Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Ориентация на ровесников: смещение акцентов вляния на современных детей



Фактор матери 

Родители имеют великую привилегию и 
в то же время великую ответственность: 
создать основу храма ребенка, 
то есть представление о самом себе. 
Р. Кэмпбэл


Рассылка блога Радости воспитания



Новости:

 Тренинги в онлайн
здесь

Услуга «Личный форум»
Здесь

Новые статьи в блоге:

Консультации в блоге:


Темы форума 
"Мы и наши дети"


Эмоциональные потребности детей

Притчи, сказки, истории...

по теме воспитания, отношений детей с родителями


Темы форума"Дети Индиго. Факт признанный.Что дальше?"

Индиго. Дополнительное образование

Игрушки в жизни детей 

У меня Ребенок Индиго



Радости воспитания
Блог для любящих родителей
Город Мастеров
Психологический ресурс
Позитивная психотерапия
на Закарпатье
Блог для женщин 
Принцесса внутри
Онлайн-обучение
учебники, тренинги, курсы

 Другие мои рассылки:

Сказка - ложь, да в ней намек
Я подросток!
Принцесса внутри
Пытка Воспитанием или Воспитание без Пытки
Силе слова повинуясь
Фактор матери 
Он-лайн обучение


Ориентация на ровесников: смещение акцентов вляния на современных детей 

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Больше прислушивайся к звукам,
Исходящим из уст ребенка, чем к словам.
Вздох скажет тебе больше, чем тысяча слов,
А короткий смешок – больше чем книга.
Звук – это прямая дорога к душе ребенка.
Это голос сердца:
«Я не могу объяснить словами,
Но это для меня реально».
Пусть это станет реально и для тебя.
И тем самым ты преподнесешь 
своему ребенку великий дар.    

То, что дети сегодня другие – это уже данность. Вместе с тем, что делать с этой инаковостью? Что предпринять родителям, чтобы быть спокойным за будущее своего ребенка? Чтобы прийти к каким-то выводам важно вначале обратить внимание на новые процессы, которые сегодня повсеместно происходят в детской среде. Автор книги «Не упускайте своих детей» Г.Ньюфелд изучил одно явление среди подростков и профессионально дал ему оценку. Он заявляет, что основная и наиболее разрушительная из сил, подрывающая родительский авторитет и делающая бессильной родительскую любовь – это все больше укрепляющая связь наших детей со своим ровесниками. Истоки нарушения поведения целого поколения сегодняшних детей и подростков лежат в том, что воспитывающие их взрослые перестали быть для них ориентиром. Слово «нарушение» в этом контексте имеет самое базовое значение, но не патология. «Нарушение» рассматривается как прерывание естественного хода вещей. Наши дети все чаще обращаются за советом, опытом, знаниями не к отцам, матерям, учителям, а к своим ровесникам.  Можно наблюдать все возрастающий процесс сложностей между  взрослыми и детыми: дети все сложнее поддаются обучению, они не взрослеют, потому что они больше не следуют примеру взрослых. Дети сами воспитывают друг друга. Такое явление уже имеет свое название в профессиональной литературе – ориентация на ровесников.

Последствия такого феномена уже четко видны: замолкают родительские инстинкты, ослабевает родительские авторитет и родители вынуждены воспитывать своих детей не «сердцем», а «головой». Знания о том, что делать с детьми уже не передаются по семейным традициям,  а черпаются из книг умных экспертов, родители все больше прислушиваются к размытым ожиданиям общества относительно своих детей.

Что же такое ориентация на ровесников?

Ориентация очень тесно связана с привязанностью. Привязанность нужна как воздух каждому младенцу, пришедшему в мир. Человек, как и все живые существа, способен к непроизвольному ориентированию, путем следования примеру тех, к кому он привязан. Дети обладают врожденным инстинктом ориентации: они нуждаются в том, чтобы кто-то задавал направление их движению. Как магнитная стрелка компаса автоматически разворачивается в сторону Северного полюса, так дети имеют врожденную потребность находить свое направление, поворачиваясь в сторону источника авторитета, контакта и тепла. Дети не могут жить без такой фигуры. Они не могут справиться с «ориентацией пустотой». Если нет теплого контакта с родным человеком – матерью в раннем детстве, то между ребенком и взрослым миром и создается пустота, которая очень пугает его. Родитель или другой взрослый, исполняющий обязанности родителя, является задуманным природой полюсом ориентации для ребенка.

