Родители имеют великую привилегию и в то же время великую ответственность: создать основу храма ребенка, то есть представление о самом себе. Р. Кэмпбэл
В предыдущих выпусках рассылки ( архив с блоге здесь) была озвучена мысль, что современное общество утратило связь с родительскими инстинктами. Дети привязываются к сверстникам больше, чем следуют авторитету своих
родителей.
Что делать? Как вернуть детей к себе, как стать тем значимым взрослым, за которым безоговорочно последует подросток и будет осваивать с удовольствием законы и принципы взрослой жизни? Как можем мы, родители и учителя, вернуть себе наши назначенные природой роли наставников и воспитателей молодого поколения?
Далее предлагаю прочитать главу из книги «Не упускайте своих детей» Г.Ньюфелда и Г. Матэ и найти для себя ответы.
Предыдущие способы не упустить своих детей дают нам возможность
запустить инстинкты привязанности ребенка и, в большинстве случаев, помогают
формированию взаимоотношений детей с заботящимися о них взрослыми. Но есть
дети, которых ориентация на ровесников поглотила настолько, что этот базовый
сценарий запуска привязанности уже не сработает. «Что делать, если мой ребенок
уже был «проигран» миру ровесников? - спросят некоторые родители. - Есть ли
способ "отыграть" его?»
Мысль моя такая: всегда есть что-то, что мы можем сделать.
Конечно, ни один из подходов не является универсальным для всех ситуаций, но мы
можем быть уверены в том, что со временем добьемся успеха, если поймем, куда
направить наши усилия. Те же самые шаги и принципы, со временем, сработают,
даже если поначалу ребенок будет сопротивляться нашим стараниям, заставляя нас
усомниться в успехе. В конце концов, мы не можем установить отношения в
одностороннем порядке, мы только можем вовлекать в них и поощрять их. Мы можем
максимально упростить возвращение «проигранных» детей и максимально
обезопасить себя от возникновения конкуренции за них.
Итак, как же нам этого достичь?
Во многих смыслах, ориентация на ровесников напоминает секту, и
трудности, с которыми мы столкнемся, пытаясь вернуть наших детей, очень похожи
на те, с которыми мы бы столкнулись, если бы спасали их из секты. Нашей
истинной целью становится вновь завладеть их сердцами и умами, а не просто
вернуть их физически под нашу крышу и за наш стол.
Пытаясь завладеть собственными детьми, мы должны помнить, что они
нуждаются в нас, даже если сами об этом не подозревают. Даже самые отчужденные
и враждебно настроенные подростки нуждаются в воспитывающем влиянии взрослых.
Несмотря на то, что их инстинкты сбились с пути, а эмоции закрылись, это знание
все еще укоренено глубоко в их душах и может выйти на поверхность в интимной
атмосфере беседы с заинтересованным взрослым или психологом.
Нам нужно подойти к делу завладения нашими детьми уверенно и не
давать им отдаляться от нас или отвлечь нас от выполнения нашей миссии. Чем
более дерзкими и «невозможными» кажутся наши дети, тем сильнее их потребность в
том, чтобы их вернули обратно.
Достичь их возвращения очень важно, не только ради того, чтобы
позволить нам завершить нашу работу по воспитанию, но и чтобы дать им
возможность вырасти. Детей, раньше времени покидающих лоно родительской
привязанности, необходимо заманить обратно, чтобы процесс их созревания
возобновился.
«Вне зависимости от
возраста, - пишет выдающийся американский детский психиатр Стенли Гринспан, -
подростки могут продолжить свое развитие с тех уровней, на которых они
остановились, но это возможно только в контексте близких межличностных
отношений с любящим взрослым». Вовлечение ребенка обратно в крепкие сети
привязанности и удержание его там - это основа для всего другого, что мы можем
пытаться сделать с ребенком и для него.
Ключ к возвращению ребенка - в том, чтобы дать обратный ход
условиям, породившим ориентацию на ровесников. Нам необходимо создать пустоту
привязанности, отделив ребенка от его ровесников, а затем занять эту пустоту
самим. Важно помнить, что ориентированный на ровесников ребенок имеет
повышенные потребности в привязанности, иначе он бы не стал таковым. Недостаток
близости с ровесниками, скорее всего, окажется столь же невыносимым, какими
были пробелы в привязанности, когда родители занимали в жизни ребенка первое
место.
