Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Подростки: обидчики и жертвы!


Фактор матери 

Родители имеют великую привилегию и 
в то же время великую ответственность: 
создать основу храма ребенка, 
то есть представление о самом себе. 
Р. Кэмпбэл


Рассылка блога Радости воспитания



Новости:

Рассылка вышла с отпуска


Консультации в блоге:


Темы форума"Дети Индиго. Факт признанный.Что дальше?"

Индиго. Дополнительное образование

Игрушки в жизни детей 

У меня Ребенок Индиго



Радости воспитания
Блог для любящих родителей
Город Мастеров
Психологический ресурс
Позитивная психотерапия
на Закарпатье
Блог для женщин 
Принцесса внутри
Онлайн-обучение
учебники, тренинги, курсы

 Другие мои рассылки:

Сказка - ложь, да в ней намек
Принцесса внутри
Пытка Воспитанием или Воспитание без Пытки
Силе слова повинуясь
Фактор матери 
Он-лайн обучение

 

 

Подростки: обидчики и жертвы! 

Каждый взрослый был подростком. Тема издевательств и насмешек не смогла обойти никого.  Обидчики существовали всегда, соответственно и жертвы их были рядом. Можем вспомнить легко моменты своего детства, где кого-то обижали на наших глазах или нас обижали или же сами выступали обидчиками и насмешниками. Приятного мало, но данное явление существует в среде подрастающих детей сегодня  и помочь своему ребенку пройти это испытание  является одной из важных задач любящего и понимающего родителя.

Взрослые реагируют зачастую одинаково на проявление издевательств в среде подростков: первостепенным выходит коррекция поведения, а не устранение его первопричины.

Данная и предыдущие темы рассылок и последующие основываются на исследованиях Г.Ньюфелд  и Г.Матэ подростковой психологии, которые они изложили в книге  «Не упускайте своих детей». Бытует мнение, что детская жестокость является следствием распущенности детей и равнодушием к их росту и взрослению со стороны родителей. В детях скрывается первобытная жестокость и, по мнению многих педагогов, только сила авторитета способна сдерживать их пробуждающие звериные импульсы. Г.Ньюфелд  и Г.Матэ не оспаривают тот факт, что отсутствие взрослых в жизни детей приводит к росту издевательств в их среде, но они по-шагово доказывают, что не это является главной причиной детского хулиганства, а отсутствие здоровой привязанности между родителями и детьми. Их вывод такой:  «Снижение авторитета взрослых напрямую связано с ослаблением привязанности к ним и с усилением привязанности к ровесникам. В издевательствах, так же как и в любых других ви­дах насилия, проявляются результаты ориентации на ровесников. Основная проблема заключается не в самом поведении, а в поте­ре естественной иерархии привязанности к ответственным за детей взрослым. Когда молодое поколение перестает ориентироваться на родителей, все, что ему остается - это инстинкты и импульсы.»

Авторы заявляют о росте эпидемии издевательств в школе. Обидчики – это не изгои в детской среде, а наоборот это дети, которые имеют свою группу поддержки или даже являются «героями» среди сверстников и пользуются не малой популярностью, имеют силу влияния в коллективе.

Тема насилия подростков не нова и обсуждается часто. Причиной агрессивного поведения детей считают отсутствие нравственности в семье, жестокость в отношениях, недостаток дисциплины или увлечение играми \ передачами агрессивного содержания. Безусловно, это все влияет на зарождение хулиганства, но отнюдь не является первостепенной причиной явления. Не так редко, приходит удивление от того, что вроде бы ребенок из благополучной семьи проявил себя жестоко и агрессивно по отношению к другому. Почему?  Авторы книги «Не упускайте своих детей» доказывают, что отсутствие привязанности - главная причина антисоциального поведения подростков. Есть предположения, что чем больше дети младшего возраста проводили время в кругу сверстников и в разлуке с родителями, тем более склонны они к хулиганскому поведению.

Почему дети, у которых отсутствует привязанность к родителям  предрасположены к тому, чтобы становиться обидчиками или жертвами?

Как было сказано в предыдущих выпусках,  основной фокус  привязанности в жизни человека - дать воз­можность зрелому взрослому, занимающемуся воспитанием ребенка, позаботиться о незрелом, нуждающемся в нем малыше.

Далее по книге:

«Для этого в любых отношениях привязанности, первым делом, нужно установить эффективную иерархию. В нормальных условиях мозг привязанности ставит ребенка в зависимую позицию тогда как взрослый берет на себя доминантную роль. Однако инстинкт выбора между доминированием и зависимостью может быть активи­рован в любых отношениях привязанности, даже если оба участника этих отношений незрелы, и ни один из них не способен позаботиться о потребностях другого. Зависимый участник нуждается в том, чтобы о нем позаботились, а доминирующий принимает на себя ответствен­ность за благополучие другого. Между детьми и взрослыми, правиль­ное распределение ролей очевидно, или, по крайней мере, должно быть очевидным. Если же субъектами отношений являются только дети, результат может быть катастрофическим. Некоторые дети стре­мятся доминировать, не принимая ответственности за тех, кто подчи­няется, другие же отдаются во власть тех, кто не способен воспиты­вать. В результате ориентации на ровесников, мощная потребность в привязанности заставляет незрелых детей, которые должны общаться на равных, устанавливать неестественную иерархию доминирования и подчинения.»

Как помочь ребенку перестать быть обидчиком

Нужно знать,  что дети становятся  обидчикам не намеренно. Они  не хотят быть темы, кто приносит боль другому. Чаще всего, поведение – издевательство над кем-то происходит спонтанно и ребенок еще довольно не зрел, чтобы управлять собой и  эмоциями. Не все обидчики испорченные дети. Многие из них нуждаются в помощи взрослых достичь своей независимости не путем насилия и издевательств.

Издевательства - это результат борьбы между двумя наиболее значимыми психологическими ме­ханизмами эмоционального мозга людей: привязанности и защиты. Эти мощные процессы скрывают врожденную личность ребенка.

Если выпал случай предотвратить издевательство и остановить обидчика, то нужно восстановить утраченную иерархию: преподать урок, не унизить не наказать, а только показать – кто является здесь старшим и более авторитетным. Тут же важно понять, что некая ответственность за эмоциональную реакцию переходит ко взрослому. Важно помнить, что за внешней ожесточенностью подростка  прячется  глубоко ранимый и одинокий маленький человек. Только любящая справедливая забота взрослого сможет уменьшить пыл агрессии и ожесточенности. Если помочь подростку отрефлексировать чувства, которые его посетили в  момент злобы и дать необходимую поддержку, то это случиться бесценное обучение  для него. Вместе с этим, подросток может получить опыт своей нужности кому-то другому, сможет избежать очередного равнодушия взрослых.

Человек способен от­казаться от агрессии, как только удовлетворяется его потребность в привязанности. 



 

Психология стройности. Программа в Юрмале. 
Сентябрь. Подробности

 

 

 

 



Консультирую в онлайн!
Снежана Фурсова

Написать письмо snezhana_f@yahoo.com
Примеры консультаций



Copyright 2006-2014 Снежана Фурсова. Все права защищены.
При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник.
Написать письмо snezhana_f@yahoo.com


В избранное