Моему сыну четыре года, он знает цифры и умеет правильно узнавать время по телефону. Но когда я по забывчивости говорю ему: "Пора убирать игрушки, через десять минут обед!", то застаю в комнате еще больший беспорядок. Для Мити пока остается загадкой, почему десять минут так быстро кончились.
В основе подобных недоразумений - различное ощущение времени у взрослых и детей. Для ребенка пяти-шести лет десять минут - это почти вечность, а разница между будущей неделей и будущим месяцем вообще недоступна... Малыши поглощены своими занятиями так, что любые мамины призывы поторопиться ничего для них не значат...
Дошкольники постоянно слышат от взрослых про минуты, часы и дни. Но все наши слова про то, что "через пять минут мы должны уйти" или "бабушка приедет на той неделе", звучат для них почти так же абстрактно, как для нас - предсказания о конце света.
Родители часто не догадываются, насколько мало дети знают о времени. Если взрослые порой любят процитировать модную книжку или щегольнуть жаргонным словечком, то и ребенок не откажет себе в удовольствии казаться постарше. Двухлетка, уходя гулять с дедом, обещает маме: "Вернемся в пятницу!". Четырехлетний малыш обожает узнавать который час по телефону и важно констатировать: точное время... тридцать одна секунда. Но и когда шестилетний малыш, взглянув на цифровые часы, называет время - это еще не значит, что он понимает, о чем говорит. Просто он уже знает цифры - не более того.
"Я сам, понимаете, сам умею часы узнавать по часам"
Иногда очень трудно бывает объяснить ребенку даже простые понятия, связанные со временем. Прощаясь утром с мамой, трехлетний мальчик просит:
- Завтра, когда я встану, приходи за мной пораньше.
- Вечером, после того как ты поспишь, - отвечает мама, - будет еще не завтра, а сегодня.
- А сейчас почему не сегодня?
Знакомство со временем для детей начинается с понятий намного более простых: "сейчас" и "потом", затем появляются "вчера" и "завтра". Прошлое можно вспомнить, а в будущем осуществляются всевозможные желания - от мороженого, которое обещали после обеда, до поездки в деревню следующим летом. "Вчера" и "завтра" так похожи, что дети часто их путают.
В детсадовском возрасте большинство малышей знают, сколько им лет и сколько исполнится в следующий день рождения. Но немногие из дошкольников могут сказать, какой сегодня день недели, или определить время по часам со стрелками. Более того, для некоторых детей время дома и в саду разное, а на даче вообще всегда лето...
Школа многое меняет в восприятии времени детьми: время теряет событийный характер. Спросите ребенка: "Когда ты встал?" Дошкольник ответит: "Когда бабушка еще спала, а папа пил кофе". Первоклассник, скорее всего, скажет: "В семь часов". Такое различие связано прежде всего не с возрастом, а со школьным расписанием, которое составлено по часам, минутам и дням недели.
Будильник для медвежонка
Важный шаг к ощущению времени для ребенка - осознание того, что ежедневные процедуры, в которых он участвует - вроде купания или прогулки, - имеют свою очередность. Многие, наверно, помнят мультик про медвежонка, у которого на циферблате будильника было всего две отметки: "сон" и "еда". Для детей таких часов, правда, еще не выпускают. А вот "расписание занятий" сделать гораздо проще. Для этого нужно найти и вырезать из журналов картинки, на которых дети умываются, играют, обедают и т.п. (Это могут быть и подходящие фотографии самого ребенка.) Прежде чем наклеивать картинки в ряд, пусть малыш разложит их в правильной последовательности.
Кроме того, некоторые из детских занятий хороши тем, что длятся строго определенное время. Скажем, чистка зубов занимает около трех минут, вечерняя сказка - минут десять, а "Улица Сезам" - полчаса. Так что, если ребенок спрашивает вас, сколько осталось до обеда, вы легко сможете дать ответ в знакомых ему единицах времени.
Если ребенок ждет не дождется какого-нибудь важного события (именин, например, или отъезда на дачу), чтобы не отвечать по нескольку раз в день на его вопросы, дайте ему возможность считать дни самостоятельно. Можно пометить важную дату в настенном календаре и позволить ребенку вычеркивать или заклеивать прошедшие дни. А можно нарезать лист бумаги в бахрому с нужным числом бумажных ленточек, которые надо ежедневно отрывать. Чтобы было заметно, где кончается одна неделя и начинается другая, хорошо раскрасить эту бахрому в семь цветов радуги, сделав, к примеру, воскресенья - красными, понедельники - оранжевыми и т.д.
