Предлагаем воспользоваться купоном - cvkyp05r1n1jrdwvefclqwkz6lwx28db - на 10% скидку при покупке GOLD-аккаунта DepositFiles с периодом действия 6 месяцев или 1 год. Купон действителен до 2010-10-19.
Работа по исправлению звука проводится, как правило, в три этапа:
Подготовительный этап
Цель подготовительного этапа – подготовить речеслуховые и речедвигательные органы к верному восприятию и воспроизведению звука.
Данный этап может состоять из нескольких подэтапов:
Артикуляционная гимнастика. На начальных этапах работы по постановке звуков речи полезно заняться
с малышом артикуляционной (речевой) гимнастикой, которая поможет закрепить верные положения органов артикуляционного аппарата для произнесения определенных звуков.
Главное правило: чтобы достичь заметного результата, упражняйтесь с ребенком систематически: по 5—10 минут каждый день.
Дыхательные упражнения.
Отработка мелкой моторики рук. Как правило, дети с недостаточно сформировавшейся артикуляцией имеют пробелы в развитии мелкой моторики
рук.
Существует ряд упражнений, которые используют для диагностики степени сформированности двигательной сферы. В процессе их выполнения учитывают точность движений в различном темпе (от медленного до быстрого) и отмечают, участвуют ли в работе органы артикуляционного аппарата. Например, если ребенок закусывает губу, это говорит о недостаточной сформированности двигательной сферы.
Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это различение звуков речи. Для
чего же нужен этот особый слух? Он необходим для верного понимания смысла сказанного. При несформировавшемся механизме речевого звукоразличения малыш воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, вместо «Маша» он слышит «каша», вместо «миска» – «мишка» и так далее.
Впоследствии при обучении письму и чтению недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко.
Этап постановки звука
Цель
постановки изолированного звука – добиться его верного произношения.
Существуют 3 способа постановки: Постановка по подражанию. Внимание ребенка заостряют на положении и движениях органов артикуляционного аппарата (при работе необходимо использовать зеркало). Дополнительно малыш на ощупь тыльной стороной руки проверяет вибрацию голосовых связок при звонких звуках или толчки струи воздуха при произнесении звука [ч'].
Постановка с механической
помощью. При этом способе постановки звука органам артикуляционного аппарата с помощью специальных приспособлений помогают принимать нужное положение или выполнять необходимые движения.
Смешанный способ. Предполагает все возможные способы правильной постановки изолированного звука.
Этап автоматизации звука
Цель автоматизации звука — постепенно, последовательно сформировать его правильное произношение в слогах, словах, предложениях и самостоятельной
речи малыша.
Автоматизация звука в слогах. При автоматизации звука в слогах мы последовательно соединяем нужный согласный с гласными [а], [ы], [о], [у]. Это могут быть:
прямые слоги [са]–[сы]–[со]–[су];
обратные слоги [ас]–[ыс]–[ос]–[ус];
слоги, где звук находится между гласными, [аса]–[асы]–[асо]–[асу]–[ыса]–[ысы];
слоги со стечением согласных [ста]–[спа]–[сма]–[сны]–[ско]–[сфу];
Для занятий с дошкольниками будет достаточно отработки звуков в прямых слогах.
Автоматизация звука в словах. Для автоматизации звука подбирают по 10–20 примеров на каждое положение звука в слове: в начале, середине и конце. Необходимо следить
за тем, чтобы в составе слов не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.
Это работа позволяет не только закрепить произнесение звука в словах, но и активизировать словарь ребенка, развить фонематический слух.
На каждое слово можно подобрать соответствующую иллюстрацию.
Автоматизация звука в предложениях. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове предложения был автоматизируемый звук и
отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.
Автоматизация звука во фразовой речи. Цель автоматизации – тренировка правильного произнесения звука во фразовой, то есть свободной, обычной речи.
Для этих занятий необходимо подобрать скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, стихотворения, игры, насыщенные отрабатываемым звуком.
Основное правило таких занятий — ни в коем случае не исправляйте на каждом слове ошибки ребенка. Иначе
вы будете лишь нервировать малыша, что может привести к его отказу вводить правильные звуки в речь или даже отказу от речи.
При уточнении звука старайтесь не выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребенка и мешать ему следить за последовательностью изложения.
Такие упражнения помимо отработки нужного звука способствуют развитию дикции, памяти, мышления и чувства языка