5. Очень важно, чтобы было правильно составлено расписание учебной недели, не допускались учебные перегрузки малышей.
6. Узнайте, как организовано пребывание в группах продленного дня: есть ли условия для приготовления домашних заданий, для игр и тихого отдыха, работают ли во второй половине дня в школе кружки и секции и т. д.
7. Поинтересуйтесь, как организовано питание детей. Есть ли достаточные по площади и хорошо оборудованные буфеты и столовые, позволяющие накормить детей горячим
питанием. Это особенно важно в школах продленного дня, где дети получают не только завтрак, но и обед.
Дорогие родители, не увлекайтесь школами с углубленным изучением каких-либо предметов, а также лицеями и гимназиями. К сожалению, как показывают данные, состояние здоровья учащихся этих учебных заведений зачастую значительно хуже, чем в обыкновенных школах, в связи с чрезмерной учебной нагрузкой и нарушениями режима учебного процесса.
И помните, “Быть готовым к школе уже сегодня - не значит
уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться” (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер).