Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Незрелость: синдром дошкольника!


Фактор матери 

Родители имеют великую привилегию и 
в то же время великую ответственность: 
создать основу храма ребенка, 
то есть представление о самом себе. 
Р. Кэмпбэл


Рассылка блога Радости воспитания



Новости:

 


Бесплатная телефонная психологическая помощь

Если Вам одиноко или не с кем поделиться о своем наболевшем, если какая-то жизненная ситуация кажется безвыходной, если от отчаяния опускаются руки или хочется плакать –  звоните
Телефон доверия
(консультанты 
психологи-инвалиды)

 8 (495) 989 65 83

 




Консультации в блоге:


Темы форума"Дети Индиго. Факт признанный.Что дальше?"

Индиго. Дополнительное образование

Игрушки в жизни детей 

У меня Ребенок Индиго



Радости воспитания
Блог для любящих родителей
Город Мастеров
Психологический ресурс
Позитивная психотерапия
на Закарпатье
Блог для женщин 
Принцесса внутри
Онлайн-обучение
учебники, тренинги, курсы

 Другие мои рассылки:

Сказка - ложь, да в ней намек
Принцесса внутри
Пытка Воспитанием или Воспитание без Пытки
Силе слова повинуясь
Фактор матери 
Он-лайн обучение


Незрелость: синдром дошкольника! 

 Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Продолжаю серию статей об интересном явлении среди современных подростков – зависимость от сверстников. Тема новая в нашей педагогике. Авторы и исследователи вопроса Г.Ньюфелд  и Г.Матэ изложили основные идеи  этой темы в книге  «Не упускайте своих детей»

Предыдущие статьи

1. Ребенок, которого легко растить
2. Почему родители сегодня значат больше, чем когда-либо?
3.Ориентация на ровесников: смещение акцентов влияния на современных детей
4. Вопрос привязанности в воспитании детей
5. Шесть способов чувствовать привязанность
6. Когда основные привязанности конкурируют
7. Когда семейные узы рвутся?
8. Сила быть родителем
9. Почему дети становятся непослушными
10. Опасное бегство от эмоций

Незрелость: Синдром дошкольника

Очень часто родители приходят на консультации и жалуются на то, что подростки безответственны и не желают брать на себя посильные им обязанности.

Учителя и родители сетуют на то, что дети в школе и дома слишком импульсивны, действуют необдуманно агрессивно без понимания последствий такого поведения. Жалобы от взрослых о том, что поведение 14-16 летних подростков  чаще напоминают поведение ребенка в детском саду. Родители в недоумении от того, что вроде как взрослый сын или дочь понимают, что им нужно делать и что от них ожидают, но на практике не придерживаются договоренностей со взрослыми.

Родители озадачены.

Если у вас схожие волнения, то эта статья и последующие для вас. Если  поведение, которое описано  выше вы замечаете в ребенка, которому 4-5лет, то вам не стоит волноваться сильно, хотя стоит проконсультироваться со специалистом.  Но если у вас подросток и он продолжает вести себя как младший школьник, то важно задуматься и начать исследовать отношения между вами, контакт в семье между детьми и взрослыми.

Г.Ньюфелд  и Г.Матэ дают подробную характеристику подростковому поведению, которое вызывает недоумение родителей,  напоминает поведение детей младших классов, называют его «синдром дошкольника». На этом этапе развития некоторые психи­ческие функции у детей пока еще не интегрированы; отсутствие интегративного функционирования - верный признак психологи­ческой незрелости. Конечно, «право» вести себя, как дошкольники, имеют только дошкольники. У детей постарше и у взрослых отсут­ствие интеграции указывает на незрелость, несоответствующую возрасту. Физический рост и физиологическая зрелость не дополняются психологическим и эмоциональным взрослением автоматически.

К сожалению,  незре­лость свойственна всему нашему обществу. «Люди забывают взрослеть, все мы - рыбки в аквариуме полувзрослых людей» (Роберт Блай). В современном мире синдром дошкольника поражает многих де­тей, давно вышедших из возраста детского сада; его можно встретить у подростков и даже у взрослых. Многие взрослые не достигли зре­лости: не научились быть независимыми, целеустремленными лич­ностями, способными удовлетворять собственные эмоциональные потребности и уважать потребности других людей.     

В книге «Не упускайте своих детей»  детально анализируются причины, по которым зрелость сегодня встречает­ся все реже. Основная причина, указанная авторами, - ориентация на ровесников взрослеющих людей. ( про этот феномен можно прочитать в блоге) Чем раньше ребенок начинает ориентироваться на ровесников, и чем значимее они для него будут, тем выше его шансы на «вечное детство». Ориентация на ровесников приводит к задержке в психологическом развитии. Дети, ориентированные на ровесников, не могут повзрослеть.

Что значит «незрелость»

По мере того как мы взрослеем, наш мозг вырабатывает способность сочетать, одновременно испытывать различные впечатления, чув­ства, мысли, ощущения и импульсы, не путаясь в них и сохраняя способность действовать. Именно эта способность названа авторами  интегративным функционированием, говоря о синдроме дошкольника. До­стижение этой точки развития оказывает огромное преобразующее и воспитательное воздействие на личность и поведение.

Признаки «детскости», например, импульсивность и эгоцентризм, исчезают, и начинается формирование сбалансированной личности. Научить этому мозг невозможно; способность к интеграции может развить­ся только сама, до нее нужно дорасти.

Синдром дошкольника не позволяет взрослеющему подростку испытывать и уравновешивать несколько чувств одновременно, поэтому поведенческие реакции молодых людей 14-15 лет бывают очень дерзкими и грубыми. Такие подростки  не умеют сдерживать и управлять сильными негативными эмоциями по отношению к близким, что не может не волновать внимательных родителей.

Взрослеющие дети с синдромом  дошкольника не умеют ждать, они требовательны к  удовлетворению своих потребностей ( прихотей), возмущены, когда не получают желанного сиюминутно. Такое поведение ничем не отличается от поведения дошкольников. Ориента­ция на ровесников делает таких подростков неспособными выносить противореча­щие друг другу мысли, чувства и цели.

Что делать? Как исправить ситуацию? 

Для начала важно остановится поразмыслить и понять. В современномхаотическом мире мы пропускаем этот этап при воспитании детей. Мы должны выяс­нить, что к чему, и понять, что может пойти не так - это необходимо, чтобы избежать ошибок или исправить их.

В следующих выпусках будет описана общая схема взросления от авторов книги.

 

Ничего нового. Многие найдут здесь лишь под­тверждение того, что они уже знают интуитивно.

Как взрослеют человеческие существа?

Читайте в следующих выпусках. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright 2006-2013 Снежана Фурсова. Все права защищены.
При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник.
Написать письмо snezhana_f@yahoo.com


В избранное