Узы родительской силы: пусть отношения будут приоритетом
Фактор матери
Родители имеют великую привилегию и в то же время великую ответственность: создать основу храма ребенка, то есть представление о самом себе. Р. Кэмпбэл
Продолжаю делать выпуски для вас. Начиная с этого выпуска хочу приглашать желающих в психологические
онлайн-группы, которые я начинаю проводить с осени этого года.
Узы родительской силы: пусть отношения будут приоритетом
В предыдущих выпусках рассылки была озвучена мысль, что
современное общество утратило связь с родительскими инстинктами. Дети привязываются к сверстникам больше, чем
следуют авторитету своих родителей.
Что делать? Как вернуть детей к себе, как стать тем значимым
взрослым, за которым безоговорочно последует подросток и будет осваивать с
удовольствием законы и принципы взрослой жизни? Как можем мы, родители и
учителя, вернуть себе наши назначенные природой роли наставников и воспитателей
молодого поколения?
Следующие несколько выпусков рассылки будут посвящены теме «Узы
родительской силы»
Узы родительской силы: пусть отношения будут приоритетом
Отношения
между родителем и ребенком - это святое. Перед лицом
культуры ровесников мы должны сделать так, чтобы привязанность наших детей к
нам было прочной и сохранялась до тех пор, пока ребенок нуждается в нашем воспитании. Но как этого достичь?
С какими бы вопросами и проблемами мы ни сталкивались в процессе
воспитания, наши отношения с детьми всегда должны быть на первом месте. Влияние
на ребенка оказывают не наши намерения, какими бы благими они ни были. Важно
только то, что мы выражаем своим тоном и манерой поведения. Чтобы донести до
ребенка, каковы наши приоритеты, мы должны претворять их в жизнь. Часто
ребенок, родители которого любят его безусловно, читает по их поведению, что их
любовь, напротив, очень зависит от различных условий. Самое трудное - это
сохранять терпение, смотреть вперед. В суматохе бывает очень сложно помнить,
что у тебя отношения с этим человеком (ребенком), и ты не просто пытаешься
выставить кого-то за дверь на десять минут, наказать лищением каких-то благ.
Проблема в том, что у каждого из нас, родителей, есть свои собственные планы, и
часто мы воспринимаем ребенка как помеху для их реализации.
Безусловное принятие сложнее всего транслировать в ситуациях,
когда оно больше всего необходимо: когда наши дети разочаровали нас, предали
наши ценности или оскорбили чувства. Именно в этих случаях мы должны показать,
словами или жестами, что сам ребенок для нас гораздо важнее того, что он
делает, что отношения значат для нас больше, чем поведение или достижения.
Прежде чем критиковать поведение ребенка, мы должны обезопасить наши с ним
отношения. Именно в самых неприятных ситуациях нам следует крепче всего
держаться за наших детей. И тогда они, в свою очередь, будут держаться за нас.
Пытаясь воспитывать ребенка, стараясь «преподать ему урок»,
когда мы расстроены или полны ярости, мы рискуем заставить ребенка переживать
за наши отношения. Не стоит ожидать от ребенка желания держаться за связь,
которой, по его мнению, сами мы не дорожим. Лучшее, что мы можем сделать в подобных
ситуациях - взять себя в руки, воздержаться от критики и отказаться от
назначения каких-либо «последствий».
Некоторым родителям такое поведение может показаться неестественным.
Они боятся, что их дети воспримут это как поощрение недисциплинированности. Они
уверены: если сразу и подробно не обсудить нежелательное поведение, это только
запутает ребенка и скомпрометирует их собственные ценности. Такой страх
понятен, но не обоснован. Дети редко ведут себя плохо только потому, что не знают,
как следует поступить: ребенок, как правило, понимает, чего от него ждут, но он
либо не может, либо не хочет соответствовать этим ожиданиям. Его неспособность
соответствовать ожиданиям связана с незрелостью, с проблемами в привязанности.
Ребенок чаще бывает неуверен не в том, какого поведения от него ждут, а в своей
собственной ценности и важности для родителя. Вот что требует прояснения и
подтверждения.
Когда мы говорим ребенку: «Это неприемлемо», если привязанность
недостаточно крепка, а связь недостаточно ощутима, ребенок, скорее всего,
услышит: «Меня не любят» или «Меня не принимают, потому что...», или «Меня
будут принимать, только если...» Когда ребенок получает подобное сообщение,
произносим мы его или нет, отношения разрушаются. Подтачивается сама основа
желания ребенка быть хорошим для нас.
Мы не погрешим против своих ценностей, если скажем, что ребенок
для нас важнее, чем его поступки, напротив: мы утвердим их на глубочайшем
уровне. Мы дойдем до самой сути и скажем истинную правду. Когда родителей
спрашивают о базовых ценностях, все они, за редким исключением, говорят о
ценности ребенка и привязанности к нему. Проблема в том, что обычно мы
принимаем отношения как должное. Мы помним о своих ценностях - моральных, например,
но забываем о той, что является самой главной из них - о привязанности. В
общении с нашими детьми мы транслируем, как раз, все остальные ценности. Но
только когда привязанность становится осознанной, мы начинаем понимать, что
самое главное для нас - это сам ребенок.
Copyright 2006-2015 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмоsnezhana_f@yahoo.com