Родители имеют великую привилегию и в то же время великую ответственность: создать основу храма ребенка, то есть представление о самом себе. Р. Кэмпбэл
В сегодняшней статьей хочу ознакомить читателей с главными отличиями методов
воспитания прошлого и требованиями дня сегодняшнего.
Чтобы не отставать от перемен
происходящих в мире, родителям нужно изменить свой подход к воспитанию. Никто
не будет оспаривать тот факт, что за последние 200 лет общество совершило громадный
скачок вперед. В историческом аспекте мы можем отметить, что личные свободы и
человеческие права изменили свой статус и стали более демократичными. Но часто
можно наблюдать, как родители неукоснительно следуют традициям темного средневековья и продолжают использовать
устаревшие методы воспитания детей.
Для того, чтобы
вырастить здоровых психологически и физически детей, способных к сотрудничеству
с обществом, родителям необходимо модернизировать методы воспитания.
Если родители желают,
чтобы их дети чувствовали себя уверенно в свободном мире, нужно отказаться от
«бабушкиных рецептов» воспитания, заменив их на более эффективные методы.
Различия методов
воспитания!
В прошлом детей
контролировали при помощи давления, страха и чувства вины. Чтобы мотивировать
хорошее поведение, детям настойчиво внушали, что они порочны. Чтобы заслужить
хорошее расположение родителей, надо быть сверх послушным.
Сильнейшим
сдерживающим фактором для ребенка был страх потерять любовь и благосклонность родителя.
Если этого оказывалось недостаточно, то взрослые прибегали к более жестоким
наказаниям, которые должны были пробудить в ребенке еще больший страх и сломить
его волю (примеры: в углу на коленях, запирание в темной комнате, порка,… все этого сопровождалось оскорбительными и
унизительными словами).
Непослушного ребенка
называли своевольным или своенравным, что никак не допускалось всей системой воспитания.
Новые методы
воспитания в, отместку старой традиции, предлагают воспитывать СИЛЬНУЮ ВОЛЮ, а
не ломать ее ребенке! Это есть хороший
залог того, что маленький человечек вырастет уверенным в себе, отзывчивым и
способным к сотрудничеству с миром.
В прошлом целью
воспитании было любыми методами привить послушание ребенка авторитету (родитель,
учитель, старший). Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить
волевого ребенка, но при этом склонного к сотрудничеству, путем прислушивания к
другим мнениям, умением уступать. Чтобы
добиться сотрудничества нет необходимости ломать его волю. Сегодня дети особо с
открытыми сердцами и когда их воля получает от окружающих здоровую подпитку,
они особо охотно идут на встречу взрослым
и радостно воспитывают себя сами и не сопротивляются любящим родителям в послушании,
внимают наставлениям.
Итак, цель позитивного
воспитания - вырастить волевого, но при
этом готового к сотрудничеству ребенка.
И снова! Методы
прошлого были нацелены на воспитание послушных детей. Новый подход направлен на
воспитание отзывчивых и сострадательных детей, которые подчиняются правилам не
из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, согласно ритму сердца. И
если такие дети не лгут, то это не потому, что это противоречит правилам, а
потому, что они честны и справедливы от рождения. Мораль для детей, воспитанных
в новых условиях не является чем-то навязанным извне – она идет изнутри, воспитанная сотрудничеством с родителями.
И снова!
Воспитательные методы прошлого были сосредоточены на том, чтобы приучить детей
подчиняться беспрекословно. Новый же стиль предлагает воспитывать уверенных в
себе лидеров, способных творить свою судьбу самостоятельно, а не просто слепо
следовать за кем-то. Уверенные в себе дети отчетливо осознает, кто они есть и
чего хотят добиться в жизни.
Воспитанные в духе
сотрудничества девочки и мальчики меньше
поддаются давлению со стороны сверстников и не испытывают потребности
бунтовать, чтобы утвердить себя. Они думают своей головой, но при этом остаются
открытыми для помощи и поддержки со стороны родителей. Когда такие дети
взрослеют, их не сковывают предрассудки окружающих. Они твердо следуют своему
внутреннему компасу и принимают решения самостоятельно.
Результаты воспитания,
основанного на страхе.
Главные приемы такого
воспитания известны нам:
- запугивание;
- критика;
- неодобрение;
- насмешки, унижения;
- словесный террор, крики;
- оплеухи
- упреки
- заточение;
- жестокие физические наказания….
Перечисленные методы,
к сожалению, сегодня еще не утратили своей силы, но стали нецелесообразными.
Отличительной
особенностью сегодняшних детей является:
- высокая чувствительность к всему
происходящему;
- также дети сегодня намного способнее
родителей в детстве;
- обладают громадным творческим потенциалом,
чем прежде наблюдался у детей.
И устаревшие методы
воспитания оказывают на них сильное
негативное воздействие. Когда дети были
более «толстокожими», эти методы приносили пользу. Но теперь они устарели и просто ПРОТИВОПОКАЗАНЫ.
В прошлом тумаки и наказания
заставляли детей боятся авторитетов и
следовать правилам. Сегодня такие методы влекут за собой диаметрально
противоположные последствия. Посеешь насилие
- пожнешь насилие! Только потому, что дети стали более чувствительно,
они активнее отвечают насилием на насилие.
Если сегодня вы
обеспокоены своими взаимоотношениями с детьми, чувствуете себя некомфортно, как
родитель, - первый сигнал вам. Не используете
ли вы средневековые методы воспитания своих детей?
Copyright 2006-2012 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмоsnezhana_f@yahoo.com