Мы знаем, что готовность к школе - это многогранное понятие. Что включает в себя готовность к школьному обучению?
Формально психологи выделяют следующие аспекты готовности ребенка к обучению в школе - интеллектуальная готовность, волевая готовность, мотивационная (личностная) готовность.
С первым пунктом вроде все понятно. Интеллектуальная готовность включает способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики. К тому же об особенностях
развития внимания, памяти и других важных для обучения психических функций мы говорили неоднократно.
Волевая готовность ребенка, выработка навыка управления своим поведением, умственной деятельностью, способность обучаться также является необходимым элементом подготовки ребенка к школе. Умение управлять собой, умение делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время
выполнять задания, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца.
Но сегодня мы обратим наше пристальное внимание на мотивационную (личностную) готовность нашего ученика. Мы посвящаем этой теме отдельный выпуск, так как тема эта весьма сложная и столь же важная.
Ребенок может быть интеллектуально готов к школе, может уметь управлять собой, но если у него нет соответствующей мотивации, мы непременно столкнемся с трудностями.
Мотивация к обучению может быть внешняя и внутренняя. И сегодня
мы попытаемся ответить на вопрос, почему ребенок стремится в школу? Приобретать знания, узнавать и учиться чему-то новому (это внутренняя мотивация) или продемонстрировать платьице и новомодный мобильник (внешняя мотивация)?
Итак, для начала проведем тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).
Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант
ответа тебе нравится больше".
Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.
1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них
ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке
все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?
8.
Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?
Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Если
в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.
Теперь обратимся к книге доктора психологических наук, профессора К. В. Бардина "Подготовка ребенка к школе".
Профессор К. В. Бардин выделил типичные ошибки, которые совершают родители, и которые касаются выработки познавательной мотивации у ребенка. Их две.
Ошибка 1. Родители не поддерживают стремление
ребенка к познанию нового.
Возможность сформировать познавательную мотивацию гасится, так сказать, на корню. Каким образом это происходит? Вот простейший пример.
Мы приходим домой усталые, нам хочется поскорее закончить домашние дела и отдохнуть. Или посмотреть интересную передачу по телевизору, пообщаться со знакомыми. А тут ребенок с его раздражающими вопросами. Раздражающими потому, что иногда мы не знаем, что на них отвечать, как, например, "Почему у рыбки хвостик?".
Или потому,
что нам приходится вспоминать полузабытые сведения, как в том случае, если нас спрашивают что-нибудь вроде "Почему бывает день и ночь?". К тому же вспомнить мало, надо еще суметь преподнести их в таком виде, чтобы это было мало-мальски понятно малышу. Это требует мобилизации, напряженной умственной работы. А нам этого совсем не хочется. И мы спешим отделаться от ребенка.
- Пойдешь в школу, тогда узнаешь. - Не задавай дурацких вопросов. - Подумай сам. - Опять начал всякую чепуху спрашивать. И
в заключение: - Отойди, не мешай. Займись своими игрушками.
Узнаете?
Ошибка 2. Задача формирования мотивации перекладывается родителями на школу.
Вторая типичная родительская ошибка - когда они узнают из психологической литературы, из беседы с психологом или какими-то еще путями о необходимости выработки такой мотивации, они нередко решают - раз такая мотивация нужна для успешного учения в школе, пускай школа этим и занимается.
При этом упускается из виду главное. Познавательная
мотивация - это предпосылка успешной учебы. А отнюдь не результат ее. И как предпосылка должна быть выработана заранее, а отнюдь не по ходу дела.
Таковы две наиболее часто встречающиеся ошибки родителей, которые ведут к угасанию естественной тяги детей к познанию. Остановимся теперь на том, что профессор К. В. Бардин предлагает делать для ее поддержания.
Три главные линии работы для поддержания тяги к познанию
1. Поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы.
Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.
2. Стимулировать проявление познавательного интереса. Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти - раскрытием нового в обыденных вещах. Немалое место принадлежит рассказам взрослых.
Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка,
по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное - это частые пробы. Запускаете, так сказать, пробный шар и смотрите: интересно или нет. Если интерес есть, хотя бы небольшой, то соответствующую тему можно пускать в дело. Если нет - лучше от нее отказаться и поискать другую.
Бывают ведь случаи, когда кто-то из старших, движимый самыми лучшими намерениями, берется систематически изложить малышу какой-то раздел знания: об атмосферных явлениях, о строении Солнечной системы, об основных
этапах русской истории и т. д. Да еще превращает это в нечто вроде обязательных знаний. Если это делается без учета того, возникает ли у ребенка интерес, то тут легко добиться результата, противоположного желаемому.
3. Поддержание познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры.
Мы уже упоминали о широко известной закономерности, которая состоит в том, что полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут
быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых.
Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести коррективы, если вы видите, что ребенок в чем-то неправильно использует известные ему сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру.
Многие знания, полученные от старших, ребенок закрепляет не только в игре, но и в реальных практических действиях. После того, как вы научили ребенка
определять по часам время, вы можете его два-три раза в день попросить пойти в другую комнату и посмотреть там, который час. Конечно, для ребенка здесь важен в основном момент общения. Поэтому не суть важно, нужно ли было вам на самом деле узнать время или нет. Все равно это сыграет свою роль.
Вот этот момент последующего включения того нового, что узнает ребенок, в игру или практическое действие очень важен - и не только в плане освоения и закрепления нового знания. Важен он и в плане поддержания активного
интереса ко всему новому. Без этого узнавать новое попросту неинтересно. Без этого можно убить много сил и времени на сообщение ребенку каких-то сведений, которые нам, взрослым, кажутся важными, но познавательную потребность не развить, а заглушить.
Дети, как правило, сами стремятся включить взрослых в свою игру. И это надо всячески поддерживать, потому что здесь у нас появляются очень разнообразные возможности, в том числе и для развития познавательной потребности.
На сегодня это все.
С
уважением, Мария Демина
При подготовке выпуска использованы материалы книги Бардина К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).-М.: Знание, 1983.-96 с.- (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5)