Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Методики и пособия, развивающие ребенка Блоки Дьенеша


Методики и пособия, развивающие ребенка

Выпуск 2. Блоки Дьенеша

Здравствуйте, уважаемый Читатель!

С Вами снова я, Татьяна Овчинникова!
В прошлом выпуске я немного рассказала о себе. Ну а теперь мы обсудим первую тему - БЛОКИ ДЬЕНЕША .

Это набор из 48 логических блоков (из пластмассы), различающихся четырмя свойствами:

  1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  2. цветом – красные, желтые, синие;
  3. размером – большие и маленькие;
  4. толщиной – толстые и тонкие.

Игра с блоками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др..

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
А именно – выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам, с учетом наличия или отсутствия каждого.

Это пособие ориентировано на игру с детьми от 2 и до 8 лет.

С детьми от 2 лет уместны простые игры. Например, в помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов, так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет).

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, Ваш ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Похоже на собирание мозаики – да?

С детьми 3 – 4 лет можно осваивать свойства, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

Сначала самые простые игры.

  1. «Найди все фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме).
    «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (форме, размеру).
  2. «Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, размеру и цвету). «Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (цвету и размеру, по форме и размеру, по цвету, размеру и форме).
    «Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
    Более сложный вариант: найди такие же как эта, по цвету и форме, но другого размера (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
  3. «Цепочка»
    От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
    1. чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
    2. чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме и т. д.);
    3. чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме…;
    4. чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  4. «Второй ряд»
    Выложить в ряд 5 – 6 любых фигур. Построить над ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
  5. «Домино»
    В этой игре одновременно может участвовать не более 4 детей. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры.
    Правила могут быть разными, например:
    1. ход фигурами другого цвета (формы, размера);
    2. фигурами того же цвета и формы, но другого размера;
    3. фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
    4. такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера;
    5. ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
  6. «Раздели фигуры»
    Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили фигуры. И т. п.
    Посложнее – разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
    И наиболее трудный вариант – разделите фигуры так, чтобы у мишки были все круглые фигуры, у зайки – все желты, а у куклы – все большие.

     

На сегодня все. В следующем выпуске рассылки мы продолжим говорить о блоках Дьенеша.


С уважением, Татьяна Овчинникова.

Напишите мне, если есть вопросы и предложения

Вам понравились эти пособия? Вы можете приобрести их в нашем магазине:

http://www.mstrana.ru/

P.P.S. При желании Вы можете переопубликовать эту статью на своем сайте, блоге, в почтовой рассылке или переслать ее своим друзьям с условием сохранения блока «об авторе» и ссылки в нем.


В избранное