Давно известно, что рисунок может многое рассказать о человеке, как о взрослом, так и о маленьком. Рисуночные методики стали очень популярными еще в 60-70-е годы и остаются одними из «любимых» тестов современных психологов.
Одним из таких тестов является «Рисунок семьи». Методика направлена на выявление эмоциональных проблем, трудностей во взаимоотношениях в семье, о которых ребенок не хочет или не умеет, не может сказать. Рисунок семьи отражает в первую очередь переживания и восприятие
ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и к ее отдельным членам.
Конечно, для грамотной интерпретации рисунка нужно серьезно учиться. Существуют различные варианты методики, предусматривающие немного различающиеся инструкции и расширяющие диапазон интерпретаций изображенного.
Однако, любой родитель может почерпнуть полезную для себя информацию, если внимательно рассмотрит творение малыша.
Итак, что нужно сделать?
Предложите ребенку «нарисовать свою семью»
(В. Хьюлс) или «нарисовать семью» (Е. Хаммер). Ни в коем случае не нужно объяснять, что такое «семья», тем самым искажается суть исследования.
Даем ребенку лист бумаги (размера примерно А4), простой карандаш, набор цветных карандашей. С бумагой большего формата ребенку трудно обращаться, а на листе слишком маленького размера малышу может не хватить места из-за недостаточно развитой мелкой моторики.
Пока ребенок рисует, не торопите его и не мешайте. Если Вы или кто-то из членов
семьи будут «помогать» малышу что-то дорисовывать, давать советы или добавлять в рисунок малыша, то правдивого отражения не получится.
Внимательно следите за тем, в каком порядке рисуются люди и предметы. Самый значимый персонаж располагается первым. Прислушивайтесь к спонтанным комментариям ребенка, в дальнейшем они помогут интерпретировать рисунок.
Итак, рисунок семьи готов. Что дальше? Разглядывая рисунок ребенка, постарайтесь «поймать» первое впечатление от него, сосредоточьтесь
на первоначальных ощущениях (радость, грусть, счастье, страх), доверьтесь своей интуиции.
Однако, не стоит торопиться с выводами, для корректной интерпретации рисунка все-таки требуются специальные знания. Кроме того, рисунок может отображать сиюминутное настроение ребенка.
Расспросите ребенка, кто есть кто на рисунке. Узнайте, что чувствуют нарисованные им персонажи, какое у них настроение?
Посмотрим, что больше всего бросается в глаза? Кто изображен наиболее крупно или выше других членов
семьи?
Посмотрите на размеры фигур и их расположение. Если кто-то из членов семьи расположен «выше» и крупнее остальных, находится в центре, скорее всего, для ребенка это – самый главный и авторитетный член семьи. Преувеличенно большие фигуры призваны что-то усилить, а чрезмерно маленькие принизить.
Правда, в детских рисунках маленькая по размеру фигура тоже может быть выше всех, например, при наличии новорожденного брата или сестры. В этом случае, для ребенка – новорожденный
управляет семьей.
Расстояние между персонажами также немаловажно. Кто ребенку ближе всех, того он изобразит рядом. Расстояние между членами семьи связано с психологической дистанцией, которую ребенок ощущает.
Включил ли ребенок в рисунок всех членов семьи или кого-то «забыл»? Может быть для кого-то «не хватило места» или, наоборот, на рисунке появился какой-то «неожиданный» персонаж? Расспросите ребенка, почему он так нарисовал?
Как правило, пропускаются те
члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны или те, с кем существуют конфликтные отношения.
Например, пропуская на рисунке брата или сестру (что случается довольно часто), ребенок как бы пытается исключить соперничество. Возможно автор (то есть ребенок) испытывает сильную ревность, которую не может или не хочет показывать или между детьми полностью отсутствует эмоциональный контакт.
Нарисованные дополнительно к родителям (или вместо них) не связанные с семьей взрослые указывают на
то, что ребенок подсознательно ищет человека способного удовлетворить потребность ребенка в близком эмоциональном контакте.
Посмотрите «не забыл» ли малыш нарисовать себя и где он себя нарисовал. Если фигура малыша значительно меньше остальных или он нарисовал себя в углу, спиной к остальным членам семьи, то он, скорее всего, страдает от своей незначимости для родителей, чувствует себя изолировано от семьи. Если ребенка вообще нет на рисунке, постарайтесь поговорить с ним об этом и выяснить
правильно ли Вы поняли рисунок. Посмотрите, какие цвета использованы в рисунке. А.И. Захаров отмечает, можно считать, что преобладание серых и черных цветов подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми ребенок не может справиться. Яркие и насыщенные цвета соответственно указывают на высокий жизненный тонус, оптимизм малыша.
Внимательно посмотрите, как прорисованы отдельные части тела нарисованных членов семьи – руки, ноги, глаза,
рот, уши, ладони, ступни.
Считается, что подробная и детальная прорисовка отдельных деталей тела свидетельствует о хороших эмоциональных отношениях с человеком, в то время как негативное отношение ведет с большей схематичности изображения, неоконченности или пропуску существенных частей тела (рук, ног).
Например, если первая нарисованная фигура является большой, но нарисована схематично, то это может свидетельствовать о значимости для ребенка этого персонажа, о силе, но не указывает на положительные
чувства в отношении этой фигуры.
Если первая появившаяся фигура тщательно нарисована, то, скорее всего, это наиболее любимый и значимый для ребенка член семьи.
Если дети старше 5-ти лет, при нормальном развитии, пропускают такие части лица как глаза, рот, это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения. Если при рисовании какого-то члена семьи ребенок пропускает голову, черты лица, это часто связано с конфликтными, враждебными отношениями с данным персонажем.
Самый «умный»
с точки зрения малыша член семьи может быть изображен с самой большой головой.
Если у кого-то из членов семьи ребенок нарисовал зубы (а у остальных они не нарисованы), это может быть связано с чувством страха перед этим человеком.
Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, могут быть изображены с усиленным нажимом карандаша, контур обведен двойной линией.
Напоследок, взгляните на рисунок в целом. Равномерно ли распределены все члены семьи на поверхности
листа или смещены вверх или вниз?
Если группа маленьких людей расположена в верхней части листа, а низ остался пустым – это свидетельствует о низкой самооценке ребенка, но высоком уровне притязаний. Он как бы говорит – я бы хотел…, но у меня не получается.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, дорогие родители, если Вы увидели в рисунке Вашего ребенка «что-то не то», не спешите записываться на прием к психологу. И все может быть совсем не так. Если на рисунке ребенка
Вы увидели что-то невероятно-фантастическое, не ломайте голову и лучше откажитесь от интерпретации.
Однако, если в рисунках ребенка, Вы заметили постоянное присутствие крови, пораженных участков тела (темные пятна, дыры), стоит обратиться к профессиональному психологу.
И помните, рисунок не может быть ни плохим, ни хорошим. Это творчество. Поэтому не забудьте похвалить ребенка за старание, даже если рисунок Вам не очень понравился.
Диагностика «Рисунок семьи» предназначена для
того, чтобы больше узнать о своей семье, посмотреть глазами ребенка на Вашу семью и взаимоотношения внутри нее. Вы можете проводить этот тест время от времени и обращать внимание на то, что меняется на рисунках малыша, а какие моменты остаются неизменными.