Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N30
Способный, но ленивый


Здравствуйте, дорогие друзья!

Часто бывает так, что Ваш умный, сообразительный и всегда такой любознательный малыш перестает интересоваться учебой, уныло игнорируя домашние задания. То есть он прекрасно понимает и усваивает пройденное, но школьные задания вызывают у него скуку.

Учителя в таких случаях говорят – способный, но ленивый. Учиться ребенку становится просто не интересно, и он говорит – не хочу, надоело. Гораздо интереснее посмотреть телик, погулять, почитать книжку и т.д…

Такие дети, как правило, с удовольствием и увлечением занимаются всем, чем угодно (играют в шахматы, собирают конструкторы и т.д.), они любят познавать что-то новое.

Однако, дело в том, что зачастую действительно способный ребенок с хорошими умственными способностями, ориентируемый на источник новой информации, на получение интересных знаний, попадая в школу, через какое-то время разочаровывается.

Оказывается, в школе довольно скучно, скучно сидеть на уроке, готовить домашние задания. Нужно учиться красиво писать, выполнять множество требований учителя, внимательно слушать и повторять пройденный материал. Интерес к учебе стремительно гаснет.

У разных детей интерес к уче6е может теряться в разное время. У некоторых это происходит, увы, уже ко второму классу. Причины могут быть различны.

Если Вашему малышу 6 лет, то, как мы говорили в предыдущих выпусках, ребенок может быть просто психологически не готов к обучению, ему хочется играть, а не выполнять нудные требования учителя.

То есть он знает буквы, умеет считать и вообще тест на школьную готовность проходит успешно, однако, малыш все еще не готов. Как правило, мотивация для перехода от игры к обучению формируется в семь лет.

Для того чтобы оценить уровень так называемой школьной мотивации, можно использовать следующую анкету. Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1, положительный - 3 балла).

Вопросы анкеты (по Овчаровой Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996).

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

25-30 баллов - сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20-24 балла - отношение к себе как к школьнику практически сформировано.
15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10-14 баллов - отношение к себе как к школьнику не сформировано, свидетельствует о низкой школьной мотивации.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии.

Если Вашему малышу 7-8 лет, а он не желает учиться, то это повод проконсультироваться с психологом. Возможно, имеется задержка в развитии, недостаточная сформированность психических функций, дисграфия, дислексия и т.д...

Совсем другое дело, когда ребенок может, но не хочет учиться.

Например, он совершенно не понимает, зачем это вообще нужно. Объяснения вроде «ты просто должен учиться и все» не имеют никакого смысла. Это пустой звук.

Часто наши дорогие учителя могут «загубить» даже очень интересную тему и рассказать ее исключительно нудно и скучно.

Аргументация типа «чтобы в будущем быть успешным человеком, нужно хорошо учиться» тоже не работает. Наши дети ежедневно видят людей, которые устроены в жизни неплохо и были отнюдь не отличниками. И зачастую двоечники чувствуют себя гораздо лучше этих самых отличников.

Что же делать в таком случае?

Если у ребенка формируется нежелание учить уроки и ходить в школу, ремнем здесь не поможешь. Нужно разобраться.

Если ребенок действительно одаренный, то следует попробовать подыскать школу или программу, отвечающую способностям малыша, то есть постараться вернуть интерес к учебе.

Возможно, успеваемость ребенка связана с нарушением взаимоотношений в классе или с учителем и ребенок не может наладить адекватные отношения со сверстниками. Нарушения взаимоотношений в школе ведут к постоянному напряжению ребенка, соответственно страдает и учеба. Родителям в этом случае стоит разобраться, в чем дело и помочь, поддержать малыша.

Безусловно, каждый случай (то есть ребенка) следует рассматривать индивидуально.

Но, если Ваш малыш именно такой – способный, но ленивый, вот несколько советов, чего не стоит делать, чтобы не вызывать у ребенка негативное отношение к школе и к процессу получения знаний в целом.

1. Избегайте сравнений.

В разных выпусках и в связи с разными темами мы неоднократно говорили, что сравнение ребенка с другим сверстником далеко не всегда является для него стимулом «стать лучше», а как раз наоборот, часто негативно влияет на самооценку ребенка.

Не стоит все время рассказывать малышу – А вот Петя такой хороший мальчик и учится хорошо и по дому маме помогает, и аккуратный, а еще с собакой самостоятельно гуляет и т.д.

Такие постоянные сравнения и рассказы об успехах другого ребенка не окажут положительного действия.

2. Не обзываться!

Этот совет тоже фигурировал в предыдущих выпусках. Постоянные упреки и акцентирование внимания на недостатках ребенка с применением таких слов как «дурак», «идиот», «безмозглый», «тупой» и прочее. Помните известную присказку, как корабль назовешь, так он и поплывет?

А также вариации на тему – «Учиться не будешь, тебе только в ПТУ дорога», «Я вообще не знаю, как с тобой ребята дружат. Ты такой…(несообразительный, медлительный, тормоз, ленивый)»
Все это, как не трудно догадаться, сильно влияет на психику ребенка.

3. Обойдемся без страшилок.

Не стоит рассказывать ребенку, какая ужасная жизнь его ждет (ты станешь алкоголиком, уголовником и наркоманом), если он не будет хорошо учиться.

Безусловно, с похвалами тоже не стоит перебарщивать. Следует объяснить ребенку, что его способности – это не его достоинство. Это как светлые волосы или голубые глаза.

Если способности просто есть как ценность сами по себе, это никак не поможет ребенку. Но, если начать развивать способности ребенка, то с их помощью можно достичь очень многого. Например, физически крепкий ребенок может хорошо играть в футбол, если его способности будут развивать в спортшколе.

Следует также объяснить малышу, что школа – это не только место получений знаний. Учась в школе, он учится взаимоотношениям с другими людьми, учится ставить перед собой цели и принимать решения, учиться думать и анализировать, отделяя главное от второстепенного. А знания делают жизнь человека интересней.

На сегодня это все.

С уважением, Мария Демина


Наверх

В избранное