Если рядом с маленьким ребенком или подростком нет взрослого, играющего роль родителя, человеческое дитя будет ориентироваться на кого угодно из ближайшего окружения. В последние десятилетия социальные, экономические и культурные тенденции были направлены на то, чтобы вытеснить родителей с их изначальных позиций, ослабить их ориентирующее влияние на собственных детей. Их место заняла группа ровесников. И это имеет свои не очень радостные последствия.

Дети не могут одновременно ориентироваться на взрослых и на других детей. Невозможно в одно и то же время идти в противоположных направлениях. Мозг ребенка вынужден автоматически выбирать между родительскими ценностями и ценностями ровесников, родительской культурой и культурой ровесников во всех случаях, когда эти два мира конфликтуют между собой.

Это не означает, что дети не должны быть среди своих ровесников. Напротив, связи с ровесниками естественны и могут идти на пользу. Суть в том, что ценности взрослых способны показать ребенку большую перспективу в будущее. Контакт со взрослыми дает возможность подростку повзрослеть и стать ответственным. Среда ровесников не может показать пример взросления.

Многим покажется, что ориентация детей на ровесников выглядит естественной или остается незамеченной, потому что утрачена интуиция у многих взрослых людей. Последствия ориентации на ровесников становится очевидными в подростковом возрасте, но ее ранние признаки видны уже ко второму или третьему классу.

«Но разве мы не должны отпускать своих детей?» - спросят многие родители. «Разве наши дети не должны стремиться к независимости?». Безусловно, должны, но только тогда, когда наша миссия как родителя выполнена и только для того, чтобы стать самим собой.  Молодые люди становятся независимыми, уважающими себя взрослыми не благодаря приспособлению к незрелым ожиданиям ровесников. РРразмывая естественные границы привязанности и ответственности, ориентация на ровесников мешает здоровому становлению личности.

Дети могут знать, чего они хотят, но опасно предполагать, что они знают, что им необходимо. Ребенку, ориентированному на сверстников, кажется естественным предпочитать общение с друзьями близости с семьей, ему хочется проводить с ними как можно больше времени. Для ребенка нет ничего лучшего.

Если вы в воспитании ориентируетесь на предпочтения ребенка, вы можете отойти от выполнения своей миссии задолго до ее завершения. Чтобы вырастить наших детей психически здоровыми и уверенными в себе,  мы должны вернуть их себе и взять на себя ответственность за реализацию их потребности в привязанности.

Возможно, мы не в состоянии остановить социальные, культурные и экономические предпосылки ориентации на ровесников, но мы можем сделать очень многое в наших семьях и в наших школах для того, чтобы нас не вытесняли раньше времени из жизни наших детей.  Все что требуется от нас – это вернуть отношениям «родитель-ребенок» и «взрослый-ребенок» их естественную базу. Отношения являются не только основой наших трудностей как родителей и учителей, они также могут стать ключом к их преодолению. Взрослые, которые строят воспитание на прочном фундаменте отношений со своими детьми, руководствуются интуицией. Им не нужны ни воспитательные техники, ни руководства, они основываются на понимании и эмпатии. Если мы знаем, как вести себя с нашими детьми и кем мы должны быть для них, нам требуется гораздо меньше советов и указаний. Если наши отношения с детьми восстановлены, практические действия свершаются спонтанно, на основе личного опыта.

Хорошая новость состоит в том, что природа на нашей стороне. Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они этого не ощущают, и даже если своими словами или действиями демонстрируют нам обратное. Мы в состоянии вернуть себе роль наставников и воспитателей. Конечно, не существует универсальных подходов, одинаково хорошо работающих во всех ситуациях, но родители, которым удалось понять на чем следует сосредоточить свои усилия, гораздо чаще достигают успехов, чем переживают неудач.

( продолжение следует)

По книге

«Не упускайте своих детей» Г.Ньюфелда и Г.Матэ

 


 

Предыдущие статьи


Почему родители сегодня значат больше, чем когда-либо.

 

 Снежана Фурсова, консультирую в онлайн

Написать письмо snezhana_f@yahoo.com 




 


 

Copyright 2006-2012 Снежана Фурсова. Все права защищены.
При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник.
Написать письмо snezhana_f@yahoo.com

В избранное