Для детей важно понимание того, что время циклично по своей природе. Это его свойство довольно хорошо отражают обычные часы со стрелками. Осваивая с ребенком времена года, месяцы или дни недели, хорошо бы и их изображать в виде замкнутого круга.
Дети запоминают времена года раньше, чем месяцы. Так что, если нужно объяснить ребенку, когда произойдет то или иное отдаленное событие, опирайтесь на время года, а еще лучше свяжите это событие во времени с другими. Например, что пять ему исполнится летом, после того как созреет малина, или что братик должен родиться где-то между осенними и зимними каникулами.
Быстрее, еще быстрее!
Родители часто спрашивают: как же научить детей все успевать и контролировать свое время? Заранее можно предупредить, что больших успехов от дошкольников еще никто не добился: им требуется большое напряжение воли, чтобы делать что-либо в темпе. Иначе говоря, торопиться им несвойственно. А чтобы ребенок все-таки не растягивал на часы переодевание или уборку игрушек, есть несколько хитростей.
Попробуйте, например, включить любимую песенку и предложите малышу справиться со своим делом до ее окончания. Музыка делает ход времени реальным, промежутки - обозримыми, что для младших дошкольников существенно упрощает дело. Дети постарше могут уже тягаться с молчаливым соперником - таймером или песочными часами. Желательно не задавать ребенку разные промежутки времени с помощью таймера, а ставить его, к примеру, всегда только на пять минут. Так малышу будет легче рассчитать свои силы.
А если спортивный интерес не для вашего ребенка, тогда старайтесь использовать те стимулы, которые заложены в природе вещей. Время, например, имеет то свойство, что на его все сразу никогда не хватает: больше потратил на одно - меньше останется на другое. Следует спланировать режим так, например, чтобы уборка игрушек и переодевание были как раз перед началом вечерней детской передачи или чтением книжки, перед сном.
Утренние сборы в детский сад часто становятся сущим наказанием для родителей. Ребенок всеми силами старается оттянуть момент ухода, и в конце концов мама привыкает, что по утрам она должна делать все за него. В чем причина этой утренней медлительности? В специфическом здравомыслии ребенка. Он еще понимает, как можно спешить ради какого-то приятного дела, но садик - для многих детей сомнительное удовольствие. Так что в промежутке между домом и садом лучше предусмотреть минут 10 каких-то приятных занятий - скажем, игры в мяч на улице или рисования мелками. А кому-то больше понравится читать сказки перед уходом. В любом случае стоит попробовать: уверяю вас, это изменит тональность утренней суеты.
Есть случаи, когда нельзя торопиться в обычном смысле слова - например, во время еды и чистки зубов. Но если ребенок то и дело впадает в задумчивость со щеткой или ложкой во рту или, наоборот, начинает болтать и размахивать руками - это серьезное испытание для маминых нервов. Для таких случаев есть, похоже, только один выход: устроиться визави и заниматься тем же, чем и ребенок, пристально глядя ему в глаза. Во-первых, добросовестность взрослого (и само его присутствие) обычно стимулирует ребенка, а во-вторых, когда ребенок на виду, легко пресечь любые его маневры.
Отношение взрослых к времени тоже не идеально.
Мы слишком часто жалуемся на нехватку времени, то и дело куда-то опаздываем. Тем важнее избежать стресса во всех ситуациях, когда дело с временем имеет ребенок. Время не должно становиться врагом для малыша оттого, что оно тянется слишком долго или, наоборот, его слишком мало.
Если дошкольник соревнуется с временем, важно устроить все так, чтобы из этого соревнования он вышел победителем. Например, когда малыш считает дни до праздника, нужно обратить его внимание на то, что он успел сделать и увидеть в каждый из этих дней. По-другому относишься к дням и часам, чем они заняты.
И если ребенок не боится времени - значит, он научится его беречь!
Если вы проживаете на территории России, то теперь у вас появилась уникальная возможность приобрести ранее вышедшие журналы , оформив заказ
через КИОСК на нашем сайте.
Перед приобретением вы можете подробно ознакомиться с содержанием каждого номера. Все, что вам нужно сделать, - это заполнить купон заказа, и в ближайшее время вам будут высланы выбранные вами журналы по указанному почтовому адресу наложенным платежом. Оплата заказа при получении журналов на почте: вы оплачиваете указанную в заявке сумму (цена на доставку, услуги почты уже входят в рассчетную стоимость).