Очень часто, особенно если ориентация на ровесников не слишком
укоренилась, мягкий разворот можно совершить, ограничив взаимодействие с
ровесниками, используя при этом любую возможность для привлечения ребенка к
себе. Очень важно не раскрывать ребенку смысл своих действий, иначе это может
сыграть против нас.
Самое сложное для многих родителей - перенести фокус с поведения
на отношения. Если отношения разрушены, поведение может становиться все более
оскорбительным и тревожным. В таких обстоятельствах нам кажется сложным
прекратить ругать ребенка, умасливать его или критиковать. Чтобы сместить
фокус, мы должны сначала примириться с тем, что все наши попытки
скорректировать поведение ребенка пока останутся тщетными, и переключить свое внимание
на то, чтобы восстановить отношения. Пока не произойдет подлинного сдвига, у
нас не хватит терпения на исправление поведения. Большинство из нас интуитивно
знают, как добиться расположения ребенка, нам просто надо понимать, что не
существует другого способа добраться туда, где мы хотим оказаться, и чем
раньше мы начнем - тем лучше.
Что может быть специфичекой тактикой? Я бы хотел поговорить о
«домашнем аресте». Он остается популярной дисциплинарной мерой для подростков,
нарушивших правила или как-то еще провинившихся. Вопрос в том, как использовать
его - как наказание или как возможность. Домашний арест обычно включает в себя
ограничение контактов со сверстниками, а значит, может способствовать
формированию пробелов привязанности, которыми мы можем воспользоваться. Если
родители потратят это время на то, чтобы пообщаться с ребенком и предложить
ему что-то, за что ухватиться, результат может оказаться целительным. Сам по
себе домашний арест не достигнет желаемой цели. Если мы просто будем
препятствовать взаимодействию ребенка с ровесниками, это вызовет с его стороны
еще большее упорство в стремлении к контакту с ними. Следует избегать
домашнего ареста в случаях, когда родителям не хватает естественной силы
привязанности к ребенку и уверенности в том, что они смогут справиться с
задачей. Как и большая часть методов корректировки поведения, домашний арест
лучше всего срабатывает с теми, кто меньше всего нуждается в этом, и наименее
эффективен для тех, кто нуждается в нем больше всего. Но в любых обстоятельствах
домашний арест, если его вообще стоит применять, сработает наилучшим образом, если
родители используют его как возможность воссоздать отношения со своим ребенком.
А это значит отказаться от тона и эмоций, связанных с наказанием.
Иногда следует принимать более радикальные меры, особенно если
попытки завладеть ребенком остались бесплодными и усилия, направленные на то,
чтобы вставить хотя бы небольшой клин между ребенком и его ровесниками,
оказались тщетными. Есть огромное количество приемов, которые мы можем
применить, в зависимости от ресурсов, которыми располагает семья, и серьезности
ситуации: от поездок на выходные вдвоем с ребенком до длительных путешествий
всей семьей и промежуточных мер. В этих обстоятельствах придется очень кстати
загородный дом, если семья может себе его позволить. Гостеприимные родственники
в деревне, у которых сохранились прочные инстинкты завладения - это то, чего
не купишь ни за какие деньги. Отъезд ребенка на лето и его пребывание вместе с
семьей, даже если эта семья не его собственная, часто становится отличным
противоядием от нарастающего влияния ориентации на ровесников.
Наибольшего эффекта в деле привлечения к себе ребенка можно
добиться, общаясь с ним с глазу на глаз. Когда присутствует более одного
взрослого, ребенок все еще может уйти от личного общения. А если рядом будут
еще и другие дети, пробел в привязанности не станет настолько значительным,
чтобы направить ребенка в нашу сторону.
Организовывайте совместный прогулки и путешествия, используйте все возможные
способы, чтобы восстановить близость в ваших отношениях.
(продолжение следует)
Также ознакомьтесь со статьями на тему подростковой привязанности на сайте здесь или в архиве данной рассылки, начиная с апреля 2012 года.
Copyright 2006-2014 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмоsnezhana_f@yahoo.com